При оценивании используется балльно-рейтинговая система. Баллы выставляются за активность на семинарских занятиях (максимум 20 баллов), результаты выполнения теста (максимум 30 баллов), выполнение курсовой работы (максимум 20 баллов), ответ на экзамене (максимум 30 баллов). Дисциплина считается освоенной, если экзаменуемый набрал не менее 51 балла в результате выполнения всех типов заданий, включая ответ на экзамене. Минимальное количество баллов для допуска к экзамену – 45.
Расчет итоговой рейтинговой оценки
Таблица 7
от 51 до 60 баллов | «удовлетворительно» (Е) |
от 61 до 65 баллов | «удовлетворительно» (D) |
от 66 до 77 баллов | «хорошо» (С) |
от 78 до 85 баллов | «хорошо» (В) |
от 86 до 100 баллов | «отлично» (А) |
Комплект оценочных средств
Вопросы к экзамену
1. Государственная гражданская служба в зарубежных странах как учебная дисциплина.
2. Объективная необходимость изучения и творческой адаптации в условиях России накопленного ведущими зарубежными странами опыта организации госслужбы.
3. Основные концептуальные подходы при формировании института госслужбы в зарубежных странах.
4. Понятие «госслужба» за рубежом в широком и узком смысле.
5. Отличие государственная служба от других видов управленческой деятельности.
6. Факторы и условия, влияющие на систему государственной службы в зарубежных странах.
7. Некоторые особенности законодательства о государственной службе различных стран.
8. Теоретические разработки В. Вильсона. Принципы рациональной бюрократии М. Вебера.
9. Бюрократия как основной элемент внутренней среды системы государственной гражданской службы.
10. Современная модель бюрократии: содержание и основные характеристики.
|
11. Основные структурные модели организации госслужбы за рубежом: компаративистский анализ.
12. Закрытая система государственной гражданской службы: принципы формирования и особенности.
13. Открытая система государственной гражданской службы: принципы организации и характерные черты.
14. Прохождение государственной службы за рубежом.
15. Основные функции современной государственной службы в зарубежных странах.
16. Основные методы обеспечения политической нейтральности в государственной службе.
17. Основные принципы организации государственной службы развитых демократических стран.
18. Становление государственной службы в США: от «системы дележа добычи» к «системе заслуг».
19. Государственная служба Японии.
20. Государственная служба Китая.
21. Институт государственной службы в США. Бюро управления персоналом и Совет по защите «системы заслуг».
22. Этический Кодекс государственной службы. Контроль над государственной администрацией.
23. Система государственной службы во Франции. Тесная взаимосвязь политической и административной сфер.
24. Контроль над деятельностью чиновников в Германии. Трехступенчатая система административных судов.
25. Формирование современного института государственной службы в Великобритании. Роль реформ Фултона.
26. Основные формы контроля над государственной службой в Великобритании.
27. Наиболее общие (универсальные) тенденции в сфере государственной службы зарубежных стран.
28. Становление наиболее общих демократических принципов в организации государственной службы в развитых странах.
|
29. Объективные и субъективные факторы современного этапа коренной модернизации государственной службы за рубежом.
30. Противоречивый процесс формирования качественно новой модели государственной службы за рубежом – «государственного менеджмента».
31. Этапы реформирования государственной службы в Великобритании в 70-90 гг. XX в.
32. Принципы коренного реформирования государственной службы, выработанные ведущими странами Запада.
33. Тенденция к универсализации кадрового менеджмента в системе государственной службы европейских стран.
34. Ограничения для занятия должности государственного служащего, существующие в различных странах.
35. Определение принадлежности к государственной службе и системы классификации госслужащих в различных странах.
36. Сравнительный анализ систем набора (отбора) персонала в государственной службе развитых стран. Специфика опыта Германии.
37. Опыт профориентации, социальной адаптации и карьерного продвижения государственных служащих на Западе.
38. Совершенствование оплаты труда и системы социальных льгот для государственных служащих за рубежом.
39. Борьба с коррупцией в системе государственной службы (опыт США).
40. Международный опыт реформирования государственной гражданской службы и его адаптация к Российским условиям.
В соответствии с балльно-рейтинговой системой на промежуточную аттестацию отводится 30 баллов. Экзамен проводится по билетам. Билет содержит 2 вопроса по 15 баллов. 1-5 баллов за ответ, подтверждающий знания в рамках лекций и обязательной литературы, 6-10 баллов - в рамках лекций, обязательной и дополнительной литературы, 11-15 баллов – в рамках лекций, обязательной и дополнительной литературы с элементами самостоятельного анализа.
|
Примерные темы курсовых работ:
1. Общее и особенное в принципах функционирования и механизмах их реализации в системе государственной гражданской службы в зарубежных странах.
2. Институты государственной службы в зарубежных странах: сравнительный анализ.
3. Зарубежная практика противодействия коррупции.
4. Система государственной службы в федеративных государствах.
5. Государственная служба в унитарных государствах.
6. Публичная служба во Франции: организация и правовое регулирование.
7. Федеральная служба в США и ее виды.
8. Гражданская служба в Великобритании: понятие и организация.
9. Гражданская служба в Великобритании: особенности классификации гражданских служащих.
10. Роль деятельности комиссии Фултона для развития современного института государственной службы в Великобритании.
11. Модели карьеры государственного служащего во Франции и в Великобритании: сравнительный анализ.
12. Государственная служба в Германии.
13. Государственная служба в Италии.
14. Государственная служба в Испании.
15. Государственная служба в Японии.
16. Особенности организации государственной службы Китая.
17. Административно-правовой статус государственного служащего в зарубежных странах.
18. Возможности и перспективы использования опыта зарубежных систем публичной службы в России.
19. Моральные кодексы государственных служащих в зарубежных странах.
20. Развитие информационно-коммуникационных технологий и деятельность публичных служащих в зарубежных странах.
Магистрант может подготовить курсовую работу по любой заинтересовавшей его проблематике, предварительно сформулировав тему вместе с преподавателем.
Краткие методические указания по выполнению курсовых работ
При подготовке курсовой работы (далее – письменной работы) магистранты должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. Выполнение письменной работы должно отвечать всем требованиям, которые предъявляются к научным трудам. Это – важнейшая составная часть научной подготовки магистранта, включающей значительный элемент самостоятельного творчества.
Качество работы свидетельствует о готовности автора к научно-исследовательской деятельности и может стать основой для работы над магистерской диссертацией.
В процессе подготовки работы систематизируются и углубляются знания по отдельным дисциплинам и курсам. От того, насколько успешным и разнообразным станет опыт такого рода самостоятельной работы, во многом зависит его подготовленность к научно-теоретической и практической деятельности как специалиста.
Письменная работа должна:
– носить творческий и самостоятельный характер;
– основываться на теоретической базе, соответствующей современному состоянию науки;
– обобщить и систематизировать актуальные юридические факты и действующие нормативные правовые акты;
– содержать конкретные предложения, направленные на совершенствование законодательства и правоприменительной практики, повышение эффективности системы государственного и муниципального управления;
– показывать умение магистранта связывать правовую теорию с юридической практикой;
– отражать умение пользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способность работать с нормативными правовыми актами;
– отвечать требованиям логичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверности фактов;
– соответствовать требованиям к ее структурированию и оформлению (четкая и последовательная структура, завершенность, правильное оформление библиографических ссылок, списка использованных нормативных правовых актов и литературы, аккуратность исполнения).
Сбор материала для работы осуществляется в процессе изучения законодательства, специальной литературы и правоприменительной практики.
При изучении литературы необходимо помнить, что это должны быть не учебники и учебные пособия, а прежде всего – монографии, содержащие исследование какой-либо проблемы или темы; сборники материалов научных конференций и др. научные издания.
Тестовые задания:
Выберите все правильные ответы: