Если ваша фирма получила материалы безвозмездно, то их стоимость определите исходя из рыночной цены на подобное имущество. В налоговом учете стоимость таких материалов не может быть меньше затрат на их приобретение по данным передающей стороны (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Сумму НДС по таким материалам, уплаченную передающей стороной, к налоговому вычету не принимают. Она увеличивает их первоначальную стоимость.
Стоимость материалов, полученных безвозмездно, отражают проводкой:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1
– получены материалы безвозмездно.
Стоимость материальных ценностей, безвозмездно полученных от другой организации или физического лица, учитывается в доходах по налогу на прибыль. Налог нужно заплатить по итогам того периода, в котором материалы были оприходованы.
Исключение составляют ценности, полученные фирмой от физического лица или организации, которые имеют долю в уставном капитале вашего предприятия более 50%. Аналогично – если ваша фирма имеет долю вуставном капитале передающей стороны, превышающую 50%. При этом полученное имущество не облагают налогом на прибыль, если оно не будет передано третьим лицам в течение года со дня его получения.
Пример. Как учесть материалы, полученные безвозмездно
В декабре отчетного года АО «Актив» получило безвозмездно от физического лица, не являющегося его акционером, материалы. Их рыночная цена составила 860 000 руб. (в том числе НДС).
Бухгалтер «Актива» должен сделать проводку:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 91-1
– 860 000 руб. – оприходованы безвозмездно полученные материалы по рыночной цене.
В балансе «Актива» за отчетный год по строке 1210 должна быть отражена рыночная цена материалов в сумме 860 тыс. руб.
|
При исчислении налога на прибыль за отчетный год стоимость материалов (860 000 руб.) учитывают в составе внереализационных доходов.
Списание материалов
Материалы могут быть отпущены на нужды различных подразделений фирмы – основного, вспомогательного или обслуживающего производства, для использования в административно-управленческих или общепроизводственных целях.
На стоимость отпущенных материалов сделайте проводку:
ДЕБЕТ 20 (23, 29, 25, 26) КРЕДИТ 10
– списаны материалы.
При использовании материалов для продажи готовой продукции и товаров сделайте запись:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 10
– списана стоимость материалов, использованных в процессе продажи продукции (товаров).
Организация может передать излишки материалов безвозмездно.
Стоимость безвозмездно переданных материалов облагается НДС.
Такую операцию отражают в учете записями:
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 10
– списаны материалы, переданные безвозмездно;
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 68, субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС по материалам, переданным безвозмездно;
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 91-9
– отражен убыток от безвозмездной передачи материалов (в конце месяца).
Убыток от безвозмездной передачи материалов не включается в расходы при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 16 и п. 19 ст. 270 НК РФ).
Оценку материалов при выбытии производят одним из трех способов:
ФИФО;
по средней себестоимости;
по себестоимости каждой единицы.
Конкретный способ списания материалов должен быть установлен в учетной политике вашей фирмы. По разным видам материалов могут применяться различные способы оценки.
|
Способ ФИФО
Этот способ предполагает, что материалы, поступившие ранее других, передаются в производство первыми.
Если материалы были куплены партиями, то подразумевается, что сначала передается в производство первая партия, затем вторая и т. д. Если материалов в первой партии недостаточно, то списывается часть материалов из второй.
Пример. Как списать материалы способом ФИФО
ООО «Зенит» купило кирпич марки М-150 для выполнения ремонтных работ. Кирпич покупался тремя партиями по 10 000 штук в каждой.
Первая партия приобретена 1 января по цене 35 000 руб. (без НДС). Вторая – 3 февраля по цене 36 667 руб. (без НДС). Третья – 2 марта по цене 39 167 руб. (без НДС).
На выполнение ремонтных работ было списано 25 000 штук кирпича. Работы выполнялись в марте.
При использовании способа ФИФО бухгалтеру необходимо списать:
10 000 штук кирпича из первой партии стоимостью 35 000 руб.;
10 000 штук кирпича из второй партии стоимостью 36 667 руб.;
5000 штук кирпича из третьей партии стоимостью 19 584 руб. (39 167 руб. х 5000 шт.: 10 000 шт.). Общая стоимость кирпича, подлежащая списанию, составит 91 251 руб. (35 000 + 36 667 + 19 584).
При списании кирпича необходимо сделать проводку:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– 91 251 руб. – списан кирпич на выполнение ремонтных работ.
Способ средней себестоимости
При списании ценностей по этому способу бухгалтеру необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов. Этот среднемесячный показатель определяют по формуле:
Стоимость остатка материалов на начало отчетного периода + Стоимость материалов, поступивших в отчетном периоде | : | Количество материалов на начало отчетного периода + Количество материалов, поступивших в отчетном периоде | = | Средняя себестоимость единицы материалов |
Чтобы установить стоимость материалов, которая подлежит списанию, средняя себестоимость единицы умножается на общее количество списанных материалов.
|
Пример. Как списать материалы по средней себестоимости
ООО «Зенит» купило кирпич марки М-150 для выполнения ремонтных работ. Кирпич покупался тремя партиями по 10 000 штук в каждой.
Первая партия приобретена 1 января по цене 35 000 руб. (без НДС). Вторая – 3 февраля по цене 36 667 руб. (без НДС). Третья – 2 марта по цене 39 167 руб. (без НДС).
На выполнение ремонтных работ было списано 25 000 штук кирпича. Работы выполнялись в марте.
При использовании этого метода бухгалтеру необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов (одного кирпича). Она составит:
(35 000 руб. + 36 667 руб. + 39 167 руб.): (10 000 шт. + 10 000 шт. + 10 000 шт.) = 3,69 руб./шт.
Стоимость кирпича, подлежащая списанию, составит:
3,69 руб./шт. х 25 000 шт. = 92 250 руб.
При списании кирпича необходимо сделать проводку:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– 92 250 руб. – списан кирпич на выполнение ремонтных работ.
Способ списания по себестоимости каждой единицы
По этому способу оцениваются материалы, используемые в особом порядке (слитки драгоценных металлов, драгоценные камни, автомобильные двигатели и т. п.).
Единица таких материалов, как правило, уникальна, то есть существует в единственном экземпляре.
В большинстве случаев такие материалы являются весьма дорогостоящими.
Пример. Включение стоимости уникального объекта в себестоимость производимой продукции
АО «Актив» занимается сборкой автомобилей. Устанавливаемые в них двигатели являются номерными агрегатами. Тем самым двигатель представляет собой уникальный объект. В себестоимость автомобиля включается индивидуальная фактическая себестоимость каждого двигателя, зафиксированная в документах поставщиков.
Описанные методы списания материалов применимы и к товарам.
Меньше всего способ списания по себестоимости каждой единицы подходит для розничной торговли.
Ведь вести поштучный учет при большом количестве разных мелких товаров очень трудоемко и в большинстве случаев неоправданно.
Зато списание товаров по стоимости каждой единицы позволяет получить абсолютно точные сведения о себестоимости проданных товаров без каких-либо усреднений или отклонений. По каждому виду материалов может применяться свой способ оценки.
Учет наличия и движения отходов производства
Отходы производства, которые могут использоваться в производственных целях, относятся к материально-производственным запасам.
Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, наличие и движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка и т. п.) учитываются на субсчете 10-6 «Прочие материалы» счета 10 «Материалы». Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 года № 119н, стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т. п. (т. е. по цене возможного использования или продажи). Таким образом, в бухгалтерском учете стоимость отходов производства отражается проводкой:
ДЕБЕТ 10-6 КРЕДИТ 20
– учтены отходы производства по цене их возможного использования или продажи.
Животные на выращивании и откорме
Предприятия животноводства и птицеводства (комплексы по выращиванию и откорму крупного рогатого скота и свиней, птицефермы и т. д.) по строке 1210 баланса указывают дебетовое сальдо по счету 11 «Животные на выращивании и откорме».
По этой строке приводят данные о стоимости: молодняка животных; взрослых животных, находящихся на откорме и в нагуле; птиц; зверей; кроликов; семей пчел; взрослого скота, выбракованного из основного стада для реализации (без постановки на откорм); скота, принятого от населения для реализации.
Также по этой строке отражают молодняк животных, полученных в качестве приплода.
Хозяйства, которые принимают животных на откорм и доращивание, учитывают их стоимость по договорным ценам без НДС. Предъявленный поставщиками НДС отражается на счете 19 и списывается в обычном порядке.
Себестоимость молодняка и взрослого скота на откорме, зверей и птицы всех возрастов определяют исходя:
из затрат на их выращивание и откорм в текущем году;
из стоимости животных и птицы, имевшихся на начало года, поступивших со стороны и переведенных на откорм из основного стада;
из стоимости приплода, полученного в текущем году.
Незавершенное производство
Если ваша компания осуществляет производственную деятельность, то по строке 1210 баланса отражают дебетовое сальдо, не списанное на отчетную дату, по следующим счетам бухгалтерского учета:
20 «Основное производство»;
21 «Полуфабрикаты собственного производства»;
23 «Вспомогательные производства»;
28 «Брак в производстве»;
29 «Обслуживающие производства и хозяйства»;
46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».
Продукция, не прошедшая всех стадий обработки, а также работы, не принятые заказчиками, называются незавершенным производством, а затраты по ним – затратами незавершенного производства.
К незавершенному производству также относятся готовые изделия, не принятые отделом технического контроля, не полностью укомплектованная продукция, а также полностью изготовленная продукция, которая еще не прошла технических испытаний.
В незавершенное производство не включают материалы и покупные полуфабрикаты, не начатые обработкой.
Если ваша фирма выполняет работы долгосрочного характера и рассчитывается с заказчиками по выполненным этапам работ, которые имеют самостоятельное значение, то по строке 1210 отражают принятые заказчиком этапы по договорной стоимости.
Как учесть расходы основного производства
Такие расходы отражают на счете 20 «Основное производство». К нему открывают субсчета затрат по наименованиям производимой продукции. Это необходимо для определения себестоимости каждой единицы продукции.
Расходы производственной фирмы в момент их признания подразделяются на прямые (непосредственно связанные с производством конкретной продукции) и косвенные (связанные с производством нескольких видов продукции).
Косвенные расходы сначала учитывают на счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы», а затем списывают в дебет счета 20.
Сумму прямых расходов отражают проводками:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02 (05, 10, 16, 21, 23, 29, 60, 70, 69,...)
– отражены расходы основного производства.
Прямые расходы относятся к определенным видам выпускаемой продукции.
Расходы, не поддающиеся отнесению к конкретной продукции (заработная плата работников основного производства, занятых при производстве нескольких видов продукции; расходы ремонтного цеха и т. д.), распределяются по видам продукции пропорционально какому-либо прямому показателю.
Таким показателем может быть: стоимость материалов, израсходованных при выпуске конкретного вида продукции; сумма заработной платы работников, занятых в процессе производства конкретного вида продукции, и т. д.
Выбранный порядок распределения расходов между видами выпускаемой продукции вы должны закрепить в учетной политике.
Пример. Как отразить незавершенное производство
АО «Актив» выпускает столы и стулья. За отчетный период было изготовлено 600 стульев и 100 столов. На производство стульев было затрачено материалов на сумму 100 000 руб., столов – 180 000 руб.
Заработная плата (включая отчисления во внебюджетные фонды) работников основного производства, занятых в изготовлении стульев, составила 60 000 руб., столов – 100 000 руб.
Расходы вспомогательного производства, связанные с выпуском продукции (обеспечение основного производства электроэнергией, водой, отоплением и т. д.), составили 150 000 руб.
Расходы по производству различных видов мебели бухгалтер «Актива» учитывает на разных субсчетах счета 20 «Основное производство»:
20-1 «Изготовление стульев»;
20-2 «Изготовление столов».
Согласно учетной политике расходы, связанные с выпуском мебели, которые нельзя отразить на этих субсчетах напрямую, распределяются пропорционально прямым затратам на производство конкретных изделий.
Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 20-1 КРЕДИТ 10
– 100 000 руб. – списаны материалы на производство стульев;
ДЕБЕТ 20-2 КРЕДИТ 10
– 180 000 руб. – списаны материалы на производство столов;
ДЕБЕТ 20-1 КРЕДИТ 70, 69
– 60 000 руб. – отражены заработная плата работникам, занятым в производстве стульев, и страховые взносы на ОПС, ОСС, ОМС;
ДЕБЕТ 20-2 КРЕДИТ 70, 69
– 100 000 руб. – отражены заработная плата работникам, занятым в производстве столов, и страховые взносы на ОПС, ОСС, ОМС.
После отражения прямых затрат бухгалтер «Актива» должен распределить расходы вспомогательного производства между видами выпускаемой продукции.
Сумма прямых расходов, связанных с выпуском различных видов продукции, составила:
стульев – 160 000 руб. (100 000 + 60 000);
столов – 280 000 руб. (180 000 + 100 000).
Общая сумма прямых расходов составила: 160 000 руб. + 280 000 руб. = 440 000 руб.
Расходы вспомогательного производства распределяются в следующем порядке:
на затраты по производству стульев – 54 545 руб. (160 000: 440 000 x 150 000);
на затраты по производству столов – 95 455 руб. (280 000: 440 000 x 150 000).
Бухгалтер должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10 (70, 69,...)
– 150 000 руб. – отражены расходы вспомогательного производства;
ДЕБЕТ 20-1 КРЕДИТ 23
– 54 545 руб. – часть расходов вспомогательного производства учтена в затратах на производство стульев;
ДЕБЕТ 20-2 КРЕДИТ 23
– 95 455 руб. – часть расходов вспомогательного производства учтена в затратах на производство столов.
Если на конец отчетного периода мебель не будет закончена производством или не пройдет приемку, то ее стоимость, учтенную по дебету счета 20, нужно отразить по строке 1210 баланса.
Как списать расходы основного производства
Порядок списания расходов, связанных с производством продукции, зависит от того, каким способом вы отражаете в учете стоимость готовой продукции:
по нормативной (плановой) себестоимости;
по фактической производственной себестоимости.
Способ учета готовой продукции должен быть закреплен в учетной политике.
Если вы учитываете готовую продукцию по нормативной (плановой) себестоимости, все расходы, связанные с ее выпуском, ежемесячно списывайте в дебет счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»:
ДЕБЕТ 40 КРЕДИТ 20
– списаны фактические расходы, связанные с производством продукции.
Если вы учитываете готовую продукцию по фактической производственной себестоимости, то при ее выпуске все расходы, связанные с ее производством, спишите в дебет счета 43 «Готовая продукция»:
ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 20
– отражена стоимость готовой продукции, выпущенной из основного производства.
Сумму расходов, не списанную в отчетном периоде на эти счета, отражают по строке 1210 бухгалтерского баланса.
Готовая продукция может быть предназначена для использования на самом предприятии (например, тара, изготовленная для упаковки продукции).
Если ваша фирма использует готовую продукцию для производственных нужд, ее стоимость можно учитывать на счете 10 «Материалы» или других счетах по учету материальных ценностей (в зависимости от ее назначения).
Затраты по аннулированным производственным заказам, а также затраты на производство, по тем или иным причинам не давшее готовой продукции, включают в состав прочих расходов. Такие затраты спишите в дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы»:
ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 20
– списаны затраты по аннулированным производственным заказам (затраты на производство, не давшее готовой продукции).
Затраты по аннулированным производственным заказам, а также расходы на производство, не давшее готовой продукции, уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Как учесть расходы обслуживающих производств
Обслуживающими для любой фирмы являются хозяйства и производства, деятельность которых непосредственно не связана с процессом производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. В частности, к ним относят:
жилищно-коммунальные хозяйства;
пошивочные и другие мастерские бытового обслуживания;
детские дошкольные учреждения (ясли, сады);
дома и базы отдыха, санатории, детские оздоровительные лагеря и другие учреждения оздоровительного и культурно-просветительного назначения;
подсобные сельские хозяйства;
столовые, буфеты.
Все расходы, связанные с деятельностью обслуживающих производств и хозяйств, числящихся на балансе фирмы, учитывают по счету 29. В балансе по строке 1210 отражают дебетовое сальдо по этому счету, не списанное на конец отчетного периода.
Расходы обслуживающих производств делятся на прямые и косвенные.
Прямые расходы непосредственно связаны с деятельностью обслуживающего хозяйства (заработная плата работников хозяйства; стоимость материальных ценностей, израсходованных хозяйством; расходы по содержанию оборудования хозяйства и т. п.). Такие расходы учитывайте непосредственно по дебету счета 29 и кредиту счетов по учету начисленной амортизации, материалов, расчетов с персоналом по оплате труда и т. д.
Косвенные расходы связаны с управлением и обеспечением обслуживающих хозяйств (заработная плата административного персонала, расходы на содержание основных средств общехозяйственного назначения и т. п.).
Косвенные расходы отражаются по дебету счетов 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Ежемесячно долю этих расходов, относящуюся к деятельности обслуживающего хозяйства, списывайте со счетов 23, 25 и 26 в дебет счета 29.
Пример. Как учесть расходы обслуживающих производств
ООО «Пассив» имеет на балансе детский сад (для детей работников), который оказывает услуги за плату. Они освобождены от обложения НДС (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Сумма начисленной амортизации по оборудованию детского сада составила 5000 руб. Расходы по оплате услуг организации, снабжающей детский сад электроэнергией и теплом, составили 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.).
Сумма заработной платы, начисленной работникам детского сада, составила 40 000 руб. Сумма страховых взносов и взносов «по травме», начисленная с зарплаты работников, – 12 080 руб.
Бухгалтер «Пассива» должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 02
– 5000 руб. – начислена амортизация по оборудованию детского сада;
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 60
– 15 000 руб. (17 700 – 2700) – учтены расходы по оплате тепла и электроэнергии, израсходованных детским садом;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 2700 руб. – учтен НДС по теплу и электроэнергии;
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 19
– 2700 руб. – НДС включен в себестоимость услуг, освобожденных от налогообложения;
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 70
– 40 000 руб. – начислена заработная плата работникам детского сада;
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 69
– 12 080 руб. – начислены страховые взносы на ОПС, ОСС и ОМС.
Как списать расходы обслуживающего производства (хозяйства)
Затраты обслуживающего хозяйства, связанные с обеспечением производственного процесса, списывают в дебет счетов учета материальных ценностей или затрат на производство.
Если обслуживающее производство самостоятельно изготавливает какие-либо материальные ценности, то их фактическую себестоимость в учете отразите записью:
ДЕБЕТ 10 (43) КРЕДИТ 29
– оприходованы материалы (готовая продукция), выпущенные обслуживающим производством.
Расходы обслуживающего хозяйства, связанные с выполнением работ (оказанием услуг), спишите проводкой:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 29
– списаны расходы обслуживающего хозяйства по выполнению работ (оказанию услуг) для основного производства.
Внимание
Передача товаров, выполнение работ или оказание услуг одним подразделением фирмы другому ее подразделению не считаются продажами в гражданско-правовом значении.
Зачастую определить, какая именно часть расходов обслуживающего хозяйства относится к деятельности основного или вспомогательного производства, затруднительно (например, если прачечная осуществляет стирку спецодежды рабочим как основного, так и вспомогательного производства). Поэтому вы должны распределить такие расходы пропорционально какому-либо показателю.
Таким показателем может быть, например, заработная плата рабочих различных производств, сумма прямых затрат, связанных с содержанием того или иного производства, и т. д.
Выбранный порядок распределения расходов обслуживающих производств (хозяйств) должен быть закреплен в учетной политике вашей фирмы.
Пример. Как списать расходы обслуживающих производств
На балансе АО «Актив» числится прачечная, обеспечивающая потребности основного и вспомогательного производственных цехов.
Прямые расходы основного и вспомогательного производств «Актива» в отчетном периоде составили 500 000 руб., в том числе расходы основного производства – 460 000 руб., а расходы вспомогательного – 40 000 руб.
Расходы, связанные с деятельностью прачечной, составили 50 000 руб. В отчетном периоде бытовых услуг работникам она не оказывала.
Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 (70, 69,...)
– 460 000 руб. – учтены затраты основного производства;
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10 (70, 69,...)
– 40 000 руб. – учтены затраты вспомогательного производства;
ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 10 (70, 69,...)
– 50 000 руб. – учтены расходы прачечной.
Учетной политикой организации установлено, что расходы обслуживающего хозяйства распределяются между отдельными производствами пропорционально понесенным ими прямым затратам. Поэтому расходы прачечной распределяются в следующем порядке:
относящиеся к деятельности основного производства – 46 000 руб. (50 000 x 460 000: 500 000);
относящиеся к деятельности вспомогательного производства – 4000 руб. (50 000 x 40 000: 500 000).
Бухгалтер должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 29
– 46 000 руб. – списаны расходы прачечной на затраты основного производства;
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 29
– 4000 руб. – списаны расходы прачечной на затраты вспомогательного производства.
Готовая продукция и товары для перепродажи
По строке 1210 показывают фактическую или нормативную (плановую) себестоимость готовой продукции, учтенной на счете 43 «Готовая продукция», не проданной на отчетную дату.
Также по этой строке отражают стоимость нереализованных товаров, приобретенных для перепродажи, учтенных на счете 41 «Товары».
Как учесть готовую продукцию
Готовая продукция – конечный продукт производственного процесса. Это изготовленные на фирме изделия и продукты, полностью укомплектованные, сданные на склад и предназначенные для продажи.
После суммирования затрат на производство за месяц и оценки остатков незавершенного производства бухгалтерия переходит к калькуляции себестоимости выпущенной продукции.
Калькуляция фактической себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг) производится так:
Себестоимость выпущенной продукции | = | Остаток незавершенного производства на начало месяца | + | Затраты на производство за месяц | - | Расходы на расширение или обновление производства данной продукции | - | Стоимость забракованной продукции по цене возможного использования | - | Остаток незавершенного производства на конец месяца |
Такой расчет производится по каждому виду продукции (работ, услуг). Если выпуск продукции за месяц не производился, то затраты за месяц плюс остатки незавершенного производства на начало месяца составят объем незавершенного производства на конец месяца.
Вы можете учитывать готовую продукцию одним из трех способов:
по фактической производственной себестоимости;
по учетным ценам (нормативной (плановой) себестоимости) – с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» либо без его использования;
по прямым статьям затрат.
Выбранный способ учета готовой продукции должен быть закреплен в учетной политике вашей организации.
Учет продукции по фактической себестоимости
В день передачи готовой продукции на склад фирмы спишите сумму затрат на ее изготовление проводкой:
ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 20 (23, 29)
– оприходована на складе готовая продукция, выпущенная основным (вспомогательным, обслуживающим) производством.
Пример. Как учесть продукцию по фактической себестоимости
АО «Актив» выпускает светильники. В декабре отчетного года расходы основного производства на выпуск партии светильников (стоимость израсходованных материалов, заработная плата рабочих, включая страховые взносы, и т. д.) составили 260 000 руб. Упаковку светильников осуществляет вспомогательное производство. Его расходы на упаковку этой партии светильников составили 28 000 руб.
Бухгалтер «Актива» должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 (69, 70,...)
– 260 000 руб. – отражены расходы основного производства на выпуск светильников;
ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10 (69, 70,...)
– 28 000 руб. – отражены расходы на упаковку светильников;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 23
– 28 000 руб. – в себестоимость готовой продукции включены расходы вспомогательного производства.
Оприходование продукции на склад будет отражено так:
ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 20
– 288 000 руб. (260 000 + 28 000) – готовая продукция оприходована на склад.
По строке 1210 годового баланса нужно отразить стоимость готовой продукции в сумме 288 тыс. руб.
Если готовая продукция предназначена для использования в процессе производства, ее стоимость переносят на счет 10 «Материалы».
Пример. Как учесть готовую продукцию, предназначенную для производства
Мукомольный комбинат производит муку путем переработки зерна. Готовая продукция – весовая мука, и бухгалтер принимает ее к учету на счет 43. Кроме того, комбинат имеет пекарню, которая использует изготовленную муку в качестве сырья. Стоимость муки для этих целей обособляют на счете 10:
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 43
– отражена мука, зарезервированная на нужды хлебопекарного производства.
А мука, оставшаяся на счете 43, предназначена для продажи.
Учет продукции по учетным ценам (плановой себестоимости)
Плановую себестоимость продукции (работ, услуг) фирма устанавливает самостоятельно на основании норм расхода материалов, затрат труда и т. д., необходимых для выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг).
Есть два способа учета такой продукции:
без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;
с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».
Если вы используете первый способ, то при передаче на склад готовой продукции, отражаемой по учетным ценам (плановой себестоимости), сделайте запись:
ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 20 (23, 29)
– оприходована готовая продукция по учетным ценам (плановой себестоимости).
Если вы используете второй способ, то готовая продукция (выполненные работы, оказанные услуги) отражается в корреспонденции со счетом 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» по нормативной или плановой себестоимости.
После того как продукция изготовлена и передана на склад, сделайте запись:
ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 40
– оприходована готовая продукция по нормативной (плановой) себестоимости.
Себестоимость продукции, изготовленной основным производством, отразите проводкой:
ДЕБЕТ 40 КРЕДИТ 20
– отражена фактическая себестоимость продукции, выпущенной основным производством.
Как правило, учетная нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции не совпадает с ее фактической себестоимостью. В результате у счета 40 возникает сальдо – дебетовое либо кредитовое. На конец месяца его списывают, в итоге счет 40 не будет иметь остатка.
Дебетовое сальдо по счету 40 – это превышение фактической себестоимости над нормативной или плановой (перерасход), кредитовое – превышение нормативной или плановой себестоимости над фактической (экономия).
Дебетовое сальдо по счету 40 ежемесячно списывают проводкой:
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 40
– списано превышение фактической себестоимости выпущенной продукции над ее нормативной (плановой) себестоимостью.
Кредитовое сальдо по счету 40 ежемесячно списывают сторнировочной записью:
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 40
– сторнировано превышение нормативной (плановой) себестоимости выпущенной продукции над ее фактической себестоимостью.
Пример. Как учесть продукцию по учетным ценам
ООО «Пассив» произвело и продало в отчетном периоде 1000 наборов стеклянных фужеров по цене 118 руб. за один набор на общую сумму 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).
«Пассив» отражает готовую продукцию по плановой себестоимости. Плановая себестоимость одного набора – 70 руб., фактическая себестоимость составила 75 руб.
Бухгалтер «Пассива» должен сделать такие проводки:
ДЕБЕТ 43 КРЕДИТ 40
– 70 000 руб. (70 руб./шт. x 1000 шт.) – оприходована на складе готовая продукция по плановой себестоимости;
ДЕБЕТ 40 КРЕДИТ 20
– 75 000 руб. (75 руб./шт. x 1000 шт.) – отражена фактическая себестоимость готовой продукции;
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
– 118 000 руб. – поступили денежные средства от покупателей;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
– 118 000 руб. – отражена выручка от продажи продукции;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 43
– 70 000 руб. – списана плановая себестоимость проданной продукции;
ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68, субсчет «Расчеты по НДС»
– 18 000 руб. – начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 40
– 5000 руб. (75 000 – 70 000) – списана сумма превышения фактической себестоимости готовой продукции над ее плановой себестоимостью (произведено закрытие счета 40);
ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99
– 25 000 руб. (118 000 – 70 000 – 18 000 – 5000) – отражена прибыль от продажи продукции (по итогам отчетного месяца).
Списание готовой продукции отражайте по кредиту счета 43.
Как учесть товары
Товары могут учитываться на счете 41 несколькими способами:
по фактической себестоимости;
по продажным ценам (с использованием счета 42 «Торговая наценка»).
Организации, продающие товары в розницу, могут их учитывать как по фактической себестоимости, так и по продажным ценам, а организации оптовой торговли – только по фактической себестоимости.
Способ учета товаров должен быть закреплен в учетной политике вашей организации. В бухгалтерском балансе стоимость товаров отражают только по фактической себестоимости.
Учет товаров по фактической себестоимости
Фактическая себестоимость товаров формируется в том же порядке, что и материалов.
Все затраты на покупку товаров вы должны учесть по дебету счета 41 «Товары».
При поступлении товаров сделайте проводки:
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60 (76,...)
– учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров (без НДС);
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (76,...)
– учтен НДС по затратам, непосредственно связанным с приобретением товаров (на основании первичных документов контрагентов);
ДЕБЕТ 68, субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– произведен вычет НДС (на основании счетов-фактур).
После оплаты расходов по приобретению товаров сделайте запись:
ДЕБЕТ 60 (76,...) КРЕДИТ 51 (50, 71,...)
– оплачены расходы по приобретению товаров.
Особый порядок предусмотрен для учета расходов по доставке товаров до склада организации (транспортно-заготовительных расходов).
Транспортно-заготовительные расходы могут учитываться двумя способами:
непосредственно на счете 41 «Товары» (то есть включаться в фактическую себестоимость приобретаемых товаров);
на счете 44 «Расходы на продажу».
Пример. Как учесть товары по фактической себестоимости
ООО «Пассив» приобрело 10 000 штук кирпича, предназначенного для перепродажи. «Пассив» ведет учет товаров по фактической себестоимости.
Согласно расчетным документам поставщика, цена одного кирпича составляет 17,7 руб. (в том числе НДС – 2,7 руб.).
Кирпич был приобретен через посредническую организацию.
Расходы по оплате ее услуг составили 11 800 руб. (в том числе НДС – 1800 руб.).
Транспортные расходы по доставке кирпича на склад составили 5900 руб. (в том числе НДС – 900 руб.). Согласно учетной политике организации, транспортно-заготовительные расходы учитываются на счете 41, то есть включаются в фактическую себестоимость приобретаемых товаров.
Бухгалтер «Пассива» должен сделать проводки:
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
– 150 000 руб. ((17,7 – 2,7) руб./шт. x 10 000 шт.) – оприходован кирпич;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 27 000 руб. (2,7 руб./шт. x 10 000 шт.) – учтен НДС по приобретенному кирпичу;
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 76
– 10 000 руб. (11 800 – 1800) – учтены расходы по оплате услуг посреднической организации;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76
– 1800 руб. – учтен НДС по услугам посреднической организации;
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
– 5000 руб. (5900 – 900) – учтены транспортные расходы по доставке кирпича на склад;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 900 руб. – учтен НДС по транспортным расходам.
Учет товаров по продажным ценам
По продажным ценам товары вправе учитывать только организации розничной торговли.
Если фирма ведет учет товаров в продажных ценах, стоимость остатка товаров отражается в балансе по фактической себестоимости без учета начисленной торговой наценки, приходящейся на остаток товаров.
Таким образом, такие организации уменьшают стоимость товаров (дебет счета 41 «Товары») на сумму торговой наценки (кредит счета 42 «Торговая наценка»).
Документирование торговой наценки
Как правило, вести учет товаров по фактической себестоимости в рознице невозможно ввиду большого товарного ассортимента. Поэтому чаще всего предприятия розничной торговли ведут учет товаров в отпускных (розничных) ценах с использованием счета 42 «Торговая наценка».
Такие фирмы определяют валовой доход от реализации (реализованное торговое наложение), рассчитывая средний процент торговой наценки.
Сумму торговой наценки указывают в реестре розничных цен. Этот реестр должен содержать следующие реквизиты:
название фирмы;
дату оформления;
подпись руководителя и печать фирмы.
В реестре должна быть следующая информация:
наименование товара;
цена поставщика на данный товар;
торговая наценка (в процентах к цене поставщика и в денежном выражении);
розничная цена.
Реестр может выглядеть так: