Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.




Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду – награда верная.

Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей.

Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути.

21 Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным: семя же праведных спасётся".

"Награды",.. "наказания"!.. – причём здесь всё это?! Просто будь собой. И всё.

 

"11:22 Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная".

Так ведь это кольцо стоит дороже, чем вся свинья!

Все женщины – безрассудны, но далеко не все – красивы. Так чт о же лучше: свинья с золотым кольцом в носу или просто свинья?

 

"11:23 Желание праведных есть одно добро…"

Как это понимать? Праведные ничего не желают, кроме добра (но тогда зачем об этом вообще писать, если это просто их неотъемлемое свойство, как, скажем, свойство воды – текучесть?), или любое желание праведного – добро по определению? Даже самое… прихотливое? Уже потому только, что это желание – праведного? Но тогда это – странно. По меньшей мере.

Откуда же берутся грешники и нечестивые? Ведь в детстве все мы праведники. А потом в один прекрасный день начинаем думать о грехе и желать его.

 

"11:24 Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет".

"Иной сыплет щедро, и ему ещё прибавляется" – да, если он зарабатывает больше, нежели "сыплет"; "а другой сверх меры бережлив, и, однако же, беднеет" – если человек не умеет зарабатывать, то, естественно, он нищает. Траты-то у него есть, жить-то надо! И одной "бережливостью" тут делу не поможешь. Даже бережливостью "сверх меры".

 

"11:25 Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет".

Может быть. А может быть, и нет.

Просто, раз человек "напояет других", значит, у него есть чем "напоять". А потому он и сам "напоен будет". Только и всего.

Благотворительность предполагает средства. Ею занимаются обычно люди сытые.

 

"11:26 Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего – благословение".

Всё зависит однако от цены. Продаваемого хлеба.

 

"11:27 Кто стремится к добру, тот ищет благоволения; а кто ищет зла, к тому оно и приходит".

Коли стремящийся к добру ищет чьего-то "благоволения", значит, он не бескорыстен; и не к добру он стремится, а к "благоволению". Бога, начальника – не важно!

Насчет зла же – сущий вздор! К сожалению. Иначе бы никто и не искал зла. Если бы наказание было столь неизбежно и неотвратимо.

 

"11:28 Надеющийся на богатство своё упадет, а праведники, как лист, будут зеленеть".

"Будут"! В другой жизни.

 

"11:29 … и глупый будет рабом мудрого сердцем".

Нельзя превращать никого в раба! Проклята пусть будет такая "мудрость"!

 

"11:30 Плод праведника – древо жизни, и мудрый привлекает души".

И превращает их – в "рабов"?

 

"11:31 Так праведнику воздаётся на земле, тем паче нечестивому и грешнику".

Ничего никому не "воздаётся". По крайней мере, "на земле"-то уж точно. И нечестивый зачастую возвышен, и достойный унижен и гоним. Но какоё всё это имеет значение? "Воздаяния" ли ради идут люди по пути правды? Нет. Идут они по ней, потому что иначе не могут. Потому что они – люди! И ни наказаньями никакими их не запугать, ни воздаяньями – не соблазнить. А иначе это уже не люди. А рабы. "Божии" или ещё чьи – не важно!! Рабы!!!

 

 

"12:1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда".

Знание и наставление – далеко не одно и то же. Скажем, наставление праведника. Вера не предполагает знания. Она его в лучшем случае терпит.

Обличений же никто не любит. Что естественно. Хотя человек здравомыслящий и старается к ним прислушиваться. Это всё ясно. Но причём же здесь "невежда"?

 

"12:2 Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит".

Молю Тебя, Господи! Оставь меня в покое!

Не "благоволи" ко мне и не "осуждай". Просто предоставь мне идти своим путём. Вот и всё.

 

"12:3 Не утвердит себя человек беззаконный…"

Утверждает, увы. Сплошь и рядом. Мир плох. Надо его изменить.

 

"12:4 Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его".

Зачем же держать рядом "позорную жену"?

 

"12:5 Помышления праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство".

Масло масляное какое-то. Помыслы умных – умные, а глупых – глупые. Зачем это писать? В Библии?

 

"12:6 … уста праведных спасают их".

От кого? От нечестивых? Т а к ли уж они тогда нечестивы, если способны внимать речам праведников?

 

"12:7 Коснись нечестивых несчастие – и нет их, а дом праведных стоит".

Где же все эти праведники, дома которых так и "стоят"?

 

"12:8 Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении".

А как быть с человеком умным, но "развращенным сердцем"? Будут его хвалить или презирать?

 

"12:9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающийся себя за знатного, но нуждающийся в хлебе".

Что значит тут "лучше"? Для кого "лучше"? Если хочет, пусть выдаёт, но "нуждается". Его дело!

 

"12:10 Праведный печётся и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко".

Едина однако судьба скота этого. Что у праведного, что у нечестивого. И печётся он (праведный) о скотине своей – ради собственной же пользы, а вовсе не по доброте душевной.

 

"12:11 Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен".

И кто же это пишет?! Царь! То есть – "празднолюбец".

 

"12:12 Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных твёрд".

Чушь! Если бы это было так, незачем было бы об этом и писать. Да и не желает нечестивый никого "уловлять". Зачем ему это? Кого интересуют – "праведники"?

 

"12:13 Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды".

Из какой "беды"? Он же праведник. Это нечестивый страдает за "грехи уст своих" и "уловляется" ими, а праведник-то за что?

 

"12:14 От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его".

Воздаяние – по делам рук его? Замечательно! Главное – результат. Праведник ты или нет. "Дела рук твоих"! Цель оправдывает средства.

Добром ты, правда, не насытишься, если ты не праведник ("плод уст твоих" – будет зло), но всё, что хотел – всё равно получишь.

 

"12:15 Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр".

Чьего совета? Вот в чем штука. Как определить, плох совет или хорош?

 

"12:16 У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление".

Зачем? Чтобы тем вернее отомстить потом? Тогда это коварство. Или чтобы проглотить его, это оскорбление? Тогда это не благоразумие, а трусость.

Тот, кто позволяет оскорблять себя – теряет душу.

 

"12:17 Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман".

Тавтология.

 

"12:18 Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует".

Тогда это уже не пустослов. Его слова не пусты, раз "уязвляют".

Язык мудрых – врачует? Врачевание подчас больнее любого уязвления.

Так к а к же тогда понять, пустослов ли с тобой говорит или мудрец? Если слова и того, другого доставляют боль?

 

"12:19 Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение".

А-а!.. сказки. И те и другие – "только на мгновение".

 

"12:20 Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев".

Миротворцы тоже могут быть злоумышленниками. В любом случае у миротворцев всегда есть какие-то свои, личные цели, исходя из которых они и действуют и которые скрывают. Они не бескорыстны. Как и любой человек.

 

"12:21 Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол".

А как же Христос? И все христианские мученики? Да и вообще любой страдалец?.. Значит, он не праведник?

"Нечестивые же будут преисполнены зол".

???

Так, значит?..

 

"12:22 Мерзость перед Господом – уста лживые, а говорящие истину благодарны Ему".

Нет страшнее человека, говорящего одну только истину. Он – невыносим.

 

"12:23 Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость".

Скрывать знание – не значит ли это лгать? Не то же ли это самое? по сути своей? Бог поощряет ложь?

 

"12:24 Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью".

Как жестоки и корыстны, однако, эти "прилежные"? И это Библия?! Они угодны Господу?

 

"12:25 Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его".

Это так. Но вообще надо учиться самому справляться со своими проблемами. И с любой тоской. Если хочешь стать, как боги. Боги не нуждаются в утешениях!

 

"12:26 Праведник указывает ближнему своему путь…"

Человек сам должен искать свой путь! И никто не должен ему его "указывать".

 

"12:27 Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно".

Но кто из них счастливей?

Тот, кто добывает дичь (СВОЕЙ ведь дичи "не жарит" ленивый! им самим добытой!) или кто потом жарит её?

 

"12:28 На пути правды – жизнь, и на стезе её нет смерти".

Пишет – мертвец.

 

 

"13:1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения".

Что толку обличать? Следовало лучше воспитывать.

 

"13:2 От плода уст своих человек вкусит добро, душа же законопреступников – зло".

А Христос? Он же был законопреступник?

 

"13:3 Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою, а кто широко раскрывает свой рот, тому беда".

Философия трусов и рабов. Истина не ведает страха!

 

"13:4 Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится".

Чем насытится? "Дичью" ленивых (см. 12:27)? Их покорством (12:24)?

 

"13:5 Праведник ненавидит ложное слово, а нечестивый срамит и бесчестит себя".

Судя по 13:3, истинное слово праведник ненавидит (и боится!) ещё больше.

 

"13:6 Правда хранит непорочного в пути, а нечестие губит грешника".

От кого "хранит"? От нечестивых? Как такое возможно? Разве могут нечестивые внимать правде?.. Тогда от кого?

 

"13:7 Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много".

А иной выдает себя – за мудрого. И пишет потом такие вот "притчи".

 

"13:8 Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит".

А ещё лучше – мёртвым. Им вообще никто и ничто не угрожает.

И как же 11:28: "Надеющийся на богатство своё упадёт"?

 

"13:9 Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает".

Так хотелось бы автору. Но не так, увы, в жизни.

 

"13:10 От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость".

Все по-настоящему великие дела делаются только в одиночку. Тогда и раздору никакого не будет. кто может советовать богу?

Лишь слабые сбиваются всегда в стаю. А где много мнений – там мало толку.

 

"13:11 Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его".

А что такое "суетность"? Не жизнь ли? Зачем же нужно богатство, если его не тратить, а только "умножать"? Не глупец ли в таком случае "собирающий" его?

 

"13:12 Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни".

Надежда – как женщина. Если слишком долго остаётся с тобой, то порабощает тебя.

 

"13:13 Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздастся".

Человеку не нужны "воздаяния"! Только – рабу.

 

"13:14 У сына лукавого ничего нет доброго, а у разумного раба дела благоуспешны, и путь его прямой".

У раба путь всегда прямой. Это у свободного человека он тернист и извилист. А у раба не то.

 

"13:15 Учение мудрого – источник жизни, удаляющий от сетей смерти".

Повтор. "На пути правды – жизнь, и на стезе её нет смерти" (12:28)

 

"13:16 Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток".

А "добрый разум", это разум "разумного раба" (см.13:14)?

 

"13:17 Всякий благоразумный действует со знанием, а глупый выставляет напоказ глупость".

"Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость". (12:23)

Так "скрывает" или "действует"?

 

"13:18 Худой посланник попадает в беду, а верный посланник – спасение".

Ну-ну! Чего бояться? "Не приключится же праведнику никакого зла". (12:21)

 

"13:19 Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести".

Ого! Угрозы?! И от кого это "посрамление"? От "разумных рабов"?

 

"13:20 Желание исполнившееся – приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла".

Бог с ними, с глупыми. Только почему "но"?

"… приятно для души; НО несносно для глупых…"

Зло не предполагает исполнения желаний? Тогда бы и зла в мире не было. Кому нужно такое зло?

 

"13:21 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится".

С глупцами дружат лишь глупцы. Так что бояться нечего.

 

"13:22 Грешников преследует зло, а праведникам воздаётся добром".

Почему "воздаётся"? Быть праведником так тяжело, что за это нужно непременно платить, "воздавать"? То есть праведность – только за награду. Что же это за праведники?

Что касается грешников, которых "преследует зло". Так они ж, вроде, не особенно от него и бегут?

 

"13:23 Добрый оставляет наследство и внукам, а богатство грешника сберегается для праведного".

О-очень интересно! Так, значит, праведные не брезгуют богатством грешников? За счёт них они, похоже, и существуют, а? Эти "праведные"?

Так, значит, грешники не такие уж и грешники? Без них и праведники не смогли бы появиться!? И это ведь Библия! Святая книга. Чему же она учит?

И как же Христос? "Не может дерево худое приносить плоды добрые" (Евангелие от Матфея 7:18)?

 

"13:24 Много хлеба бывает и на ниве бедных; но некоторые гибнут от беспорядка".

Поэтому пусть лучше бедные остаются всегда бедны (и голодны – "разумными рабами"), а богатые – богаты (и сыты). И тогда никаких "беспорядков" не будет. И это Библия??!!

 

"13:25 Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его".

Интересно, самого автора отец в детстве любил?

 

"13:26 Праведник ест до сытости, а чрево беззаконных терпит лишения".

Какая мерзость! Самодовольная и безжалостная.

 

 

"14:1 Мудрая жена устроит дом свой…"

"Мудрая жена"? Это при глупом муже, что ли?

 

"14:2 Идущий прямым путём боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежёт о Нём".

Только поэтому и идет прямым путём, что "Господа боится"? Так?

 

"14:3 В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их"

А как же: "Кто хранит уста свои, тот бережёт душу свою"? (13:3)

 

"14:4 Где нет волов, там ясли пусты; а много прибыли от силы волов".

Слишком темно. Кто эти "волы"? Рабы? "Ленивые", которые будут под "данью" (12:24)?

 

"14:5 Верный свидетель не лжёт, а свидетель ложный наговорит много лжи".

К чему писать этот вздор? В Библии? В чем здесь "мудрость"?

 

"14:6 Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко".

Любой, ищущий мудрости, всегда найдёт её. Не найдёт только тот, кому она не нужна. Но он и не будет искать.

"Для разумного знание легко"? Легко только лёгкое знание.

 

"14:7 Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст".

Не изменить мир, если всё время "отходить"!

 

"14:8 Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение".

Никто не знает пути своего. Ни мудрый, ни глупый. Человек предполагает, а бог располагает.

 

"14:9 Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение".

Умные тоже грешат…

 

"14:10 Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой".

Человеку свойственно делиться с другими. И горестью, и радостью.

 

"14:11 Дом беззаконных разорится, а жилище праведных процветёт".

И богатство грешника достанется праведному (13:23). Аминь.

 

"14:12 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти".

А как же "мудрость разумного – знание пути своего" (14:8)?..

А вообще, не надо ничего бояться. Даже смерти. Надо просто идти своим путём. Страх принижает человека и делает его рабом. На страхе основаны все религии мира. Человек не раб! Ни божий и ни чей ещё. Раб – это уже не человек. У раба нет своего пути.

 

"14:13 И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль".

И что?

 

"14:14 Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый – отсвоих".

Иными словами, и человек, идущий путём зла; и человек, идущий путём добра – оба "насытятся" от путей своих?

Да, это так. Любой человек идёт своим путём, и этот путь для него единственный "истинный". Это для него – путь добра. И он "насыщает" человека. Никто не ищет специально путей зла. Просто то, что добро для одного человека – зло для другого. И наоборот.

Но как же, кстати: "Душа ленивого желает, но тщетно" (13:4)?

Если все в конце концов "насытятся"?

 

"14:15 Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим".

Благоразумие – сомнительная добродетель. Многого с ней не добьёшься.

Да и, сколько ни будь "внимателен к путям своим", автор же сам пишет выше: "Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их – путь к смерти" (14:12).

Благоразумным надо быть только при выборе пути. После того, как путь выбран – по нему надо просто идти. Несмотря ни на что.

 

"14:16 Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян".

Человек не должен ничего бояться! И ни от чего бежать. Иначе как же исправлять мир?

 

"14:17 Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен".

Не всегда только можно отличить – умышленно ли делается зло или это не более чем "вспыльчивость".

 

"14:18 Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием".

А зачем им знание? У разумного раба дела и так всегда благоуспешны, и путь его прямой (13:14).

 

"14:19 Преклонятся злые пред добрыми и нечестивые – у ворот праведника".

Когда-то это ещё будет? Да и будет ли?.. Сколько лет уже прошло со времён царя Соломона? А всё – никак.

 

"14:20 Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей".

Что же это за "близкие"? И что это за "друзья"?

 

"14:21 Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерден к бедным, тот блажен".

Даже если этот ближний действительно достоин презренья? Ах, да! "Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему, но разумный человек молчит” (11:12).

И – "милосерден к бедным"? Что это? Милостыня?

 

"14:22 Не заблуждаются ли умышляющие зло? не знают милости и верности делающие зло; но милость и верность у благомыслящих".

"Милость и верность"? Речь явно идёт о "рабах разумных".

Что же касается "не заблуждаются ли", то автор сам уже ответил на этот вопрос – см. 14:14.

 

"14:23 От всякого труда есть прибыль, а от пустословия – только ущерб".

И не от всякого труда есть прибыль, и от пустословия не один только ущерб всегда бывает. Мир сложнее. Ситуации бывают разные.

И что до пустословия, то разве это труд? Это скорее порок. Такой же точно, как леность, жадность, трусость и иже с ними.

 

"14:24 Венец мудрых – богатство их, а глупость невежд глупость и есть".

Мудрость не ищет богатства.

 

"14:25 Верный свидетель спасает души, а ложный наговорит много лжи".

Было уже! Несколько раз, причём: 12:17, 14:5.

 

"14:26 В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище".

"В страхе"! О, "раб разумный"!..

 

"14:27 Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти".

Опять "страх"! Смерти, ада, чего угодно! Но – страх!

 

"14:28 Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю".

Да нет же уже царей! Устарели все эти "мудрости".

 

"14:29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный вызывает глупость".

"Терпеливость", "благоразумие", "разумность"… Как много имен у Трусости!

 

"14:30 Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей".

"Бедные! Будьте смиренны и не завидуйте богатым". Царь Соломон.

 

"14:31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся".

"Благотворит". Милостыня?

 

"14:32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду".

Опять кнут и пряник.

 

"14:33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает о себе знать".

А 13:21 ("Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится")? 14:7 ("Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст")? 14:16 ("Мудрый боится и удаляется от зла…")?

Как же она "среди глупых дает о себе знать"?

 

"14:34 Праведность возвышает народ, а беззаконие – бесчестие народов".

Это так.

 

"14:35 Благоволение царя – к рабу разумному, а гнев его – против того, кто позорит его".

Опять цари и рабы! А между прочим! Что есть раб РАЗУМНЫЙ? Раб, смирившийся со своей участью?

 

 

"15:1 Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость".

Так ли уж необходимо "отвращать" гнев? Правда всегда кому-то не нравится.

 

"15:2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость".

"Сообщает добрые знания"? А 12:23 ("Человек рассудительный скрывает знание…")?

 

"15:3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых".

Может быть… А может быть, и нет. Всего лишь предположение автора.

 

"15:4 Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа".

"Кроткий"!.. Ну да. "Смотрящий кротко помилован будет…" (12:13), "Мудрый боится и удаляется от зла…" (14:16).

 

"15:5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен".

Да было уже! 13:1, например: "Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения".

 

"15:6 В доме праведника – обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого – расстройство".

Откуда у праведника "сокровища"?!

От грешника, разве что? ("Богатство грешника сберегается для праведника" 13:23).

 

"15:7 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так".

"Человек рассудительный скрывает знание" (12:23)?

"Кто хранит уста свои, тот бережёт душу свою" (13:3)?

 

"15:8 Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему".

"Жертва нечестивых"? Архаизм?

 

"15:9 Мерзость пред Господом – путь нечестивого, а идущего путём правды Он любит".

"Путём правды". Путём "разумного раба" (13:14)?

 

"15:10 Злое наказание – уклоняющемуся от пути, а ненавидящий обличение погибнет".

"Наказание"!.. "погибнет"!.. Страх, страх, страх! Угрозы кары.

 

"15:11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более – сердца сынов человеческих".

Значит, Бог благословляет фактически все эти муки и ужасы, творящиеся в преисподней? И Он один за всё это ответственен.

 

"15:12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдёт".

Ну, "обличающих", положим, никто не любит…

А как же 14:6 ("Распутный ищет мудрости, и не находит…")? Ищет"! Может, потому и "не находит", что "мудрый боится и удаляется" (14:16)?

 

"15:13 Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает".

Болтовня ни о чём. "От пустословия только ущерб" (14:23)!

 

"15:14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью".

И тем не менее "от плода уст своих человек вкусит добро" (13:12).

Что же до знания… А чего его "искать" разумному? Ведь "для разумного знание легко" (14:6).

 

"15:15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир".

Опять же 14:13 ("От пустословия только ущерб")! А "при многословии не миновать греха" (10:19).

 

"15:16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нём тревога".

Дело вкуса. Почему-то мне кажется, что большинство людей сейчас предпочло бы обратное.

Да и ведь – "в доме праведника обилие сокровищ" (15:6)? Почему же "немногое"?

 

"15:17 Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть".

А ещё лучше блюдо зелени, откормленный бык и при них – любовь. Почему непременно – ненависть?

 

"15:18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю".

Пустословие!

 

"15:19 Путь ленивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий".

Хорошо быть праведным! Путь у них гладкий; от смерти они избавлены (10:2); благословения – на их голове (10:6); желания их все исполняются (10:24); ожидание их – радость (10:28); от беды они спасутся (11:8); города при их благоденствии веселятся (11:10), а благословениями их вообще возвышаются (11:11); к жизни праведность ведёт (11:19); семя их спасётся (11:21); желание их есть добро по определению (11:23); зеленеть они, как лист, будут (11:28); плод их – древо жизни (11:30); помышления – всегда правда (12:5); дом их сто и т (12:7); уста пребывают вечно (12:19); зла им никогда никакого не приключится (12:21); свет их весело горит (13:9); воздается им добро (13:22); богатства грешников для них сберегаются (13:23); едят они до сытости (13:26); жилище их процветет (14:11), нечестивые у ворот их преклонятся (14:19) и в доме их, к тому же – обилие сокровищ (15:6).

Откуда же берутся нечестивые, у которых – сплошные несчастия в жизни? Судя по этим… притчам.

 

"15:20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою".

Повтор! Очередной.

“10:1 Сын мудрый радует отца, а сын глупый – огорчение для его матери". Слово в слово, практически!

 

"15:21 Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идёт прямою дорогою".

Да вот только где она, эта "прямая дорога"? Глупому ведь тоже кажется, что его дорога прямая ("Путь глупого прямой в его глазах" 12:15).

И вообще, "есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти" (14:12).

 

"15:22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся".

Чушь! "От соединённых усилий рождаются малые дела".

 

"15:23 Радость человека в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!"

"Кто хранит уста свои, тот бережёт душу свою, а кто широко раскрывает свой рот, тому беда" 13:3.

 

"15:24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу".

Снова страх! Рабы!! Книга рабов. И трусов.

 

"15:25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит".

Всё то же. Кнут и пряник.

 

"15:26 Мерзость пред Господом – помышления злых, слова же непорочных угодны Ему".

Да было уже! Было! Причём сто раз.

"Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути" (11:20).

"Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит" (12:2).

"Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему" (12:22).

"Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему" (15:8).

"Мерзость пред Господом – путь нечестивого, а идущего путём правды Он любит" (15:9).

Сам же ведь пишешь: "При многословии не миновать греха" (10:19).

Так к чему всё это пережёвывание и переливание из пустого в порожнее?

 

"15:27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить".

Сказки. Увы! Зачем их писать? Это же не так.

 

"15:28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло".

Так отвечает всё же праведный в конце концов или нет? Или, как человек рассудительный, "скрывает знание" (12:23)?

 

"15:29 Далёк Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит".

Сто первый раз! Сколько можно-то?

 

"15:30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости".

Ну да… Может, и "утучняет"…

 

"15:31 Ухо, внимательное к учению, пребывает между мудрыми".

Было уже! "Обращающийся с мудрыми будет мудр…" (13:21), "Язык мудрых сообщает добрые знания" (15:2) и т.д.

 

"15:32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе, а кто внимает обличению, тот приобретает разум".

Было! "Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает" (10:17), "Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен" (15:5).

 

"15:33 Страх Господень научает мудрости, а славе предшествует смирение".

Повтор, повтор, повтор!

"Начало мудрости – страх Господень" (9:10).

И какой "мудрости" может научить страх? Мудрости рабов!

Насчёт же "славе предшествует смирение" – просто глупость! Слава приходит большей частью неожиданно.

 

 

"16:1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка".

А "устами лицемер губит ближнего своего?" (11:9).

А "необузданный [язык] – сокрушение духа?" (15:4).

Это всё – от Бога?

"16:2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души".

Вот! А я что утверждал? Практически то же! См. мои комментарии к 14:14! "Все пути человека чисты в его глазах"!

А насчёт душ… Что ж! Пусть Он заглянет в душу мне. И взвесит её. Если сможет.

 

"16:3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся".

Нет уж! Человек сам должен вести свои дела. И отвечать за свои поступки.

 

"16:4 Всё сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия".

Всё от Бога? И зло, значит, тоже? И ложь? И предательство? И измена?.. Тогда в чём же грех?!

 

"16:5 Мерзость перед Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным".

Раб, который написал это, твердо уверен, что этой угрозы более чем достаточно.

А между тем "зло причиняет себе, кто ручается за постороннего” (11:15). А уж тем более – за Бога.

 

"16:6 Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла".

"Грех"!.. "зло"!.. Которые Сам же Господь и сотворил "ради Себя" (16:4).

"Страх Господень отводит от зла". Именно ТОЛЬКО страх. Не любовь! Страх!! Наказанья. Нужна тебе такая вера, Творец?

Убери этот страх и посмотри, что получится? Что станется тогда со всеми этими твоими "праведными" и "мудрыми"?

 

"16:7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним".

Пути праведных угодны Господу. Враги праведных – нечестивые. Значит, Господь примиряет праведных с нечестивыми?

 

"16:8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою".

Слышали, слышали!..

"Лучше немного при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога" (15:16), "Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть" (15:17).

 

"16:9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его".

Откуда же берутся нечестивые?

 

"16:10 В устах царя – слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде".

Цари…

 

"16:11 Верные весы и весовые чаши – от Господа; от Него же все гири в суме".

А неверные? От Сатаны?.. А Сатана?

Бог же творец всему! "Всё сделал Господь ради Себя" (16:4).

 

"16:12 Мерзость для царей – дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: