Проект императорской комиссии




Финансовая реформа(1863)

Отмена крепостного права создавала в России новый тип экономики.

Для решения новых задач в 1860-62 гг. создаются новые органы — Государственный банк Российской империи и Главное выкупное учреждение при министерстве финансов.

Основоположником реформы стал В.А. Татаринов. Его проект был направлен не столько на преобразование финансового аппарата государства, сколько на упорядочивание его работы.

Начало реформы было положено 22 мая 1862 года, когда были введены «Правила о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений".

Содержание реформы:

· Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором

· Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью

· Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов

· Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты

· Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.

· Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги

Татаринов (Валериан Алексеевич, 1816 - 1871) - выдающийся государственный деятель. Принадлежал к старой дворянской семье, службу начал в канцелярии государственного контроля. С 1863-1871 занимал должность Государственного контролера России. В конце 1855 года Татаринов был послан за границу для изучения порядков поверки государственной отчетности. По его мысли комиссия выработала проект составления, рассмотрения и заключения смет, введения единства кассы и установления одной независимой ревизионной инстанции - государственного контроля, с предварительной и последующей поверками отчетности.

Реформа высшего образования (1863)

Проект Щербатова-Кавелина

Подготовка новой университетской реформы в Российской империи началась в1856 годуи до начала 1860-х гг. продвигалась медленно. В феврале1858 годапопечительСанкт-Петербургского учебного округакнязьГ. А. Щербатовпри участии профессораК. Д. Кавелинасоставил предварительный проект нового устава дляСанкт-Петербургского университетаиз 6 глав. Проект был раскритикован за утопичность и предоставление деятелям науки чрезмерно вольных прав.

Проект Корфа

Осенью1861 годабаронМодест Корфпредставил Министерству народного просвещения свой проект преобразования университетов, согласно которому предполагалось превратить университеты в полностью открытые для всех просветительские заведения, без делений на курсы и без принятия экзаменов; 1 октября проект был обсуждён министерством и был поддержан рядом профессоров, однако встретил возражения министра А. В. Головнина, в результате чего он не был принят.

Проект императорской комиссии

18 июля 1863 года был утверждён университетский устав, в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука. Каждый университет состоял из четырех факультетов: филологического, юридического, физико-математического и медицинского. Устав разрешал вводить новые курсы "в зависимости от местных условий и требований".

Александр Васильевич Головнин (1821-86), государственный деятель, почетный член Петербургской Академии Наук(1861). Принадлежал к группе "либеральных бюрократов". В 1861-66 министр народного просвещения, провел университетскую, гимназическую, цензурную реформы.

Реформа среднего образования (1871)

В качестве министра народного просвещения граф Толстой провёл в 1871 году реформу среднего образования, заключавшуюся, во введении в учебные программы больших объёмов математики вместе со значительным усилением преподавания латинского и греческого языков в гимназиях, причём только воспитанникам классических гимназий было предоставлено право поступать в университет; бывшие реальные гимназии преобразованы вреальные училища(1872).

ГрафДмитрий Андреевич Толстой (1823 - 1889) — русский государственный деятель иисторик:обер-прокурорСвятейшего Правительствующего Синода(23 июня1865— 23 апреля1880),министр народного просвещения(1866—1880), министр внутренних дел и шефжандармов(1882—1889). Также членГосударственного совета(с 1866), сенатор. ПриАлександре IIбыл известен как энергичный реформатор.

Военная реформа (1874)

Основные положения реформ были разработанывоенным министромД. А. Милютиным.

Целью военной реформы было создание армии, которая бы была незначительной в мирное время (и не требовала больших средств на содержание), но при этом могла бы быстро мобилизоваться и развернуться в период военных действий.

Главным событием всей военной реформы стал выпуск Манифеста о всеобщей воинской повинности и Устава о воинской повинности 1 января 1874 года. Манифест провозглашал переход от рекрутского набора в армии к всеобщей повинности вне зависимости от сословия. Теперь в армии в течение 6 лет обязаны были отслужить все мужчины, включая крестьян. Откупиться от службы в армии было невозможно, призывались лица старше 20 лет. Это не только позволяло создать более обширную и мобильную армию, но также давало возможность представителям низших сословий достигнуть успеха благодаря службе в армии.

Для улучшения качества и мощи армии произошло полное перевооружение.Дисциплина и образование солдат и офицеров также претерпели изменения. Были отменены телесные наказания, офицеры стали более образованными благодаря новым принципам воспитания. Стали появляться различные военные училища и академии.Появился военный суд и военная прокуратура, которые проводили гласные и негласные процессы. Это позволило улучшить дисциплину.

ГрафДмитрий Алексеевич Милютин (1816—1912) — русский военный историк и теоретик,военный министр(1861—1881), основной разработчик и проводниквоенной реформы 1860-х годов. Последний из русских, носивший званиегенерал-фельдмаршала(с 1898).

Значение реформ

- способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.

- способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

- способствовали формированию гражданского самосознания.

- способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.

Однако, проведённые сверху самодержавием реформы были половинчатыми и непоследовательными. Наряду с провозглашением буржуазных принципов в управлении, суде, народном образовании и т.д., реформы ограждали сословные преимущества дворянства и практически сохраняли бесправное положение податных сословий.

Вывод

Таким образом, проведенные реформы существенно изменили прежний уклад общественной жизни и государства. Были сделаны шаги на пути превращения России в буржуазную монархию. Продолжением преобразований могли бы стать политические реформы (проект конституционных изменений, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым), но убийство в 1881 г. Александра II кардинально изменило направление курса правительства.

Список использованных источников:

Захарова Л.Г. Великие реформы 1860-1870 годов: поворотный пункт российской истории? // Отечественная история №4, 2005

Медушевский А.Н. Великая реформа и модернизация России. // Российская история №1, 2011

Победоносцев К.П. Российские реформаторы (19 – начала 20 в.) М., 1990



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: