16:15 В светлом взоре царя – жизнь, и благоволение его – как облако с поздним дождём".
Цари… Со "светлым взором" и "царским гневом". Кому это сейчас надо? Престол, впрочем, утверждается силою, если уж на то пошло. А сила – не всегда правда. Но это так, к слову.
"16:16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра".
Разумеется. Ведь венец мудрости – всё равно богатство (14:24).
"16:17 Путь праведных – уклонение от зла; тот бережёт душу свою, кто хранит путь свой".
"Уклонение"… Знаем, знаем! "Мудрый боится и удаляется от зла" (14:16). Да?
"Путь свой"… О-хо-хо!.. Опять-таки, в который уже раз: "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти" (14:12). С этим как быть?
"16:18 Погибели предшествует гордость, и падению – надменность".
Да. Но и победе – тоже. Без гордости и надменности не бывает победителей.
"16:19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми".
Лучше ни с кем ни смиряться и не делить добычу.
"16:20 Кто ведет дело разумно, тот найдёт благо, и кто надеется на Господа, тот блажен".
Знать бы, что такое "разумно"?.. На Господа надеяться? Это не для меня. Я надеюсь только на себя.
"16:21 Мудрый сердцем прозовётся благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению”.
Было что-то уже про "благоразумие". Не помню, где… И что это ещё за "сладкая речь"?.. А вообще всё уже ясно. Опять камень вместо хлеба. "Мудрости" все эти… Но – продолжим.
"16:22 Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость".
Всё одно и то же. Лень даже искать, где именно я уже всё это читал. Автору явно нечего больше сказать.
"16:23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его".
А-а!.. скука. Сердце – отдельно, уста – отдельно, язык – отдельно. Так, что ли?
"16:24 Приятная речь – сотовой мёд, сладка для души и целебна для костей".
Ну, начинается! Многословие и пустословие. "Сотовой мёд"!.. О-ой!..
"16:25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти".
Да было всё!! Было!!! 14:12. Слово в слово!
"16:26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его".
Ну, что тут скажешь? Это – "мудрость"?!!
Тебя кто понуждает писать всё это? Необузданный ты болтунище!
"16:27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий".
А как же 16:1: " Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка"?
"16:28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей".
Ничего страшного! "Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним" (16:7).
“16:29-30 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведёт его на путь недобрый; прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; он – печь злобы”.
Ну, и чушь! Т а к уж он непременно и "глаза прищуривает", и "губы закусывает"? Как бы хорошо было! Сразу видно – злодей.
И это – Библия?!
"16:31 Венец славы – седина, которая находится на пути правды".
Н-да!.. Чем дальше в лес… Значит, если человек не сед, то "пути правды" ему не видать? Лысых праведников быть не может в принципе?
Бедный царь Соломон! Поседел, видимо, с годами, и это его напрягает. Молоденькие одалисочки смеются.
"16:32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя города".
И чем же он "лучше"? Рабы, рабы!.. Сиди тихо, не высовывайся, и всё будет. Образуется. Само собой. "Мимо пронесут труп врага твоего". Но кто-то ведь его убил???!!! Этого твоего врага. Он же не сам умер?! Трусы!!!
"16:33 В п о лу бросается жребий, но всё решение его – от Господа".
Тем лучше! Пусть Господь попробует решить МОЙ жребий! Только пусть уж тогда поторопится. Потому что время – истекает.
"17:1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором".
Да ясно, ясно! Слыхали-с. И не раз.
"Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, и при нём ненависть" (15:17); “Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою" (16:8) и пр. и пр.
Вот только кто учит-то довольствоваться малым? Кто призывает к воздержанию? Царь Соломон, сам утопающий в роскоши и довольстве!
"17:2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство".
Н-не знаю… Трудно судить. Что-то из психологии рабов. Из их копошения.
"17:3 Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердце испытывает Господь".
А как же 16:9: "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его"?
"17:4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного".
Слова царя, мечтающего, чтобы царство его и законы его пребывали вечно.
"17:5 Кто ругается над нищими, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным".
Было. 14:21 ("Кто презирает ближнего своего, тот грешит…"), 14:31 (“Кто теснит бедного, тот хулит Творца его… ")
Но – "Бедный ненавидим бывает даже близким своим" (14:20)?
"17:6 Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их".
Гм!.. Жизнь ради детей? А ради чего будут жить дети?
"Слава детей – родители их"? Человек сам должен добиваться своей славы!
"17:7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые".
Как может быть что-то "неприлично" глупому? Если любой его поступок, любое слово – глупость?
Что же до второй части высказывания, то где это вы видели знатного с устами НЕ лживыми? Разве что в Притчах царя Соломона.
"17:8 Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет".
Любопытно… "Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить" (15:27). Вроде же?..
"17:9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга".
А нужны ли такие любови и такая дружба?
"17:10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов".
“Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его" (13:25) же?
Что, р о зги жалко? Лучше уж и выговор, и сто ударов. На всякий, как говорится, пожарный. Чтобы уж наверняка! А то вдруг человек недостаточно "разумен".
"17:11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него".
Ангелы, оказывается, тоже могут быть жестокими? А я-то думал!.. Впрочем, ладно.
И никто не ищет "только зла"! "Все пути человека чисты в его глазах" (16:2).
Да и было уже: "Грешников преследует зло" (13:22).
"17:12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью".
Иносказаньице-с. Глупцами мир кишит. И ничего!
"17:13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдёт зло".
Никто не воздаёт злом за добро! "Все пути человека чисты в его глазах" (16:2). Каждый считает себя правым и действия свои – справедливыми.
"17:14 Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она".
Не ссорься, если ты не прав. Если же прав – не бойся отстаивать свои интересы до конца.
"17:15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость перед Господом".
Ничего!
"Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды" (12:13); "Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол" (12:21) и т.д., и т.п.
"17:16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума".
Ну, понятно! Потому-то, наверное, "богатство грешника сберегается для праведника" (13:23)? "Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветёт" (14:11)? В самом деле! Зачем глупому деньги? Мудрость-то всё равно не купишь.
Ах, царь Соломон! Не так ли приобретены ваши баснословные сокровища? Не за счёт глупых? Которым они всё равно были не нужны…
"17:17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья".
Однако помни: "Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга" (17:9) и "Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом" (17:15). И: "Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится" (13:21).
За дружбу приходится платить. Поступаться – совестью. А потому, так ли уж она нужна? Дружба?
И у кого больше всего друзей? У богатого! "У богатого много друзей" (14:20).
"17:18 Человек малоумный даёт руку и ручается за ближнего своего".
Слы-ха-ли. "Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего" (11:15).
Никому не верь, значит? Ни ближнему, ни "постороннему"?.. "Человек малоумный"…
"17:19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения".
Ещё раз напоминаю: "Все пути человека чисты в его глазах" (16:2).
"17:20 Коварное сердце не найдёт добра, и лукавый язык попадёт в беду".
Да-да! "Лукавство коварных погубит их" (11:3).
Впрочем, "Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка" (16:1) и "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его" (16:9).
"17:21 Родил кто глупого – себя на горе, и отец глупого не порадуется".
Это так. Но – было уже. "Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою" (15:20).
"17:22 Веселое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух сушит кости".
Значит, лучше всего дуракам. Они – вечно веселы. Да и сам автор пишет: "Глупость – радость для малоумного" (15:21). Мудрецы же как раз унылы большей частью. "Многие знания – многие печали".
"17:23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия".
Точно-точно! “Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить" (15:27). А корыстолюбивый в данном случае – это тот же нечестивый. Ведь "оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом". А для чего же ещё даются подарки? Чтобы выиграть дело!
Но ведь: "В п о лу бросается жребий, но всё решение его – от Господа"(16:33)?
"17:24 Мудрость – пред лицом у разумного, а глаза глупца – на конце земли".
Мудрые мудры, глупые глупы. Да слышали ж уже! Слышали!! "Мудрец"!..
"17:25 Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей".
И это слышали. Слы-ша-ли! До-слов-но.
"Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери" (10:1); "Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою" (15:20), "Родил кто глупого – себя на горе, и отец глупого не порадуется" (17:21).
"17:26 Нехорошо обвинять правого, и бить вельмож за правду".
"Нехорошо"!.. Э-хе-хе… И только ли "вельмож"?
"17:27-28 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным".
Глупец не может долго молчать.
"18:1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного".
Неудовлетворенность! поиск нового, “прихоти” – свойство человеческой природы. Иначе мы бы так и жили сейчас во времена царя Соломона. Где всё то "умное", что казалось тогда незыблемым? И всё это – благодаря "своенравным".
"18:2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум".
Это и любому свойственно. Стремиться "выказать свой ум". (Иначе откуда бы здесь было столько повторов?)
"18:3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – поношение.
18:4 Слова уст человека – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток".
Слишком мудрёно… Терпеть не могу иносказаний! Любую мысль можно (и должно) сформулировать просто и ясно. Все же эти сложные сравнения, метафоры и пр., все эти "струящиеся потоки" – от недалёкого ума.
"Кто ясно мыслит, тот ясно излагает".
"Воды",.. "глубины"… Вздор!
"18:5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде".
Хватит, может?
Усвоили мы уже, и что "нехорошо обвинять правого" (17:26), и вообще "оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом" (17:15).
Ясно, ясно всё! Дальше!!
"18:6 Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои".
Ну, и поделом ему!
"18:7 Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его".
Да и ладно! Пусть гибнет. Горе дуракам!
"18:8 Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать".
Ничего не понял. "Низлагает",.. души какие-то " женоподобные"!..
Ладно, проехали. Автор уже не настолько меня привлекает, чтобы давать себе труд вникать во всю эту белиберду и пытаться понять, что же он всё-таки хотел сказать? Наверняка ничего особо интересного. Что-нибудь, типа, "леность – порок", я полагаю.
"18:9 Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева".
Иными словами, все мы порочны и любим сплетни? Может быть…
"18:10 Нерадивый в работе своей брат расточителю".
И лентяи тоже! "Братья" расточителю. (И сёстры.)
А потому всегда будет над ними "господствовать" рука прилежного (12:24).
Единственная надежда на "рот", который "понуждает" нас трудиться (16:26).
"18:11 Имя Господа – крепкая башня: убегает в неё праведник – и безопасен”.
Пусть праведники и – "убегают"!!
"18:12 Имение богатого – крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении".
"В его воображении"? Реально – нет? Или это очередной неудачный, излишне цветистый оборот?.. А-а,.. вот же! "Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их" (10:15). Значит, не оборот. Понимать следует буквально.
В любом случае это в значительной степени верно.
И хотя автор пишет: "Надеющийся на богатство своё упадёт" (11:28), но тут же и поправляется.
Причём неоднократно: "Богатством своим человек выкупает жизнь свою" (13:8); "Добрый оставляет наследство и внукам" (13:23); "Праведник ест до сытости" (13:26); "Жилище праведных процветёт" (14:11) и пр.
Правда, "не поможет богатство в день гнева" (11:4), но это когда-то он ещё будет, этот "день гнева"!
"18:13 Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе".
Бы-ло!
"… славе предшествует смирение" (15:33), "Погибели предшествует гордость, и падению – надменность" (16:18).
Автор явно сам уже запутался во всех этих своих… афоризмах.
"18:14 Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему".
Иногда нет смысла слушать до конца. Как, например, читать всю эту тягомотину. Ясно же уже всё! Что нет ничего в этом кладезе мудрости. Библия… Книга слабых. Трусов и рабов.
Ладно, впрочем. Продолжим… Придётся, увы!!
"18:15 Дух человека переносит его немощи; а поражённый дух – кто может подкрепить его?"
Что такое "поражённый дух"? Сломленный? Да, его уже ничем не "подкрепишь". Проще оживить мёртвого.
"18:16 Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания".
Ну, опять!.. "Сердце разумного",.. "ухо мудрых"… Почему, кстати, "ухо"? Уж тогда "уши"?.. Ослиные!! Старый болтун!
"18:17 Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведёт его".
Э-э-э!.. Милейший?! А как же 15:27 ("Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить")? 17:23 ("Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия")?
Вы хоть запоминайте, чего пишите!
"18:18 Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследует его".
Каждый считает себя правым, что ли? Ну, считает. "Все пути человека чисты в его глазах" (16:2). Старая песня на новый лад?
"18:19 Жребий прекращает споры и решает между сильными".
А 16:33 ("В п о лу бросается жребий, но всё решение его – от Господа")? Так-так!..
"18:20 Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка".
Возможно. К счастью, у меня нет братьев.
"18:21 От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается".
"От плода уст своих человек насыщается добром " (12:14).
"18:22 Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его".
"От Господа ответ языка" (16:1).
Так что же на долю человека-то остаётся?! Всё – от Бога! Зачем же нас вообще тогда создали? Людей?
"18:23 Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо и получил благодать от Господа".
Иными словами, добрая жена – благо?.. "Мудрость"!! Достойная Библии.
"18:24 С мольбой говорит нищий, а богатый отвечает грубо".
Вот-вот! Так, значит, быть богатым всё-таки хорошо? Действительно "крепкий город" и "высокая ограда"? А не только " в его воображении" (18:12)?
"18:25 Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг более привязанный, нежели брат".
Бывает, бывает! Тем более, что и братья разные бывают (“Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка" (18:20)) А проще всего – будь богатым. И от друзей отбоя не будет. ("У богатого много друзей" (14:20)). Даже если ты и не слишком "дружелюбный".
"19:1 Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый".
А лучше всего и богатый, и честный, и умный!
И если ты такой умный, то почему же ты такой бедный? (Ну, "непорочный"-то – понятно!)
"19:2 Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится".
Согласен. И без знания "нехорошо", и "торопливый ногами" – возможно, и "оступится". Дальше-то что?
"19:3 Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа".
А кто виноват, что глупый глуп? Господь же!
"19:4 Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим".
Всё правильно. Но слышали это всё уже. В самых разных вариантах. Даже перечислять не буду. (Да вот хоть 14:20, впрочем. Дословно практически! "Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей".)
Я всё-таки так и не могу пока понять, на чьей же стороне автор? (Царь Соломон!) Богатых или бедных? Похоже, что он и сам толком не знает. Вот уж действительно: "При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен" (10:19). То одно говорит, то другое.
"19:5 Лжесвидетель не останется ненаказанным, а кто говорит ложь, не спасётся".
А кто говорит вздор?!.. "Спасётся"?
И про лжесвидетеля мы уже слышали, и про "говорящих ложь". Дались ему эти лжесвидетели!
"19:6 Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарок".
И про подарки уже не раз говорилось, и про друзей. Причём всё время разное.
"19:7 Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет".
И про бедных. Автору явно нравится быть богатым.
"19:8 Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо".
Перевожу. Хорошо быть умненьким и благоразумненьким.
Помнится, и Лиса Алиса это Буратино советовала.
"19:9 Лжесвидетель не останется ненаказанным, а кто говорит ложь, погибнет".
Господи! Да только что же было! 19:5. Слово в слово!
"19:10 Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями".
О-о!.. "Рабу" над "князьями"!.. Глупцу пышность неприлична? Но праведнику-то уж, кажется, тем более?..
"19:11 Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам".
Оно и полезно, опять же. Быть "снисходительным" к проступкам. Ведь тот, кто напоминает… ("Кто снова напоминает о проступке, тот удаляет друга" 17:9).
"19:12 Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву”.
Ну, царей оставим в покое. Нам гнев их и благоволение не грозят. Львы в наших широтах – только в зоопарках (и в цирке!).
"19:13 Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба”.
Про “сына” читали уже раз пять, про “жену” что-то новенькое. "Сточная труба"? Это сточная канава, что ли? Интересное сравнение.
"19:14 Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа".
А родители от кого?
"19:15 Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод".
Душа? Или чрево? Душа-то – бог с ней…
"19:16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет".
Слышали уже все эти угрозы, слышали!.. И про "душу" и про погибель. Поучайте лучше ваших паучат.
"19:17 Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его".
Ого! Господу, оказывается, можно "дать взаймы"? О, иудей! Но это нечто свеженькое. Бедный нищий Бог! Автор, похоже, слегка увлёкся… своими премудростями.
"19:18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его".
Ну, понятно. Было уже. О пользе порки: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его" (13:25).
Разве что с "доколе есть надежда" не совсем ясно. Как же сиё определить?
"19:19 Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе ещё больше наказывать его".
Одним словом, наказывай для его же блага. А то ведь придется наказывать "еще больше". Вот только кто тебе вообще дал право "наказывать"? Почему бы ему самому тебя ни наказать?
"19:20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствие мудрым".
О-хо-хо!.. Да так и "советов" и "обличений" не переслушаешься, и мудрым не сделаешься. "Впоследствие".
А вообще было уже всё это, и не раз. Как и обычно у этого не в меру болтливого, многословного автора.
Смотри, например: "Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает" (10:17); "Кто любит наставление, тот любит знание " (12:1); "Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения" (13:1); "Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличиям, тот благоразумен" (15:5); "Злое наказание – уклоняющемуся от пути, а ненавидящий обличение погибнет" (15:10); "Отвергающий наставление не радеет о своей душе, а кто внимает обличению, тот приобретает разум" (15:32).
"19:21 Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом".
Так в чём же тогда вина человека, в чем его грех? Только в "замыслах"?
"19:22 Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый".
Благотворительность, как я уже ранее указывал, – удел богатых. Причём здесь "бедный человек"? Но вообще фраза в своем роде замечательна. Автор фактически явно говорит, что бедность – зло. Правда, меньшее, чем лживость, но тем не менее.
Ну, и радость иудею, конечно, "дать взаймы Господу". (19:17). С процентами, естественно. Вот только, если Бог не вернет, как с Него потом спрашивать? Так ст о ит ли связываться?
"19:23 Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его".
Было, кажется, что-то и на эту тему?.. А, ну да. 10:27, к примеру: "Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся". Или вот 14:17: "Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти". Было, короче!
"Страх ведет к жизни"… Но нужна ли такая "жизнь"?!
"19:24 Ленивый опускает руку свою в чашу и не хочет донести ее до рта своего".
Прилежный донесёт за него!
" Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно" (12:27); "Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится" (13:4).
"19:25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймёт наставление".
Кто же тебе дал право "обличать" и "наказывать"? Закон пусть наказывает и обличает.
"19:26 Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный".
А кто виноват, что сын вырос "срамной и бесчестный"? Не отец ли с матерью, не сумевшие воспитать его?
"19:27 Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума".
Какие ещё "внушения"? И почему я должен перестать их "слушать"? Разве они убедительнее "изречений разума"? Так грош цена тогда всем этим "изречениям".
"19:28 Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду".
Тема лжесвидетелей для автора поистине неисчерпаема. Он возвращается к ней вновь и вновь!
Почему вот только "глотают"? Может, напротив, "изрыгают"? Так, во всяком случае, утверждалось до этого. "Уста нечестивых изрыгают зло" (15:28). А!.. наверное, "беззаконные" тут судьи, внимающие "лукавому свидетелю". Но тогда почему "уста"? "Глотают"?.. В общем, " темна вода во облацех". Вот к чему приводит излишняя витиеватость слога.
"19:29 Готовы для кощунствующих суды, и побои – на тело глупых".
"Готовы" они были, значит, ещё во времена царя Соломона. А воз и ныне там. "Кощунствующих" не убавляется. Отчего так?
"20:1 Вино – глумливо, секира – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен".
Согласен, согласен… Дальше!
"20:2 Гроза царя – как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя".
Опять этот зверинец! "Рёв льва"! ("Гнев царя – как рёв льва" 19:12). И если это высказывание оказалось несостоятельным (где они, цари?!), то как можно верить остальным? А ведь это же Библия! Святая книга.
Хотя, удобно, конечно. Не раздражай царей! А иначе – сам виноват.
"20:3 Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен".
Какая же тут "честь"? Впрочем, 12:16 ("Благоразумный скрывает оскорбление"), 14:16 ("Мудрый боится и удаляется от зла"). Речь ведь идет о трусе и рабе.
По мне лучше уж задорный глупец тогда. Право!
"20:4 Ленивец зимою не пашет: поищет летом – и нет ничего".
Ясно всё с ленивцем, ясно! Какой там "пашет", если он даже руку до рта своего донести не хочет (19:24)!
"20:5 Помыслы в сердце человека – глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их".
А зачем? "Помыслов"-то много, но всё равно "состоится только определённое Господом" (19:21). Он всё решает (16:33).
А вообще, ну их, всех этих прозорливцев! Читающих в сердцах. Пусть лучше этим соответствующие органы занимаются.
"20:6 Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?"
В смысле, кругом одни лжецы? Но ведь: "Мерзость пред Господом – уста лживые" (12:22). Так что, праведников вообще нет? Зачем же мы о них тогда тут столько говорим?
"20:7 Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!"
Да нет же никаких праведников! Мы только что выяснили.
Дети?.. Блаженны, блаженны… Если он, конечно, оставит им в наследство что-либо, посущественней своей "непорочности". "Дом и имение", к примеру (19:14).
"20:8 Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими всё злое".
"Цари и престолы"… Дела давно минувших дней… Ленились они, похоже, на престолах судов-то сидеть, раз так всё плохо для них кончилось. Не пахали зимой (20:4), вот мы теперь летом смотрим – “и нет ничего“.
"20:9 Кто может сказать: "я очистил моё сердце, я чист от греха моего"?"
Так чт о же тогда такое "праведник, ходящий в своей непрочности" (20:7)? Коли все грешны?
"20:10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Господом".
Что-то знакомое?.. Точно! "Неверные весы – мерзость пред Господом" (11:1)… И ещё даже! С точностью до наоборот: "Верные весы и весовые чаши – от Господа" (16:11). Чтобы повтор, что ль, скрыть? Уж совсем явный…
"20:11 Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его".
Вздор! Если бы всё было так просто!
"20:12 Ухо слышащее и глаз видящий – и то и другое создал Господь".
И что?
"20:13 Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб".
Так значит, все-таки просто праведником быть ещё недостаточно? ("Праведник ест до сытости" 13:26).
"20:14 "Дурно, дурно", – говорит покупатель, а когда отойдёт, хвалится".
Что-то из области торговли, кажется? Очередная чисто иудейская мудрость?
"20:15 Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь – уста разумные".
Уста, даже самые и разумные, всё равно есть-пить просят…
"20:16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог".
О, царь Соломон! Самый премудрый из всех иудеев.
"20:17 Сладок для человека хлеб, приобретённый неправдою, но после рот его наполнится дресвою".
"Сладок"?.. Может, "лёгок"? Так ли уж приятна неправда?..
А что до "дресвы"… Не наполнится! Увы.
"20:18 Предприятия получают твердость через совещание, и по совещании веди войну".
Никогда ни с кем не советуйся! Делай то, что считаешь необходимым. Действуй!! Если хочешь добиться результата. Коллегиальные решения всегда половинчаты.
"20:19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не общайся".
Повтор-с. Очередной-с.
"Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну" (11:13) "Кто широко раскрывает свой рот, тому беда" (13:3).
"20:20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы".
Отец и мать – святое, значит?.. Независимо от того, какие они?.. Похвально… Приятно слышать. Мне – особенно.
"20:21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии".
Благословится, благословится!.. К сожалению… Благословится!!
"20:22 Не говори: "Я отплачу за зло", предоставь Господу, и Он сохранит тебя".
А как же 19:25 ("Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным")? Впрочем, "Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся" (16:3) – с другой стороны… На все случаи жизни, в общем!
"20:23 Мерзость пред Господом – неодинаковые гири, и неверные весы – не добро".
Опять про гири! Сколько можно!?
"20:24 От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?"
Незачем "узнавать путь свой"! Делай, что должен. И будь, что будет!
P.S. И к чему тогда вообще все эти притчи и советы? Если всё предопределено Господом, а "человеку как же узнать путь свой"? Нет! Не всё от Господа. Всё от тебя самого. Ты сам в ответе за свои поступки.
"20:25 Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать".
Поспешно делать вообще ничего не надо. И уж сначала – думать.
Впрочем, "смерть и жизнь – во власти языка" (18:22). Иногда и не утерпишь… "Сеть"!
"20:26 Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо".
Т а к он до сих пор и "вывеевает". И "обращает".
Впрочем, его самого давно уже вывеели.
"20:27 Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца".
Риторика. И как же 17:3 ("Сердца испытывает Господь.")?
Так кто же испытывает сердца? Дух человека или Господь?
"20:28 Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой".
Плохо же они его охраняли. И поддерживали.
"20:29 Слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина".
Опять седина! Тьфу ты! ("Венец славы – седина, которая находится на пути правды" 16:31).
"20:30 Раны от побоев – врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева".
Фи!..
"21:1 Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его".
То есть царь – такой же точно смертный, как и все мы? Чудеса!
"21:2 Всякий путь человека прям в глазах его, но Господь взвешивает сердца".
Deja vu! "Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души" (16:2).
"21:3 Соблюдение правды и правосудия более угодно, нежели жертва".
Соблюдай их просто – и всё остальное… от лукавого.
"21:4 Гордость очей и надменность сердца, отключающие нечестивых – грех".
Было. "Погибели предшествует гордость, и падению – надменность" (16:18). То же самое, в общем-то… Только другими словами. Как и большинство подавляющее всех этих притч. Бесконечное толчение в ступе.
"21:5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение".
Да не к изобилию стремятся помышления человека! А – к истине и справедливости. Эту книгу писал торгаш.
"21:6 Приобретение сокровища лживым языком – мимолетное дуновение ищущих смерти".
"Сокровища",.. "изобилие"… Да не хлебом единым!
"21:7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду".
Благое пожеланьице-с. И не более того. Может, впрочем, и "обрушится". Когда-нибудь. Со времён царя Соломона, по крайней мере, – всё по-прежнему. Ждём-с.
"21:8 Превратен путь человека развращённого; а кто чист, того действие прямо".
Тьфу ты! Сам же пишет выше: "Все пути человека чисты в его глазах" (16:2).
(Но: "От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? (20:24))
"21:9 Лучше жить в углу н