Царский гнев – вестник смерти; но мудрый человек умилостивил его.




16:15 В светлом взоре царя – жизнь, и благоволение его – как облако с поздним дождём".

Цари… Со "светлым взором" и "царским гневом". Кому это сейчас надо? Престол, впрочем, утверждается силою, если уж на то пошло. А сила – не всегда правда. Но это так, к слову.

 

"16:16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра".

Разумеется. Ведь венец мудрости – всё равно богатство (14:24).

 

"16:17 Путь праведных – уклонение от зла; тот бережёт душу свою, кто хранит путь свой".

"Уклонение"… Знаем, знаем! "Мудрый боится и удаляется от зла" (14:16). Да?

"Путь свой"… О-хо-хо!.. Опять-таки, в который уже раз: "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти" (14:12). С этим как быть?

 

"16:18 Погибели предшествует гордость, и падению – надменность".

Да. Но и победе – тоже. Без гордости и надменности не бывает победителей.

 

"16:19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми".

Лучше ни с кем ни смиряться и не делить добычу.

 

"16:20 Кто ведет дело разумно, тот найдёт благо, и кто надеется на Господа, тот блажен".

Знать бы, что такое "разумно"?.. На Господа надеяться? Это не для меня. Я надеюсь только на себя.

 

"16:21 Мудрый сердцем прозовётся благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению”.

Было что-то уже про "благоразумие". Не помню, где… И что это ещё за "сладкая речь"?.. А вообще всё уже ясно. Опять камень вместо хлеба. "Мудрости" все эти… Но – продолжим.

 

"16:22 Разум для имеющих его – источник жизни, а ученость глупых – глупость".

Всё одно и то же. Лень даже искать, где именно я уже всё это читал. Автору явно нечего больше сказать.

 

"16:23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его".

А-а!.. скука. Сердце – отдельно, уста – отдельно, язык – отдельно. Так, что ли?

 

"16:24 Приятная речь – сотовой мёд, сладка для души и целебна для костей".

Ну, начинается! Многословие и пустословие. "Сотовой мёд"!.. О-ой!..

 

"16:25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти".

Да было всё!! Было!!! 14:12. Слово в слово!

 

"16:26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его".

Ну, что тут скажешь? Это – "мудрость"?!!

Тебя кто понуждает писать всё это? Необузданный ты болтунище!

 

"16:27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий".

А как же 16:1: " Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка"?

 

"16:28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей".

Ничего страшного! "Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним" (16:7).

 

“16:29-30 Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведёт его на путь недобрый; прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; он – печь злобы”.

Ну, и чушь! Т а к уж он непременно и "глаза прищуривает", и "губы закусывает"? Как бы хорошо было! Сразу видно – злодей.

И это – Библия?!

 

"16:31 Венец славы – седина, которая находится на пути правды".

Н-да!.. Чем дальше в лес… Значит, если человек не сед, то "пути правды" ему не видать? Лысых праведников быть не может в принципе?

Бедный царь Соломон! Поседел, видимо, с годами, и это его напрягает. Молоденькие одалисочки смеются.

 

"16:32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя города".

И чем же он "лучше"? Рабы, рабы!.. Сиди тихо, не высовывайся, и всё будет. Образуется. Само собой. "Мимо пронесут труп врага твоего". Но кто-то ведь его убил???!!! Этого твоего врага. Он же не сам умер?! Трусы!!!

 

"16:33 В п о лу бросается жребий, но всё решение его – от Господа".

Тем лучше! Пусть Господь попробует решить МОЙ жребий! Только пусть уж тогда поторопится. Потому что время – истекает.

 

 

"17:1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором".

Да ясно, ясно! Слыхали-с. И не раз.

"Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, и при нём ненависть" (15:17); “Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою" (16:8) и пр. и пр.

Вот только кто учит-то довольствоваться малым? Кто призывает к воздержанию? Царь Соломон, сам утопающий в роскоши и довольстве!

 

"17:2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство".

Н-не знаю… Трудно судить. Что-то из психологии рабов. Из их копошения.

 

"17:3 Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердце испытывает Господь".

А как же 16:9: "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его"?

 

"17:4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного".

Слова царя, мечтающего, чтобы царство его и законы его пребывали вечно.

 

"17:5 Кто ругается над нищими, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным".

Было. 14:21 ("Кто презирает ближнего своего, тот грешит…"), 14:31 (“Кто теснит бедного, тот хулит Творца его… ")

Но – "Бедный ненавидим бывает даже близким своим" (14:20)?

 

"17:6 Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их".

Гм!.. Жизнь ради детей? А ради чего будут жить дети?

"Слава детей – родители их"? Человек сам должен добиваться своей славы!

 

"17:7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые".

Как может быть что-то "неприлично" глупому? Если любой его поступок, любое слово – глупость?

Что же до второй части высказывания, то где это вы видели знатного с устами НЕ лживыми? Разве что в Притчах царя Соломона.

"17:8 Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет".

Любопытно… "Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить" (15:27). Вроде же?..

 

"17:9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга".

А нужны ли такие любови и такая дружба?

 

"17:10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов".

“Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его" (13:25) же?

Что, р о зги жалко? Лучше уж и выговор, и сто ударов. На всякий, как говорится, пожарный. Чтобы уж наверняка! А то вдруг человек недостаточно "разумен".

 

"17:11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него".

Ангелы, оказывается, тоже могут быть жестокими? А я-то думал!.. Впрочем, ладно.

И никто не ищет "только зла"! "Все пути человека чисты в его глазах" (16:2).

Да и было уже: "Грешников преследует зло" (13:22).

 

"17:12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью".

Иносказаньице-с. Глупцами мир кишит. И ничего!

 

"17:13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдёт зло".

Никто не воздаёт злом за добро! "Все пути человека чисты в его глазах" (16:2). Каждый считает себя правым и действия свои – справедливыми.

 

"17:14 Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она".

Не ссорься, если ты не прав. Если же прав – не бойся отстаивать свои интересы до конца.

 

"17:15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость перед Господом".

Ничего!

"Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды" (12:13); "Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол" (12:21) и т.д., и т.п.

 

"17:16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума".

Ну, понятно! Потому-то, наверное, "богатство грешника сберегается для праведника" (13:23)? "Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветёт" (14:11)? В самом деле! Зачем глупому деньги? Мудрость-то всё равно не купишь.

Ах, царь Соломон! Не так ли приобретены ваши баснословные сокровища? Не за счёт глупых? Которым они всё равно были не нужны…

 

"17:17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья".

Однако помни: "Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга" (17:9) и "Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом" (17:15). И: "Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится" (13:21).

За дружбу приходится платить. Поступаться – совестью. А потому, так ли уж она нужна? Дружба?

И у кого больше всего друзей? У богатого! "У богатого много друзей" (14:20).

 

"17:18 Человек малоумный даёт руку и ручается за ближнего своего".

Слы-ха-ли. "Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего" (11:15).

Никому не верь, значит? Ни ближнему, ни "постороннему"?.. "Человек малоумный"…

 

"17:19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения".

Ещё раз напоминаю: "Все пути человека чисты в его глазах" (16:2).

 

"17:20 Коварное сердце не найдёт добра, и лукавый язык попадёт в беду".

Да-да! "Лукавство коварных погубит их" (11:3).

Впрочем, "Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка" (16:1) и "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его" (16:9).

 

"17:21 Родил кто глупого – себя на горе, и отец глупого не порадуется".

Это так. Но – было уже. "Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою" (15:20).

 

"17:22 Веселое сердце благотворно, как врачество, а унылый дух сушит кости".

Значит, лучше всего дуракам. Они – вечно веселы. Да и сам автор пишет: "Глупость – радость для малоумного" (15:21). Мудрецы же как раз унылы большей частью. "Многие знания – многие печали".

 

"17:23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия".

Точно-точно! “Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить" (15:27). А корыстолюбивый в данном случае – это тот же нечестивый. Ведь "оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом". А для чего же ещё даются подарки? Чтобы выиграть дело!

Но ведь: "В п о лу бросается жребий, но всё решение его – от Господа"(16:33)?

 

"17:24 Мудрость – пред лицом у разумного, а глаза глупца – на конце земли".

Мудрые мудры, глупые глупы. Да слышали ж уже! Слышали!! "Мудрец"!..

 

"17:25 Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей".

И это слышали. Слы-ша-ли! До-слов-но.

"Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери" (10:1); "Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою" (15:20), "Родил кто глупого – себя на горе, и отец глупого не порадуется" (17:21).

 

"17:26 Нехорошо обвинять правого, и бить вельмож за правду".

"Нехорошо"!.. Э-хе-хе… И только ли "вельмож"?

 

"17:27-28 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен. И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным".

Глупец не может долго молчать.

 

 

"18:1 Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного".

Неудовлетворенность! поиск нового, “прихоти” – свойство человеческой природы. Иначе мы бы так и жили сейчас во времена царя Соломона. Где всё то "умное", что казалось тогда незыблемым? И всё это – благодаря "своенравным".

 

"18:2 Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум".

Это и любому свойственно. Стремиться "выказать свой ум". (Иначе откуда бы здесь было столько повторов?)

 

"18:3 С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием – поношение.

18:4 Слова уст человека – глубокие воды; источник мудрости – струящийся поток".

Слишком мудрёно… Терпеть не могу иносказаний! Любую мысль можно (и должно) сформулировать просто и ясно. Все же эти сложные сравнения, метафоры и пр., все эти "струящиеся потоки" – от недалёкого ума.

"Кто ясно мыслит, тот ясно излагает".

"Воды",.. "глубины"… Вздор!

 

"18:5 Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде".

Хватит, может?

Усвоили мы уже, и что "нехорошо обвинять правого" (17:26), и вообще "оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом" (17:15).

Ясно, ясно всё! Дальше!!

 

"18:6 Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои".

Ну, и поделом ему!

 

"18:7 Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его".

Да и ладно! Пусть гибнет. Горе дуракам!

 

"18:8 Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать".

Ничего не понял. "Низлагает",.. души какие-то " женоподобные"!..

Ладно, проехали. Автор уже не настолько меня привлекает, чтобы давать себе труд вникать во всю эту белиберду и пытаться понять, что же он всё-таки хотел сказать? Наверняка ничего особо интересного. Что-нибудь, типа, "леность – порок", я полагаю.

 

"18:9 Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева".

Иными словами, все мы порочны и любим сплетни? Может быть…

 

"18:10 Нерадивый в работе своей брат расточителю".

И лентяи тоже! "Братья" расточителю. (И сёстры.)

А потому всегда будет над ними "господствовать" рука прилежного (12:24).

Единственная надежда на "рот", который "понуждает" нас трудиться (16:26).

 

"18:11 Имя Господа – крепкая башня: убегает в неё праведник – и безопасен”.

Пусть праведники и – "убегают"!!

 

"18:12 Имение богатого – крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении".

"В его воображении"? Реально – нет? Или это очередной неудачный, излишне цветистый оборот?.. А-а,.. вот же! "Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их" (10:15). Значит, не оборот. Понимать следует буквально.

В любом случае это в значительной степени верно.

И хотя автор пишет: "Надеющийся на богатство своё упадёт" (11:28), но тут же и поправляется.

Причём неоднократно: "Богатством своим человек выкупает жизнь свою" (13:8); "Добрый оставляет наследство и внукам" (13:23); "Праведник ест до сытости" (13:26); "Жилище праведных процветёт" (14:11) и пр.

Правда, "не поможет богатство в день гнева" (11:4), но это когда-то он ещё будет, этот "день гнева"!

 

"18:13 Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе".

Бы-ло!

"… славе предшествует смирение" (15:33), "Погибели предшествует гордость, и падению – надменность" (16:18).

Автор явно сам уже запутался во всех этих своих… афоризмах.

 

"18:14 Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему".

Иногда нет смысла слушать до конца. Как, например, читать всю эту тягомотину. Ясно же уже всё! Что нет ничего в этом кладезе мудрости. Библия… Книга слабых. Трусов и рабов.

Ладно, впрочем. Продолжим… Придётся, увы!!

 

"18:15 Дух человека переносит его немощи; а поражённый дух – кто может подкрепить его?"

Что такое "поражённый дух"? Сломленный? Да, его уже ничем не "подкрепишь". Проще оживить мёртвого.

 

"18:16 Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания".

Ну, опять!.. "Сердце разумного",.. "ухо мудрых"… Почему, кстати, "ухо"? Уж тогда "уши"?.. Ослиные!! Старый болтун!

 

"18:17 Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведёт его".

Э-э-э!.. Милейший?! А как же 15:27 ("Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить")? 17:23 ("Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия")?

Вы хоть запоминайте, чего пишите!

 

"18:18 Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследует его".

Каждый считает себя правым, что ли? Ну, считает. "Все пути человека чисты в его глазах" (16:2). Старая песня на новый лад?

 

"18:19 Жребий прекращает споры и решает между сильными".

А 16:33 ("В п о лу бросается жребий, но всё решение его – от Господа")? Так-так!..

 

"18:20 Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка".

Возможно. К счастью, у меня нет братьев.

 

"18:21 От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается".

"От плода уст своих человек насыщается добром " (12:14).

 

"18:22 Смерть и жизнь – во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его".

"От Господа ответ языка" (16:1).

Так что же на долю человека-то остаётся?! Всё – от Бога! Зачем же нас вообще тогда создали? Людей?

 

"18:23 Кто нашёл добрую жену, тот нашёл благо и получил благодать от Господа".

Иными словами, добрая жена – благо?.. "Мудрость"!! Достойная Библии.

 

"18:24 С мольбой говорит нищий, а богатый отвечает грубо".

Вот-вот! Так, значит, быть богатым всё-таки хорошо? Действительно "крепкий город" и "высокая ограда"? А не только " в его воображении" (18:12)?

 

"18:25 Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг более привязанный, нежели брат".

Бывает, бывает! Тем более, что и братья разные бывают (“Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка" (18:20)) А проще всего – будь богатым. И от друзей отбоя не будет. ("У богатого много друзей" (14:20)). Даже если ты и не слишком "дружелюбный".

 

 

"19:1 Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели богатый со лживыми устами, и притом глупый".

А лучше всего и богатый, и честный, и умный!

И если ты такой умный, то почему же ты такой бедный? (Ну, "непорочный"-то – понятно!)

 

"19:2 Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится".

Согласен. И без знания "нехорошо", и "торопливый ногами" – возможно, и "оступится". Дальше-то что?

 

"19:3 Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа".

А кто виноват, что глупый глуп? Господь же!

 

"19:4 Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим".

Всё правильно. Но слышали это всё уже. В самых разных вариантах. Даже перечислять не буду. (Да вот хоть 14:20, впрочем. Дословно практически! "Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей".)

Я всё-таки так и не могу пока понять, на чьей же стороне автор? (Царь Соломон!) Богатых или бедных? Похоже, что он и сам толком не знает. Вот уж действительно: "При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен" (10:19). То одно говорит, то другое.

 

"19:5 Лжесвидетель не останется ненаказанным, а кто говорит ложь, не спасётся".

А кто говорит вздор?!.. "Спасётся"?

И про лжесвидетеля мы уже слышали, и про "говорящих ложь". Дались ему эти лжесвидетели!

 

"19:6 Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарок".

И про подарки уже не раз говорилось, и про друзей. Причём всё время разное.

 

"19:7 Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет".

И про бедных. Автору явно нравится быть богатым.

 

"19:8 Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо".

Перевожу. Хорошо быть умненьким и благоразумненьким.

Помнится, и Лиса Алиса это Буратино советовала.

 

"19:9 Лжесвидетель не останется ненаказанным, а кто говорит ложь, погибнет".

Господи! Да только что же было! 19:5. Слово в слово!

 

"19:10 Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями".

О-о!.. "Рабу" над "князьями"!.. Глупцу пышность неприлична? Но праведнику-то уж, кажется, тем более?..

 

"19:11 Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам".

Оно и полезно, опять же. Быть "снисходительным" к проступкам. Ведь тот, кто напоминает… ("Кто снова напоминает о проступке, тот удаляет друга" 17:9).

 

"19:12 Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву”.

Ну, царей оставим в покое. Нам гнев их и благоволение не грозят. Львы в наших широтах – только в зоопарках (и в цирке!).

 

"19:13 Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба”.

Про “сына” читали уже раз пять, про “жену” что-то новенькое. "Сточная труба"? Это сточная канава, что ли? Интересное сравнение.

 

"19:14 Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа".

А родители от кого?

 

"19:15 Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод".

Душа? Или чрево? Душа-то – бог с ней…

 

"19:16 Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет".

Слышали уже все эти угрозы, слышали!.. И про "душу" и про погибель. Поучайте лучше ваших паучат.

 

"19:17 Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его".

Ого! Господу, оказывается, можно "дать взаймы"? О, иудей! Но это нечто свеженькое. Бедный нищий Бог! Автор, похоже, слегка увлёкся… своими премудростями.

 

"19:18 Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его".

Ну, понятно. Было уже. О пользе порки: "Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его" (13:25).

Разве что с "доколе есть надежда" не совсем ясно. Как же сиё определить?

 

"19:19 Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе ещё больше наказывать его".

Одним словом, наказывай для его же блага. А то ведь придется наказывать "еще больше". Вот только кто тебе вообще дал право "наказывать"? Почему бы ему самому тебя ни наказать?

 

"19:20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствие мудрым".

О-хо-хо!.. Да так и "советов" и "обличений" не переслушаешься, и мудрым не сделаешься. "Впоследствие".

А вообще было уже всё это, и не раз. Как и обычно у этого не в меру болтливого, многословного автора.

Смотри, например: "Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает" (10:17); "Кто любит наставление, тот любит знание " (12:1); "Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения" (13:1); "Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличиям, тот благоразумен" (15:5); "Злое наказание – уклоняющемуся от пути, а ненавидящий обличение погибнет" (15:10); "Отвергающий наставление не радеет о своей душе, а кто внимает обличению, тот приобретает разум" (15:32).

 

"19:21 Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом".

Так в чём же тогда вина человека, в чем его грех? Только в "замыслах"?

 

"19:22 Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый".

Благотворительность, как я уже ранее указывал, – удел богатых. Причём здесь "бедный человек"? Но вообще фраза в своем роде замечательна. Автор фактически явно говорит, что бедность – зло. Правда, меньшее, чем лживость, но тем не менее.

Ну, и радость иудею, конечно, "дать взаймы Господу". (19:17). С процентами, естественно. Вот только, если Бог не вернет, как с Него потом спрашивать? Так ст о ит ли связываться?

 

"19:23 Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его".

Было, кажется, что-то и на эту тему?.. А, ну да. 10:27, к примеру: "Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся". Или вот 14:17: "Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти". Было, короче!

"Страх ведет к жизни"… Но нужна ли такая "жизнь"?!

 

"19:24 Ленивый опускает руку свою в чашу и не хочет донести ее до рта своего".

Прилежный донесёт за него!

" Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно" (12:27); "Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится" (13:4).

 

"19:25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймёт наставление".

Кто же тебе дал право "обличать" и "наказывать"? Закон пусть наказывает и обличает.

 

"19:26 Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный".

А кто виноват, что сын вырос "срамной и бесчестный"? Не отец ли с матерью, не сумевшие воспитать его?

 

"19:27 Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума".

Какие ещё "внушения"? И почему я должен перестать их "слушать"? Разве они убедительнее "изречений разума"? Так грош цена тогда всем этим "изречениям".

 

"19:28 Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду".

Тема лжесвидетелей для автора поистине неисчерпаема. Он возвращается к ней вновь и вновь!

Почему вот только "глотают"? Может, напротив, "изрыгают"? Так, во всяком случае, утверждалось до этого. "Уста нечестивых изрыгают зло" (15:28). А!.. наверное, "беззаконные" тут судьи, внимающие "лукавому свидетелю". Но тогда почему "уста"? "Глотают"?.. В общем, " темна вода во облацех". Вот к чему приводит излишняя витиеватость слога.

 

"19:29 Готовы для кощунствующих суды, и побои – на тело глупых".

"Готовы" они были, значит, ещё во времена царя Соломона. А воз и ныне там. "Кощунствующих" не убавляется. Отчего так?

 

 

"20:1 Вино – глумливо, секира – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен".

Согласен, согласен… Дальше!

 

"20:2 Гроза царя – как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя".

Опять этот зверинец! "Рёв льва"! ("Гнев царя – как рёв льва" 19:12). И если это высказывание оказалось несостоятельным (где они, цари?!), то как можно верить остальным? А ведь это же Библия! Святая книга.

Хотя, удобно, конечно. Не раздражай царей! А иначе – сам виноват.

 

"20:3 Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен".

Какая же тут "честь"? Впрочем, 12:16 ("Благоразумный скрывает оскорбление"), 14:16 ("Мудрый боится и удаляется от зла"). Речь ведь идет о трусе и рабе.

По мне лучше уж задорный глупец тогда. Право!

 

"20:4 Ленивец зимою не пашет: поищет летом – и нет ничего".

Ясно всё с ленивцем, ясно! Какой там "пашет", если он даже руку до рта своего донести не хочет (19:24)!

 

"20:5 Помыслы в сердце человека – глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их".

А зачем? "Помыслов"-то много, но всё равно "состоится только определённое Господом" (19:21). Он всё решает (16:33).

А вообще, ну их, всех этих прозорливцев! Читающих в сердцах. Пусть лучше этим соответствующие органы занимаются.

 

"20:6 Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?"

В смысле, кругом одни лжецы? Но ведь: "Мерзость пред Господом – уста лживые" (12:22). Так что, праведников вообще нет? Зачем же мы о них тогда тут столько говорим?

 

"20:7 Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!"

Да нет же никаких праведников! Мы только что выяснили.

Дети?.. Блаженны, блаженны… Если он, конечно, оставит им в наследство что-либо, посущественней своей "непорочности". "Дом и имение", к примеру (19:14).

 

"20:8 Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими всё злое".

"Цари и престолы"… Дела давно минувших дней… Ленились они, похоже, на престолах судов-то сидеть, раз так всё плохо для них кончилось. Не пахали зимой (20:4), вот мы теперь летом смотрим – “и нет ничего“.

 

"20:9 Кто может сказать: "я очистил моё сердце, я чист от греха моего"?"

Так чт о же тогда такое "праведник, ходящий в своей непрочности" (20:7)? Коли все грешны?

 

"20:10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Господом".

Что-то знакомое?.. Точно! "Неверные весы – мерзость пред Господом" (11:1)… И ещё даже! С точностью до наоборот: "Верные весы и весовые чаши – от Господа" (16:11). Чтобы повтор, что ль, скрыть? Уж совсем явный…

 

"20:11 Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его".

Вздор! Если бы всё было так просто!

 

"20:12 Ухо слышащее и глаз видящий – и то и другое создал Господь".

И что?

 

"20:13 Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб".

Так значит, все-таки просто праведником быть ещё недостаточно? ("Праведник ест до сытости" 13:26).

 

"20:14 "Дурно, дурно", – говорит покупатель, а когда отойдёт, хвалится".

Что-то из области торговли, кажется? Очередная чисто иудейская мудрость?

 

"20:15 Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь – уста разумные".

Уста, даже самые и разумные, всё равно есть-пить просят…

 

"20:16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог".

О, царь Соломон! Самый премудрый из всех иудеев.

 

"20:17 Сладок для человека хлеб, приобретённый неправдою, но после рот его наполнится дресвою".

"Сладок"?.. Может, "лёгок"? Так ли уж приятна неправда?..

А что до "дресвы"… Не наполнится! Увы.

 

"20:18 Предприятия получают твердость через совещание, и по совещании веди войну".

Никогда ни с кем не советуйся! Делай то, что считаешь необходимым. Действуй!! Если хочешь добиться результата. Коллегиальные решения всегда половинчаты.

"20:19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не общайся".

Повтор-с. Очередной-с.

"Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну" (11:13) "Кто широко раскрывает свой рот, тому беда" (13:3).

 

"20:20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы".

Отец и мать – святое, значит?.. Независимо от того, какие они?.. Похвально… Приятно слышать. Мне – особенно.

 

"20:21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии".

Благословится, благословится!.. К сожалению… Благословится!!

 

"20:22 Не говори: "Я отплачу за зло", предоставь Господу, и Он сохранит тебя".

А как же 19:25 ("Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным")? Впрочем, "Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся" (16:3) – с другой стороны… На все случаи жизни, в общем!

 

"20:23 Мерзость пред Господом – неодинаковые гири, и неверные весы – не добро".

Опять про гири! Сколько можно!?

 

"20:24 От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?"

Незачем "узнавать путь свой"! Делай, что должен. И будь, что будет!

P.S. И к чему тогда вообще все эти притчи и советы? Если всё предопределено Господом, а "человеку как же узнать путь свой"? Нет! Не всё от Господа. Всё от тебя самого. Ты сам в ответе за свои поступки.

 

"20:25 Сеть для человека – поспешно давать обет, и после обета обдумывать".

Поспешно делать вообще ничего не надо. И уж сначала – думать.

Впрочем, "смерть и жизнь – во власти языка" (18:22). Иногда и не утерпишь… "Сеть"!

 

"20:26 Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо".

Т а к он до сих пор и "вывеевает". И "обращает".

Впрочем, его самого давно уже вывеели.

 

"20:27 Светильник Господень – дух человека, испытывающий все глубины сердца".

Риторика. И как же 17:3 ("Сердца испытывает Господь.")?

Так кто же испытывает сердца? Дух человека или Господь?

 

"20:28 Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой".

Плохо же они его охраняли. И поддерживали.

 

"20:29 Слава юношей – сила их, а украшение стариков – седина".

Опять седина! Тьфу ты! ("Венец славы – седина, которая находится на пути правды" 16:31).

 

"20:30 Раны от побоев – врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева".

Фи!..

 

 

"21:1 Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его".

То есть царь – такой же точно смертный, как и все мы? Чудеса!

 

"21:2 Всякий путь человека прям в глазах его, но Господь взвешивает сердца".

Deja vu! "Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души" (16:2).

 

"21:3 Соблюдение правды и правосудия более угодно, нежели жертва".

Соблюдай их просто – и всё остальное… от лукавого.

 

"21:4 Гордость очей и надменность сердца, отключающие нечестивых – грех".

Было. "Погибели предшествует гордость, и падению – надменность" (16:18). То же самое, в общем-то… Только другими словами. Как и большинство подавляющее всех этих притч. Бесконечное толчение в ступе.

 

"21:5 Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение".

Да не к изобилию стремятся помышления человека! А – к истине и справедливости. Эту книгу писал торгаш.

 

"21:6 Приобретение сокровища лживым языком – мимолетное дуновение ищущих смерти".

"Сокровища",.. "изобилие"… Да не хлебом единым!

 

"21:7 Насилие нечестивых обрушится на них, потому что они отреклись соблюдать правду".

Благое пожеланьице-с. И не более того. Может, впрочем, и "обрушится". Когда-нибудь. Со времён царя Соломона, по крайней мере, – всё по-прежнему. Ждём-с.

 

"21:8 Превратен путь человека развращённого; а кто чист, того действие прямо".

Тьфу ты! Сам же пишет выше: "Все пути человека чисты в его глазах" (16:2).

(Но: "От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? (20:24))

 

"21:9 Лучше жить в углу н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: