Основы профессионализма учителя-логопеда




 

Становление специалиста в любой области профессионального разви­тия обнаруживает ряд общих черт, закономерностей и сходных этапов. В работах отечественных педагогов и пси­хологов проводится анализ профес­сиональной деятельности учителя, его личности, педагогиче­ского обще­ния, раскрыва­ются пути совершенствования педагогического мастерства (Ю.К. Ба­банский, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.К. Мар­кова, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.).

Станов­ление специалиста в любой области тесно свя­зано с развитием его личности. Такие черты лич­ности че­ловека, как ответст­венность, гибкость, оперативность, творческий подход, адекватная само­оценка и другие могут оказывать позитивное влияние на вы­бор профессии, ход про­фессиональ­ной адаптации, выбор стратегии и тактики осуществления деятель­ности, установление профес­сио­нальных притязаний. Некоторые особенности личности могут препят­ствовать ста­новлению про­фессионализма, например, не­достаточное разви­тие общих способностей, не­га­тивные акцен­туации характера, неразвитость эмоционально-волевой и мо­тивационной сфер и др.

Профессиональная деятельность учителя-логопеда осуществляется в мно­гомерном про­странстве, ее основными «плоскостями» выступают лич­ность, деятельность и общение, по­этому становление профессионализма учителя-ло­гопеда напрямую зависит от новообразова­ний, которые имеют ме­сто в каждой из этих сфер. Рассмотрим их подробнее.

 

 

Сто­роны профес­сио­на­лизма Признаки профессионализма Признаки непрофессиона­лизма
    Про­фес­сио­наль­ная дея­тель­ность   Понимание предназначения про­фес­сии, ее социальной зна­чимо­сти Непонимание социальной значи­мо­сти, предназначе­ния про­фес­сии учителя-лого­педа
Овладение правовыми и де­онто­логи­че­скими нормами про­фес­сио­нальной дея­тельно­сти Нарушение правовых и де­он­толо­ги­че­ских нормативов профес­сии
Овладение компонентами педа­гоги­че­ской техники и мас­терства Недостаточное владение компо­нен­тами педагогической техники и мас­терства
Адекватное использование лого­педи­че­ских технологий, дос­ти­же­ние вы­соких результа­тов ло­гопе­дической коррекции и их стабиль­ность Низкая эффективность про­фессио­наль­ной деятельно­сти, не­выпол­не­ние про­фессио­нальных функций
Осознанные, творческие дейст­вия в профес­сиональной среде, осоз­нание индивидуаль­ной от­ветст­вен­но­сти за резуль­таты деятель­ности Пассивность и несамостоя­тель­ность в работе, отсутствие осозна­ния ин­ди­виду­альной от­вет­ствен­ности за ре­зультаты дея­тель­но­сти
Устойчивость к профессио­наль­ным пе­регрузкам, отсутст­вие ус­талости, сим­птомов «эмо­цио­нального сгора­ния» Высокая психологическая цена ре­зуль­тата, постоянное пе­реутомле­ние, уста­лость, апатия
  Про­фес­сио­наль­ное об­ще­ние Отнесение себя к профес­сио­наль­ной общности Отсутствие представления о себе в профессии
Овладение нормами и куль­турой пе­да­гогического общения и этики, комму­никативной куль­ту­рой Нарушение этических норм про­фес­сии, недостаточное вла­де­ние ком­му­никатив­ной куль­турой
Доброжелательность, эмпатич­ность про­фессио­нальной по­зи­ции, ком­му­ника­бельность Некомпетентность профес­сио­наль­ной коммуникации, не­умение слу­шать и по­нимать со­беседников
Готовность к изменениям, откры­тость для духовного взаи­мообо­гаще­ния, ана­лиз эф­фек­тивности собственного ком­муни­кативного поведе­ния Косность, консерватизм, за­кры­тость в общении, низкий уро­вень знания осо­бенностей своего ком­муникатив­ного по­тенциала  
Конкурентоспособность, умение вы­звать в социуме ин­те­рес к ре­зульта­там своей про­фес­сиональ­ной дея­тельности Отсутствие интереса к ре­зульта­там труда и ответствен­ности за профес­сио­нальные ре­шения и дей­ствия
  Про­фес­сио­наль­ная личность Устойчивая профессио­наль­ная мо­ти­ва­ция, интерес к про­фессии, продуманное по­ведение Неустойчивая или низкая профес­сио­нальная мотивация, спонтан­ное про­фес­сиональное по­ведение
Наличие позитивной Я-кон­цеп­ции, аде­кватной само­оценки Заниженная или завышен­ная само­оценка, низкий уровень про­фес­сио­наль­ных притязаний
Гибкость, вариативность мыш­ле­ния и речи, стремление к твор­че­ству Стереотипность в работе, противо­дей­ствие инновациям, ри­гидность, слабая изменяе­мость
Осознанное духовное обо­гаще­ние, из­менение себя сред­ствами про­фес­сии Профессионально-личност­ные ак­цен­туации и деформации лично­сти
Обогащение профессии средст­вами сво­его творчества Остановка в профессио­наль­ном росте, имитация ком­петентно­сти
Принятие себя как профес­сио­нала, стремление к мастер­ству Пассивность, спонтан­ность уча­стия в профессио­нальной жизни
Преобладание эмоцио­нально-по­ло­жи­тельного на­строя и отноше­ния к про­фес­сии, удов­летворен­ность рабо­той Преобладание отрицатель­ного эмо­цио­нального настроя, не­удов­летво­ренность, негати­визм
Опора на прошлый профес­сио­наль­ный опыт, преемствен­ность в работе Действия без учета преж­него опыта, в том числе и негативного, «топта­ние на месте»
Непрерывное профессио­нальное са­мообразование, про­фессио­наль­ная обу­чаемость Устаревающий багаж про­фессио­нальных знаний, низкая профес­сио­нальная обучаемость

 

Уровень профессионализма учителя-логопеда определяется степе­нью це­лостности, сис­темности всех этих признаков, развитие которых про­исходит не одновременно и не одномоментно. Этот процесс растянут на годы, и ос­новные его показатели относятся к послевузовскому пе­риоду, ко­гда чело­век непосред­ственно приступает к выполнению профессиональной дея­тель­ности.

Модель профессионализма современного учителя-логопеда, на наш взгляд,может быть представлена в следующем виде:

 

    КОМПЕТЕНТНОСТЬ: Методологическая компетентность (понимание теоретических ос­нов профессии, целостное видение коррекционно-образователь­ных процессов и тенденций); Инструментальная компетентность (владение дифференциро­ван­ными логопедическими технологиями, методами и средствами профи­лактики, кор­рекции и устранения речевых нарушений у де­тей, подрост­ков и взрослых); Интегральная компетентность (умение сочетать теорию и прак­тику ло­гопедии); Коммуникативная компетентность (умение осуществлять компе­тентное и продуктивное педагогическое общение); Адаптивная компетентность (способность адаптироваться к изме­няю­щимся условиям).
    ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА: Гуманистическая направленность и человеколюбие. Коммуникабельность, доброжелательность, искренность. Увлеченность профессией, трудолюбие; терпение. Целеустремленность, выдержка и самообладание. Социальная активность, решительность, настойчивость. Развитое самосознание и адекватная самооценка. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: Профессиональное призвание. Профессиональное мышление. Этика, такт, общая и коммуникативная культура. Потребность в самосовершенствовании.
  СПОСОБНОСТИ: педагогические; речевые; коммуникативные; организаторские; творче­ские.  
     

Если рассматривать более подробно компоненты представленной мо­дели, то можно отме­тить, что основу профессиональной компетентности учителя-логопеда составляют:

¨ использование правовых методов и этических норм, принци­пов де­онто­логии в организации процесса коррекционно-педагогического взаимо­действия с лицами, страдающими наруше­ниями речи;

¨ владение речевой и коммуникативной культурой, вербальными и не­вер­бальными средст­вами педагогического общения;

¨ владение методами психолого-педагогического и логопедиче­ского обсле­дования, диффе­ренциальной диагностики детей и подростков с от­клонениями в речевом развитии; консуль­тирования родителей и педаго­гов по проблемам обу­чения, развития, жизненного и профес­сионального само­определения детей и подростков с нарушениями речи;

¨ умелое и творческое применение дифференцированных лого­пе­диче­ских технологий, мето­дов и средств профилактики, коррекции и устра­не­ния речевых нарушений у детей, подрост­ков и взрослых;

¨ владение методами воспитания и обучения, формирования ос­новных ви­дов деятельности у детей с речевой патологией;

¨ владение современными компьютерными технологиями по­иска и обра­ботки информации, ведения логопедической документации, осущест­в­ления ло­гопедической коррекции;

¨ владение навыками организации и проведения научно-иссле­дова­тельской работы в сфере специального образования;

¨ стремление к профессиональному совершенствованию.

Среди качеств личности учителя-логопеда, необходимых для успеш­ной реализации про­фессиональных задач, следует выделить: гуманистиче­скую на­правленность, социальную и нравственную зрелость, увлеченность про­фессией, самообладание, вежливость, достоинство, коммуникабель­ность, тактичность, искренность, справедливость, находчивость, наблюда­тель­ность, способность к эмоциональному воздействию, чувство юмора и др.

К организаторским качествам учителя-логопеда относятся следую­щие: ориентация на деловое сотрудничество, организованность, инициа­тивность, са­мостоятельность, ответствен­ность, самокритичность, мобиль­ность и адек­ват­ность при принятии и реализации решений в профессио­нальной деятель­ности, умение организовать игровую и познавательную деятельность детей и подрост­ков с нарушениями речи, умение координи­ровать усилия специали­стов при осуществлении комплексной коррекции нарушений речи у детей и взрослых.

К коммуникативным умениям учителя-логопеда следует отнести сле­дующие базовые умения как синтез общепсихологических, социально-пси­холо­гических и специально-профес­сиональных качеств личности:

1. Умения межличностной коммуникации: интерес к людям и к работе с ними; наличие потребности и умения общаться; умение адекватно поль­зо­ваться вербальными и невербаль­ными средствами общения; умение ор­гани­зо­вывать и поддерживать диалог; умение использо­вать в общении нормы ре­че­вого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуа­цией; умение активно слушать и др.

2. Перцептивные умения (восприятия и понимания друг друга): уме­ние быстро и пра­вильно ориентироваться в коммуникативной ситуации, в ме­няю­щихся условиях общения; уме­ние управлять своим восприятием; умение пони­мать эмоциональное состояние собеседников по речевым и неречевым реак­циям; умение верно оценивать эмоционально-психологи­ческие реак­ции парт­неров по общению и прогнозировать реакции, помо­гающие достигнуть цели общения; умение понять внутреннее состояние, особенности личности ребенка или подростка с наруше­нием речи.

3. Умения межличностного взаимодействия: умение занимать адек­ват­ную ролевую по­зицию; умение воздействовать на уровне диалога, по­лилога, меж­группового диалога и т. д.; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение строить конструктивные взаимоотно­шения с детьми, колле­гами, родителями, администрацией; умение конст­руктивно разрешать кон­фликты и др.

Педагогическое мастерство учителя-логопеда складывается, по на­шему мнению, из сле­дующих взаимосвязанных компонентов:

1) высокая общая и нравственно-эстетическая культура;

2) обладание способностями к педагогической деятельности (педаго­ги­че­ский гуманизм, выражающийся в доверии и уважении к детям, уве­ренно­сти в их способностях и возможностях; коммуникабельность; эмпа­тия; педа­гогиче­ская интуиция; эмоциональная устойчивость и др.);

3) обладание личностными качествами педагога (направленность и воз­можности лично­сти, стиль поведения, убежденность и само­критич­ность, ис­кренность и способность вла­деть со­бой, целеустремленность, гибкость и др.);

4) профессиональная эрудиция и компетентность, т. е. владение лого­пе­ди­ческими техно­логиями, адекватное и творческое их применение в практи­ческой деятельности;

5) безукоризненное владение техникой речи, включая механизмы ды­ха­ния, голосообразо­вания, артикулирования;

6) профессиональное владение лингвистическими, паралингвистиче­скими, невербаль­ными средствами педагогического общения;

7) коммуникативная культура;

8) стремление к совершенствованию профессиональной компе­тент­ности.

Общение с людьми – это всегда творчество, и, как любым творчест­вом, ов­ладеть им сложно. Овладеть основами профессионально-педагоги­ческого об­щения можно двумя путями: изучая и осваивая природу, струк­туру и за­коны процесса общения; овладевая процедурой и технологией пе­дагогиче­ской ком­муникации, формируя умения и навыки профессио­нально-пе­дагоги­ческого об­щения, развивая коммуникативные способно­сти, собственный опыт коммуни­кативной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: