Глава 1. Общие положения
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. География – предмет, в сферу рассмотрения которого входят и естественные, и общественные, и социальные объекты и явления. География изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимозависимости между природными и антропогенными объектами.
3. Цель учебного предмета «География» – воспитание личности, обладающей географической культурой, включающей в себя географическую картину мира, географическое мышление, знание и применение методов и языка географии.
4. Географическая культура личности – это система жизненных ценностей, опирающихся на знания о природе Земли, причинах ее разнообразия, о населении и его хозяйственной деятельности, из которых системообразующим выступает ценностное отношение к окружающей среде, которое регулирует поведение обучающегося в процессе взаимоотношений «человек-природа-общество-культура».
5. Географическая картина мира – совокупность представлений человека о свойствах и закономерностях территориальных природно-общественных систем.
6. Географическое мышление – процесс познания и отражения существенных свойств географических объектов, явлений и процессов, а также связей между ними; оно отличается территориальностью, комплексностью, глобализмом.
7. Задачи учебного предмета «География»:
1) раскрыть географическую картину мира, включающую естественные и антропогенные объекты, явления и процессы, сформировать понимание территориальных различий окружающего мира, их объективного характера и значения для жизни людей;
|
2) развить у обучающихся научные взгляды на взаимосвязь природы и общества, на пространственные особенности этой взаимосвязи;
3) раскрыть естественнонаучные, социально-экономические основы общественного производства, охраны природы и рационального природопользования;
4) способствовать овладению обучающихся навыками и методами географических исследований;
5) способствовать овладению понятиями и терминами географической науки;
6) сформировать пространственное мышление и картографические навыки;
7) выработать навыки применения географических знаний на практике, в повседневной жизни.
Глава 2. Организация содержания учебного предмета «География»
8. Объём учебной нагрузки по предмету «География» составляет:
1) в 7 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
2) в 8 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
3) в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
9. Содержание учебной программы по учебному предмету «География» организовано по разделам обучения. Разделы состоят из подразделов, которые содержат в себе цели обучения в виде ожидаемых результатов по классам.
10. Цели обучения, обозначенные в каждом подразделе, позволяют учителю системно планировать работу с обучающимися, а также оценивать их достижения и информировать о следующих этапах обучения.
11. Содержание учебного предмета включает 6 разделов:
1) Методы географических исследований;
2) Картография и географические базы данных;
|
3) Физическая география;
4) Социальная география;
5) Экономическая география;
6) Страноведение с основами политической географии.
12. Раздел «Методы географических исследований» состоит из подраздела «Исследования и исследователи».
13. Раздел «Картография и географические базы данных» включает следующие подразделы:
1) Географические карты;
2) Географические базы данных.
14. Раздел «Физическая география» состоит из следующих подразделов:
1) Литосфера;
2) Атмосфера;
3) Гидросфера;
4) Биосфера;
5) Природно-территориальные комплексы.
15. Раздел «Социальная география» состоит из подраздела «География населения».
16. Раздел «Экономическая география» включает следующие подразделы:
1) Природные ресурсы;
2) Социально-экономические ресурсы;
3) Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства;
4) Тенденции и показатели развития мирового хозяйства.
17. Раздел «Страноведение с основами политической географии» включает подраздел «Страны мира».
18. Базовое содержание учебного предмета 7 класса.
1) Методы географических исследований. Исследования и исследователи. Объекты географических исследований. Развитие географической науки. Источники географических данных. Географические опыты. Полевые методы исследований. Применение графических методов в географии.
2) Картография и географические базы данных. Географические карты. Применение географических картосхем. Географическая номенклатура. Географические базы данных. Организация географических данных.
3) Физическая география. Литосфера. Строение и вещественный состав литосферы. Тектоническое строение Земли. Тектонические движения литосферы. Литосферные катаклизмы. Атмосфера. Атмосфера и ее составные части. Погода и метеорологические элементы. Неблагоприятные атмосферные явления. Гидросфера. Гидросфера и ее составные части. Значение водных ресурсов. Географическое положение Мирового океана. Свойства вод мирового океана. Движения вод в океане. Бедствия, связанные с океаном. Проблемы Мирового океана. Биосфера. Биосфера и ее составные части. Почвы, их состав и структура. Типы почв в Казахстане. Экологические проблемы почв. Природно-территориальные комплексы. Формирование природно-территориальных комплексов. Виды природно-территориальных комплексов.
|
4) Социальная география. География населения. Языковые семьи и группы народов мира. Религиозный состав населения мира. Историко-культурные регионы мира. Межнациональное и межконфессиональное согласие.
5) Экономическая география. Природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Проблемы, связанные с освоением природных ресурсов. Социально-экономические ресурсы. Транспортная инфраструктура. Социальная инфраструктура. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Отрасли мирового хозяйства: сельское хозяйство и промышленность.
6) Страноведение с основами политической географии. Страны мира. Географическое положение стран мира. Географическое и экономико-географическое положение стран мира.
19. Базовое содержание учебного предмета 8 класса.
1) Методы географических исследований. Исследования и исследователи. Отрасли географической науки. Виды методов географических исследований. Обработка и анализ географических данных, географические модели. Формы представления результатов исследований.
2) Картография и географические базы данных. Географические карты. Тематические карты и элементы их дополнительной характеристики. Чтение тематических карт. Тематическая географическая номенклатура. Географические базы данных. Роль информационно-коммуникационных технологий в составлении географических баз данных.
3) Физическая география. Литосфера. Закономерности формирования и распространения форм рельефа. Классификация форм рельефа. Крупные орографические объекты на материках и в океанах. Классификация горных пород и минералов. Распространение полезных ископаемых в связи с закономерностями формирования горных пород и минералов. Свойства горных пород и минералов. Определение возраста горных пород. Геологическое летоисчисление и геохронологическая таблица. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человечества. Атмосфера. Климатообразующие факторы. Глобальная циркуляция атмосферы. Климатические пояса. Особенности климата материков. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человечества. Негативное влияние человеческой деятельности на атмосферу. Гидросфера. Виды и формирование вод суши. Хозяйственное значение вод суши. Строение речной долины. Гидрологический режим рек. Озера и ледники. Экологические проблемы вод суши. Водные бедствия. Биосфера. Природные зоны и высотные пояса. Природные зоны материков. Органический мир океанов. Охрана растительного и животного мира. Природно-территориальные комплексы. Строение и состав географической оболочки. Закономерности географической оболочки.
4) Социальная география. География населения. Перепись населения. Типы воспроизводства населения. Демографические показатели и демографическая ситуация. Демографические проблемы. Демографическая политика.
5) Экономическая география. Природные ресурсы.Экономическая и экологическая оценка природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал регионов мира. Центры и технологии переработки природных ресурсов, виды готовой продукции. Социально-экономические ресурсы. Элементы и функции экономической инфраструктуры. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.Отраслевой состав мирового хозяйства: добывающая, перерабатывающая отрасли, сфера услуг. Формы организации сельскохозяйственного и промышленного производства и сферы услуг. Факторы размещения сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг. Характеристика отраслей мирового хозяйства.
6) Страноведение с основами политической географии. Страны мира. Политическая карта мира. Политическая типология стран. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Политико-географическое положение стран мира. Политическая интеграция. Интересы, направления и инициативы Казахстана в процессах политической интеграции.
20. Базовое содержание учебного предмета 9 класса.
География Казахстана
1) Методы географических исследований. Исследования и исследователи. Исследования казахстанских географов. Современные актуальные проблемы исследования географической науки. Особенности номинации географических объектов и явлений. Казахские народные географические термины. Академические формы представления результатов исследования.
2) Картография и географические базы данных. Географические карты. Приемы показа на карте географических объектов, явлений и процессов. Приемы показа объектов географической номенклатуры. Географические базы данных. Методы дистанционного зондирования Земли. Сферы применения геоинформационных системных технологий.
3) Физическая география. Литосфера. Геологическая история и тектоническое строение территории Казахстана. Главные орографические объекты Казахстана. Казахские оронимы. Закономерности распространения минеральных ресурсов в Казахстане. Центры добычи и пререработки минеральных ресурсов. Оценка минеральных ресурсов Казахстана. Проблемы, связанные с освоением минеральных ресурсов. Атмосфера. Климатообразующие факторы в Казахстане. Климатические условия Казахстана. Климатические ресурсы Казахстана. Неблагоприятные и опасные атмосферные явления в Казахстане. Особенности номинации казахским народом атмосферных и климатических явлений. Гидросфера. Виды внутренних вод в Казахстане. Казахские гидронимы. Экономическая оценка водных ресурсов Казахстана. Экологические проблемы водных ресурсов. Геополитические проблемы внутренних вод Казахстана. Биосфера. Природные зоны и высотные пояса в Казахстане. Виды особо охраняемых природных территорий. Природное наследие Казахстана. Значение природных хоронимов (особо охраняемые природные территории). Формирование ноосферы. Вклад Казахстана в развитие ноосферы. Природно-территориальные комплексы. Крупные физико-географические районы Казахстана. Казахские природные хоронимы (названия физико-географических районов). Влияние антропогенных факторов на природные комплексы. Пути улучшения антропогенных ландшафтов.
4) Социальная география. География населения. Национальный и религиозный состав населения Казахстана. Миграции населения мира. Миграция населения в Казахстане. Миграционная политика. Количественный и качественный состав трудовых ресурсов. Демографическая ситуация и демографическая политика в Казахстане. Классификация населенных пунктов. Функциональные зоны населенных пунктов. Ойконимы в Казахстане. Проблемы населенных пунктов в Казахстане. Процесс урбанизации. Оценка процесса урбанизации в Казахстане.
5) Экономическая география. Природные ресурсы. Природно-ресурсный потенциал Казахстана. Технологии и центры переработки отдельных видов природных ресурсов в Казахстане и виды готовой продукции. Типы и виды природопользования. Устойчивое развитие. Проблемы, связанные с природопользованием в Казахстане. Социально-экономические ресурсы. Процесс и направления научно-технической революции. Показатели индекса развития человеческого потенциала. Развитие человеческого капитала в Казахстане. Направления индустриально-инновационного развития в Казахстане. Инновационная инфраструктура Казахстана. Уровень развития инфраструктуры в регионах Казахстана. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Отрасли хозяйства Казахстана. Отрасли хозяйства и специализация экономических районов Казахстана. Тенденции и показатели развития мирового хозяйства. Субъекты мирового хозяства. Международное географическое разделение труда. Виды международных экономических отношений. Показатели развития мирового хозяйства. Модели развития и территориальная структура мирового хозяйства. Тенденции развития мирового хозяйства. Место Казахстана в мировом хозяйстве. Интересы, цели и место Казахстана в международной экономической интеграции.
6) Страноведение с основами политической географии. Страны мира. Группировка стран мира по уровню экономического развития. Уровни и цели международных организаций. Социальное, экономическое и политико-географическое положение Республики Казахстан. Политико-административные хоронимы в Казахстане. Формы представления комплексной географической информации о Республике Казахстан.