Становление специалиста в любой области профессионального развития обнаруживает ряд общих черт, закономерностей и сходных этапов. В работах отечественных педагогов и психологов проводится анализ профессиональной деятельности учителя, его личности, педагогического общения, раскрываются пути совершенствования педагогического мастерства (Ю.К. Бабанский, В.А. Кан-Калик, Я.Л. Коломинский, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.).
Становление специалиста в любой области тесно связано с развитием его личности. Такие черты личности человека, как ответственность, гибкость, оперативность, творческий подход, адекватная самооценка и другие могут оказывать позитивное влияние на выбор профессии, ход профессиональной адаптации, выбор стратегии и тактики осуществления деятельности, установление профессиональных притязаний. Некоторые особенности личности могут препятствовать становлению профессионализма, например, недостаточное развитие общих способностей, негативные акцентуации характера, неразвитость эмоционально-волевой и мотивационной сфер и др.
Профессиональная деятельность учителя-логопеда осуществляется в многомерном пространстве, ее основными «плоскостями» выступают личность, деятельность и общение, поэтому становление профессионализма учителя-логопеда напрямую зависит от новообразований, которые имеют место в каждой из этих сфер. Рассмотрим их подробнее.
Стороны профессионализма | Признаки профессионализма | Признаки непрофессионализма |
Профессиональная деятельность | Понимание предназначения профессии, ее социальной значимости | Непонимание социальной значимости, предназначения профессии учителя-логопеда |
Овладение правовыми и деонтологическими нормами профессиональной деятельности | Нарушение правовых и деонтологических нормативов профессии | |
Овладение компонентами педагогической техники и мастерства | Недостаточное владение компонентами педагогической техники и мастерства | |
Адекватное использование логопедических технологий, достижение высоких результатов логопедической коррекции и их стабильность | Низкая эффективность профессиональной деятельности, невыполнение профессиональных функций | |
Осознанные, творческие действия в профессиональной среде, осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности | Пассивность и несамостоятельность в работе, отсутствие осознания индивидуальной ответственности за результаты деятельности | |
Устойчивость к профессиональным перегрузкам, отсутствие усталости, симптомов «эмоционального сгорания» | Высокая психологическая цена результата, постоянное переутомление, усталость, апатия | |
Профессиональное общение | Отнесение себя к профессиональной общности | Отсутствие представления о себе в профессии |
Овладение нормами и культурой педагогического общения и этики, коммуникативной культурой | Нарушение этических норм профессии, недостаточное владение коммуникативной культурой | |
Доброжелательность, эмпатичность профессиональной позиции, коммуникабельность | Некомпетентность профессиональной коммуникации, неумение слушать и понимать собеседников | |
Готовность к изменениям, открытость для духовного взаимообогащения, анализ эффективности собственного коммуникативного поведения | Косность, консерватизм, закрытость в общении, низкий уровень знания особенностей своего коммуникативного потенциала | |
Конкурентоспособность, умение вызвать в социуме интерес к результатам своей профессиональной деятельности | Отсутствие интереса к результатам труда и ответственности за профессиональные решения и действия | |
Профессиональная личность | Устойчивая профессиональная мотивация, интерес к профессии, продуманное поведение | Неустойчивая или низкая профессиональная мотивация, спонтанное профессиональное поведение |
Наличие позитивной Я-концепции, адекватной самооценки | Заниженная или завышенная самооценка, низкий уровень профессиональных притязаний | |
Гибкость, вариативность мышления и речи, стремление к творчеству | Стереотипность в работе, противодействие инновациям, ригидность, слабая изменяемость | |
Осознанное духовное обогащение, изменение себя средствами профессии | Профессионально-личностные акцентуации и деформации личности | |
Обогащение профессии средствами своего творчества | Остановка в профессиональном росте, имитация компетентности | |
Принятие себя как профессионала, стремление к мастерству | Пассивность, спонтанность участия в профессиональной жизни | |
Преобладание эмоционально-положительного настроя и отношения к профессии, удовлетворенность работой | Преобладание отрицательного эмоционального настроя, неудовлетворенность, негативизм | |
Опора на прошлый профессиональный опыт, преемственность в работе | Действия без учета прежнего опыта, в том числе и негативного, «топтание на месте» | |
Непрерывное профессиональное самообразование, профессиональная обучаемость | Устаревающий багаж профессиональных знаний, низкая профессиональная обучаемость |
Уровень профессионализма учителя-логопеда определяется степенью целостности, системности всех этих признаков, развитие которых происходит не одновременно и не одномоментно. Этот процесс растянут на годы, и основные его показатели относятся к послевузовскому периоду, когда человек непосредственно приступает к выполнению профессиональной деятельности.
Модель профессионализма современного учителя-логопеда, на наш взгляд,может быть представлена в следующем виде:
КОМПЕТЕНТНОСТЬ: Методологическая компетентность (понимание теоретических основ профессии, целостное видение коррекционно-образовательных процессов и тенденций); Инструментальная компетентность (владение дифференцированными логопедическими технологиями, методами и средствами профилактики, коррекции и устранения речевых нарушений у детей, подростков и взрослых); Интегральная компетентность (умение сочетать теорию и практику логопедии); Коммуникативная компетентность (умение осуществлять компетентное и продуктивное педагогическое общение); Адаптивная компетентность (способность адаптироваться к изменяющимся условиям). | ||
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА: Гуманистическая направленность и человеколюбие. Коммуникабельность, доброжелательность, искренность. Увлеченность профессией, трудолюбие; терпение. Целеустремленность, выдержка и самообладание. Социальная активность, решительность, настойчивость. Развитое самосознание и адекватная самооценка. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА: Профессиональное призвание. Профессиональное мышление. Этика, такт, общая и коммуникативная культура. Потребность в самосовершенствовании. | ||
СПОСОБНОСТИ: педагогические; речевые; коммуникативные; организаторские; творческие. | ||
Если рассматривать более подробно компоненты представленной модели, то можно отметить, что основу профессиональной компетентности учителя-логопеда составляют:
¨ использование правовых методов и этических норм, принципов деонтологии в организации процесса коррекционно-педагогического взаимодействия с лицами, страдающими нарушениями речи;
¨ владение речевой и коммуникативной культурой, вербальными и невербальными средствами педагогического общения;
¨ владение методами психолого-педагогического и логопедического обследования, дифференциальной диагностики детей и подростков с отклонениями в речевом развитии; консультирования родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения детей и подростков с нарушениями речи;
¨ умелое и творческое применение дифференцированных логопедических технологий, методов и средств профилактики, коррекции и устранения речевых нарушений у детей, подростков и взрослых;
¨ владение методами воспитания и обучения, формирования основных видов деятельности у детей с речевой патологией;
¨ владение современными компьютерными технологиями поиска и обработки информации, ведения логопедической документации, осуществления логопедической коррекции;
¨ владение навыками организации и проведения научно-исследовательской работы в сфере специального образования;
¨ стремление к профессиональному совершенствованию.
Среди качеств личности учителя-логопеда, необходимых для успешной реализации профессиональных задач, следует выделить: гуманистическую направленность, социальную и нравственную зрелость, увлеченность профессией, самообладание, вежливость, достоинство, коммуникабельность, тактичность, искренность, справедливость, находчивость, наблюдательность, способность к эмоциональному воздействию, чувство юмора и др.
К организаторским качествам учителя-логопеда относятся следующие: ориентация на деловое сотрудничество, организованность, инициативность, самостоятельность, ответственность, самокритичность, мобильность и адекватность при принятии и реализации решений в профессиональной деятельности, умение организовать игровую и познавательную деятельность детей и подростков с нарушениями речи, умение координировать усилия специалистов при осуществлении комплексной коррекции нарушений речи у детей и взрослых.
К коммуникативным умениям учителя-логопеда следует отнести следующие базовые умения как синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности:
1. Умения межличностной коммуникации: интерес к людям и к работе с ними; наличие потребности и умения общаться; умение адекватно пользоваться вербальными и невербальными средствами общения; умение организовывать и поддерживать диалог; умение использовать в общении нормы речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией; умение активно слушать и др.
2. Перцептивные умения (восприятия и понимания друг друга): умение быстро и правильно ориентироваться в коммуникативной ситуации, в меняющихся условиях общения; умение управлять своим восприятием; умение понимать эмоциональное состояние собеседников по речевым и неречевым реакциям; умение верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнеров по общению и прогнозировать реакции, помогающие достигнуть цели общения; умение понять внутреннее состояние, особенности личности ребенка или подростка с нарушением речи.
3. Умения межличностного взаимодействия: умение занимать адекватную ролевую позицию; умение воздействовать на уровне диалога, полилога, межгруппового диалога и т. д.; умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; умение строить конструктивные взаимоотношения с детьми, коллегами, родителями, администрацией; умение конструктивно разрешать конфликты и др.
Педагогическое мастерство учителя-логопеда складывается, по нашему мнению, из следующих взаимосвязанных компонентов:
1) высокая общая и нравственно-эстетическая культура;
2) обладание способностями к педагогической деятельности (педагогический гуманизм, выражающийся в доверии и уважении к детям, уверенности в их способностях и возможностях; коммуникабельность; эмпатия; педагогическая интуиция; эмоциональная устойчивость и др.);
3) обладание личностными качествами педагога (направленность и возможности личности, стиль поведения, убежденность и самокритичность, искренность и способность владеть собой, целеустремленность, гибкость и др.);
4) профессиональная эрудиция и компетентность, т. е. владение логопедическими технологиями, адекватное и творческое их применение в практической деятельности;
5) безукоризненное владение техникой речи, включая механизмы дыхания, голосообразования, артикулирования;
6) профессиональное владение лингвистическими, паралингвистическими, невербальными средствами педагогического общения;
7) коммуникативная культура;
8) стремление к совершенствованию профессиональной компетентности.
Общение с людьми – это всегда творчество, и, как любым творчеством, овладеть им сложно. Овладеть основами профессионально-педагогического общения можно двумя путями: изучая и осваивая природу, структуру и законы процесса общения; овладевая процедурой и технологией педагогической коммуникации, формируя умения и навыки профессионально-педагогического общения, развивая коммуникативные способности, собственный опыт коммуникативной деятельности.