Значение материала. Материалыдля рисования очень разнообразны и это разнообразие можно связать с общими задачами изображения. Натура, предмет, факт, событие или явление сами подскажут формат, материал и технику рисунка, поскольку техника рисования имеет прямое отношение к композиции, к средствам выражения, к материалу рисунка.
Выполняя в рисунке трёхмерные предметы, явления, события, нужно картинную плоскость, лист бумаги представить себе трёхмерным пространством, забыть о плоскости, о поверхности и видеть изображаемое в пространстве, где можно было бы двигаться мысленно совершенно свободно. Прежде нужно представить мысленно всю картину и, начиная от общего, строить её постепенно линиями, точками, пятнами. А, уяснив пространственные, конструктивные, динамические качества натуры наполнить массами и довести их до степени объёмов и пространственного положения, следя за тем, чтобы каждый штрих подчёркивал ту или иную характерную особенность, фактуру.
Работы, выполненные графитным карандашом, имеют сероватый тон с лёгким блеском. Рисунки карандашами «Ретушь» более насыщенные по тону легко растушёвываются, но плохо стираются резинкой. Итальянский карандаш даёт глубокий матовый бархатистый чёрный цвет, легко растушёвывается на бумаге. Рисовальный уголь обладает тёплым чёрным цветом. Легко ложится на бумагу, картон; растушёвывается от чёрного до светло-серого цвета, но плохо держится на бумаге и нуждается в фиксации. Соусом работают сухим и мокрым способом. Чёрный, серый и коричневый он обладает интенсивной красящей способностью, но слабо закрепляется на поверхности бумаги. Обычно кистью грубо моделируют форму и тон рисунка, а по сухому – растушёвкой и резинкой окончательно доводят рисунок или кистью наносят несколько слоёв до получения нужного тона, а затем, после высыхания, резинкой и растушёвкой выбирают светлые места. Сангиной выполняют рисунки в технике «гризайль» в различных оттенках одного цвета, растирая ваткой для получения более тонких и прозрачных слоёв. Пастель (мягкие цветные карандаши нежных цветов и оттенков) обладает бархатистостью и матовостью цвета, но плохо удерживается на бумаге. Такие рисунки нуждаются в фиксации. Выполнять же их следует на шероховатой бумаге. Пастель любит тонированную бумагу.
|
Контурный рисунок или линейный рисунок имеет свои отличительные особенности и качества. Линия – главное выразительное средство рисунка. Линия – это протяжённое движение карандаша, пера, кисти по бумаге. Они могут быть различными по интенсивности, характеру и назначению. Сплетаясь в разнообразные формы, линия может иметь самостоятельное значение. Она может быть тонкой, изысканной и кружевной, нежной и бархатистой. Линия в рисунке должна быть живой, интересной и динамичной. Уже в линейном рисунке можно передать не только форму, объём, характер предмета, его пространственное положение, но и эмоциональное состояние самого рисующего. Линия может быть решительной и смелой, порывистой и стремительной, неуверенной и робкой. Через линию художник проявляет свой темперамент, настроение. Линия может быть легкой, воздушной и перспективно сокращаться в пространстве, обозначая глубину в рисунке; массивной, широкой – подчёркивая массу, выделяя передний план. Линия может стать самой поэтической частью рисунка, она руководит взглядом зрителя. Но линии не должны быть оторваны от форм поверхностей, а органически из них вытекать, помогать восприятию пропорциональности целого, гармонии общего относительно плавности строения фигуры, выражать пластические чувства. По своей начертательной ясности и пространственно-линейной чёткости контур незаменим в изобразительном сочинении, градация же поверхностей, образующих форму, их членение и объединение в одно целое, их анализ и синтез образуют живописную и экспрессивную игру форм.
|
Рис. 33. Линейный контурный конструктивный рисунок (студенческая работа)
Штриховой рисунок передаёт тон предмета, форму, различные направления объёмных масс, несёт в себе светотеневые градации, рефлексы, тоновое и цветовое напряжение. Штрих имеет несколько иное значение, чем линия. От линии отличается тем, что самостоятельное значение он имеет лишь в совокупности с другими штрихами. Кроме того, в рисунке присутствуют зигзаги и росчерки.
Рисующему необходимо заботиться о выразительности линий, зигзагов, росчерков, штрихов, контуров, силуэтов. С помощью этих средств рисующий передаёт своё восприятие мира. Линия и штрих часто решают общие задачи, но часто меняются функциями или дополняют друг друга. Линия главным образом определяет границы формы. Штрих, являясь производным от линии, передаёт пятно, тон и самостоятельное значение и его качество определяется его количеством. Штриховой рисунок – совокупность коротких и быстрых движений руки (карандаша, пера…) Всё зависит от того, как рисующий использует эти средства художественной, рисовальной и творческой выразительности, как он ведёт линию и кладёт пятно, в какой пропорции берёт светлое и тёмное, как передаёт пространство и т. д.
|
Рис. 34. Штриховой рисунок (учебная работа)
Рис. 35. Учебная работа студента
Рис. 36. Учебная работа
Рис. 37. Учебная работа
Рис. 38. Учебная работа
Рис. 39. Учебная работа
Но штрих условен, жестковат и не достигает цели, когда надо рисунок сделать с легкими тоновыми переходами, глубокими фонами; не достигает эффекта при передаче воздушных планов.
Тоновой рисунок передаёт бесконечное многообразие предметного мира. Мягкий карандаш, соус, сангина, уголь приёмами растушёвки передают воздушные Валеры, окраску и материальные качества предметов от легчайших складок ткани до жёсткости металла. Именно этим приёмом достигаются светлые тона и сочные густые тени, фактура вещей, внешние качества материи, вода и земля, камень и штукатурка, тело и волосы человека, его одежда. Здесь важно правильно использовать навыки, мастерство. Благодаря отношениям тонов мы зрительно воспринимаем материал предметов, их пространственное положение. Кроме перспективного построения поверхностей предметов, передачи светотеневых градаций на объёмной форме, необходимо сохранить в рисунке правильные светотеневые различия. Тональным отношением в натуре является различие в светлоте между несколькими предметами. Пропорциональное натуре различие в светлоте между несколькими предметами называется тональными отношениями в рисунке. Можно увеличить или уменьшить силу освещённости предметов или их поверхностей – характер реальной действительности не изменится, если при этом будут пропорционально сохранены тоновые отношения для всех поверхностей. Рисуя с натуры, надо так распределить переходы тонов от светлого до тёмного, чтобы то, что было самым тёмным в натуре и на рисунке оказалось самым тёмным, самое светлое – самым светлым, а промежуточные тона в изображении во столько раз сильнее или слабее этих двух пределов, во сколько они сильнее или слабее в видимой натуре. Освещённость предмета в рисунке зависит не от контрастов света и тени, а от умения рисовать отношениями, от выдержанности тонального масштаба. Законы тонового ведения рисунка служат основным средством изображения.
Рис. 40. Капитель. Карандаш
Рис. 41. Маска Сатира. Рисунок карандашом студентки К. Ашаевой
Рис. 43. Работа студентки А. Сафоновой. Бумага, карандаш
Линия, штрих, контур, пятно, тон – язык графики и главные его выразительные средства. Но графика не исключает применение цвета. Такими графическими материалами как сангина и уголь, сепия и соус, чернила и тушь можно достичь интересных живописных эффектов. Графические работы могут быть и цветными. Не имеет значения, какими художественными материалами (акварель, гуашь, цветные карандаши, пастель) будет выполнена работа. Характер применения цвета здесь совершенно иной. Цвет в живописи играет главенствующую роль, цвет в графике подчиняется особенностям рисунка, где условность цвета велика. В графике применяют ограниченное количество цветов, которые образуют сближенную цветовую гамму и сохраняют условность изображения. В лаконизме, ёмкости образов концентрации и строгом отборе графических средств заключаются художественно-выразительные достоинства графики.
Овладение рисунком должно быть осознанным и творческим. Для овладения рисунком нужны систематические и методические упражнения. Успешное овладение рисунком возможно при двух условиях:
1. Сознательный и творческий подход к каждой задаче. Осознание цели руководит всей работой, регулирует взаимоотношение частей, даёт выражение движению и действию. Техника подчиняется этой творческой работе.
2. Усвоение привычных технических приёмов, позволяющих в кратчайший срок схватить основные черты изображаемого объекта, явления, события.
Усвоение технических приёмов и методов зависит от сознательной работы над формой, от того мастерства и умения, которое является в результате систематических упражнений в рисовании. В результате таких упражнений приёмы и методы должны стать привычными и полумеханическими, чтобы оставить больше места для творчества. Не художник должен быть в руках случайностей работы, а работа в руках художника.
Изображение предмета не должно носить характер случайно выбранного вида со случайно выбранной точки зрения. Рисунок следует выполнять на основе знания особенностей строения предмета. Для лучшего решения наглядности изображения исходят из форм предмета, а также из простоты построения. Главное внимание должно быть направлено на возможно полный показ особенностей предмета, его устройства.
При выполнении рисунков сложных по форме предметов, необходимо представить предмет прозрачным и определить невидимую часть предмета. Лёгкими линиями наметьте её в рисунке. При рисовании зданий, сооружений необходимо знание и умение рисования куба, цилиндра, конуса и т. д., т. е. рисования геометрических тел.
Рисунки могут быть выполнены различными материалами, техниками и приёмами. В графике часто используются карандаш, тушь-перо, сангина, пастель, акварель. Чёрная тушь употребляется при отмывке и при перовой технике. Даже одним цветом можно создать выразительные рисунки. Японские мастера различают более ста сорока четырёх оттенков чёрного цвета. Шкала тонов может иметь большой диапазон.
Рис. 44. Работа тушью-пером и кистью.
Наброски и зарисовки с натуры развивают наблюдательность и зрительную память, развивают восприятие, умение видеть, осознавать окружающий мир. Они способствуют овладению практическими навыками изображения предметов, явлений, событий предметного мира, если не ограничиваться только лишь азами изобразительной грамоты. Знания, умения, навыки уверенного владения свободным, беглым рисунком приходят через систематические и целенаправленные упражнения, через каждодневный, неустанный труд. И отношение к такому роду занятий нужно серьёзное, нельзя удовольствоваться усвоением лишь нескольких технических приёмов. Наброски и зарисовки с натуры уже тем сложнее вести, что изображаемый объект динамичен и нужен острый глаз, твёрдая рука, отточенные в упражнениях движения, согласие глаза, руки и души, чтобы верно поймать и запечатлеть движение, позу, характер в нескольких штрихах, линиях, тоновых пятнах, только самое главное, самое важное, что могло бы сложить достаточное представления об изображаемом объекте. Наброски и зарисовки отличаются лаконичностью, но цельностью обобщённо-условной образной трактовки и выразительностью графических средств с акцентировкой главных, характерных особенностей, присущих натуре. Для этого нужно учиться видеть избирательно и формировать умение ведения быстрого восприятия, рисования, оперативного мышления. Нужно развивать в себе способности вести рисунок по памяти, по представлению, а для этого нужна хорошо тренированная зрительная память и развитое творческое воображение и всё это возможно сделать, если следовать высказыванию Ченнино Ченнини: «Рисовать надо всегда, не пропуская даже праздников: рисунок – вот основа всякого искусства».
Трудность набросков и зарисовок ещё и в том, что они ведутся «вживую», без какой-либо подготовки. Особенно это касается набросков и зарисовок в технике: тушь-перо, кисть, заострённая палочка; акварель-кисть, перо; соус-кисть, перо, мел, белила; гуаши и т. д. Необходимо знание материалов и умение работать углём и соусом, тушью и акварелью, пером, палочкой, фломастером и многим другим. Знания, умения и навыки при ведении набросков и зарисовок нужны обширные и должны быть прочными. «Чем художник больше знает, тем он свободнее и самостоятельнее, чем он больше умеет, тем он больше может» - К. Ф. Юонн.
Ремесло может быть достигнуто путём усвоения апробированных приёмов равнодушного выполнения рисунков-схем. Мастерства достигают путём овладения методом творческого видения, понимания и воспроизведения в творческом произведении. Путём длительной и целенаправленной работы над набросками и зарисовками с натуры, по памяти, по воображению вырабатывается связь между мышлением и рисунком, подобно той, которая выработана у грамотного человека, когда он без особых усилий читает или записывает буквами и словами те или иные мысли. Так же, как и композитор сочиняет и записывает музыкальное произведение при помощи нот.
Архитектору крайне важно владеть линией, штрихом, пятном. Комбинация этих элементов, быстрота и лаконизм изображения, обострённая выразительность, живость и непосредственность, легкость выполнения, большая динамика набросков и зарисовок даёт возможность создавать произведения искусства. Как говорил П. П. Чистяков, великий художник-педагог: «Надо сделать трудное привычным, привычное – лёгким, а легкое – красивым». В этом залог творческого успеха.
Рис. 45. Наброски. Студенческая работа. Карандаш.
Рис. 46. Зарисовки. Д. Просвирнин. Тушь, кисть.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Называют рисунком и относят к графике, как правило, произведения, выполненные карандашом, пером, соусом, сангиной и другими графическими материалами. Работы, выполненные пастелью, акварелью, гуашью, темперой могут быть отнесены как к графическим, так и к живописным в зависимости от характера исполнения.
«Владение рисунком – необходимое условие профессионального мастерства и для графика, и для скульптора, и для архитектора». (А. С. Зайцев.)
«Без важной доли ремесла не может существовать никакое подлинное искусство. Творить – прежде всего что-то делать, и тот, кто не умеет делать, не может творить». (П. Муратов – русский историк искусства).
«Важно не только изобразить, но прежде всего видеть то, что вы хотите изобразить». (Г. Савицкий. Молодым художникам о мастерстве. М., Издательство Академия художеств СССР, 1952).
Рисунок будет сочнее и штрих рыхлее, если он будет выполнен на крупнозернистой бумаге мягким карандашом и напротив – суше и чётче, если рисунок будет выполнен твёрдым карандашом на мелкозернистой бумаге. Наброски и зарисовки лучше вести мягким карандашом на слегка шероховатой бумаге.
Для рисунка пером нужна чёрная тушь и хорошее перо с упругим концом, дающее тонкий и толстый штрих. Для перовой техники лучше подойдёт гладкая бумага, не боящаяся влаги, т. е. хорошо проклеенная.
Пером для рисунка может служить гусиное перо и вообще маховые перья крупных птиц. Перо должно обладать гибкостью и эластичностью, позволяющими делать линии самой различной толщины. Концы перьев срезают острым ножом под углом и делают надрез вдоль на несколько миллиметров. Изготовление перьев требует достаточного навыка.
Приготовить деревянные палочки для рисования лучше из мягких пород деревьев (липа, ольха, осина), они меньше царапают бумагу. Затачиваются по желанию художника лопаточкой или иначе, как того требует поставленная задача. Прежде чем приступить к рисунку, нужно потренироваться.
В архитектурном проектировании часто возникает необходимость равномерно закрыть большую поверхность бумаги одним тоном. Для этого нужно применять способ косой штриховки, в результате чего получается равномерный тон большой поверхности бумаги. Для покрытия большой поверхности необходимо иметь хорошую кисть, дающую широкий мазок и тонкую линию и вовсе необязательно брать большую кисть. Она не даёт идеально ровной поверхности, обойти же мелкие детали силуэтов такой кистью бывает трудно.
При выполнении рисунков необходимо учитывать их композиционное решение. В этом помогут: 1. Наброски и зарисовки с натуры лиц, фигур человека и животных. 2. Рисование по памяти и воображению фигур человека и животных в движении. 3. Путевые зарисовки в альбоме и их коллекционирование для использования в дальнейшей творческой работе. 4. Упражнения в композиции на основе набросков и зарисовок альбомного характера на темы повседневной жизни или яркого события. 5. Копирование композиционных решений мастеров рисунка и живописи.