Информация о дисциплине
Наименование дисциплины Введение в педагогическую профессию | код дисциплины 3.1.01. | количество кредитов | Курс, семестр 1 курс 1 семестр |
Наименование Специальности Физическая культура и спорт | шифр специальности 5В010800 | Кафедра Теория и методика физической культуры | Факультет Физической культуры и начальной военной подготовки |
Форма обучения дневная, СО | Язык обучения русский | ||
Время и место проведения дисциплины. Понедельник 10.00-10.50 (сем), 12.00-12.50 (лек) | |||
Время консультаций понедельник 14.00-16.50 | |||
Расписание рубежного контроля (8, 15 неделя семестра) | |||
должность, степень, звание ФИО преподавателя, К.п.н., доцент Жукенова К.А. Преподаватель Абсатова А.А. | контактная информация (телефон, e-mail) alisha89-89@mail.ru | ||
Заведующий кафедрой Ильясова А.Н. |
Краткое описание дисциплины.
Целью дисциплины «Введение в педагогическую профессию»являетсяознакомление будущих специалистов с научными основами профессиональной педагогической деятельности.
Основными задачами дисциплины«Введение в педагогическую профессию»являются:
- помощь в овладении культурой учебного труда в ВУЗе;
- заложить основы профессиональной культуры специалиста;
- развить интерес к профессиональной деятельности;
- сформировать потребность в постоянном личностно-профессиональном совершенствовании;
В результате изучения дисциплины«Введение в педагогическую профессию» студент должен знать:
- основные понятия: профессия, профессинальная деятельность, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность, профессиональная самовоспитание, социальная активность, ответственность, призвание, гуманизм;
|
- сущность педагогической деятельности, структура педагогической деятельности, законодательные основы деятельности педагога;
- Стили профессионально-педагогического общения;
- Основы педагогического творчества.
должен уметь:
- устно и письменно анализировать и систематизировать знания из первоисточников;
- составлять рефераты, доклады, сообщения;
- аннотировать и конспектировать педагогическую литературу;
- работать в группе, микрогруппе;
- составлять программу самовоспитания.
3. Пререквизиты дисциплины: Общеобразовательный уровень знаний средней школы
4. Постреквизиты дисциплины: «Педагогика», «История педагогики», Все обязательные педагогические дисциплины
5. Календарно-тематический план.
№ | Наименование тем дисциплины | недели | Аудиторные занятия | Вид задания (описание) | Всего (ч.) | ||||
Лек (ч.) | Пр/сем. студ (ч.) | СРСП | СРС | ||||||
Проблема развития современного образования и личности в контексте непрерывного образования | |||||||||
1.1 | Особенности образования и его роль в современных социокультурныхусловиях: - общая характеристика образования; - образование как общественное явление. | – Три смысла понятия «образования». – Образование как ценность. – Система образования как культурный посредник. | -Сделайте реферат статьи И.Я.Лернер «Образованный человек: видимость, сущность, имидж» // Народное образование №7. 2005. С. 194-197. | ||||||
1.2 | Система образования РК: - Понятие системы образования; - Законодательство Республики Казахстан о системе образования; -Ориентиры государственной образовательной политики в РК; - системы образования РК. | -12-летняя модель среднего образования; - Государственная программа развития образования РК на 2011- 2020 годы о реализации 12 летней модели образования. | - Продолжите начатый рассказ: «Для получения качественной профессиональной подготовки к педагогическому труду мне необходимо...» | ||||||
1.3 | Личность и ее проблемы в современном обществе: - Личность как научная категория; - Трактовка понятия личность с позиций философии, психологии, педагогики; - Психолого-педагогическая характеристика личности, компоненты личности. - Динамика личности. | - Освоение личностью культурного наследия. - Современные социокультурные условия и их влияние на личность. | -Подготовьте развернутое аргументированное высказывание на тему «Мои личностные качества, которые определили правильность выбора профессии учителя». - Составьте список из семи качеств личности, которые необходимы человеку готовому к непрерывному образованию. | ||||||
1.4 | Непрерывное образование как условие развития личности: - Сущность понятия непрерывное образование; - Непрерывное образование личности - условие устойчивого развития общества; - Непрерывное образование как ценость. | - Непрерывное образование как процесс обеспечения доступности. -Условия эффективности непрерывного образования. - Непрерывное образование и развитие личности. - Готовность личности к непрерывному образованию. | - Составьте план самовоспитания по формированию необходимых для вас качеств личности. - По десятибалльной шкале оцените наличие у Вас данных качеств. | ||||||
Педагогическая профессия и личность педагога | |||||||||
2.1 | Общая характеристика педагогической профессии: - Возникновение и становление педагогической профессии; - педагогической профессии - Профессиограмма труда учителя как модель личности учителя; - Квалификационная характеристика педагогического работника по уровням образования. | - Профессионально обусловленные требования к современному учителю, его права и обязанности, отраженные в нормативно-законодательных документах РК (Законе Республики Казахстан «Об образовании», «Концепции развития образования в РК», «Концепции непрерывного профессионально - педагогического образования педагога новой формации РК» и «Концепции высшего педагогического образования РК»). | - Изучите литературу по самообразованию. Составьте план самообразования на текущий семестр. - Составьте план самообразования на текущий семестр. | ||||||
2.2 | Педагогическая деятельность учителя и его личность: - Сущность педагогической деятельности и ее структура; - Функциональные виды деятельности учителя в руководстве педагогическим процессом; - Объект деятельности учителя – педагогический процесс; - Профессионально-педагогическая направленность личности учителя. | - Особенности деятельности педагога-учителя и воспитателя. | -Изучите Концепцию 12-летнего среднего общего образования в РК. - Составьте схему, отражающую структуру казахстанской 12-летней школы. | ||||||
2.3 | Система педагогического образования: - Система педагогического образования; - Понятие о системе педагогического образования; - Педагогические кадры Казахстана: современное состояние и проблемы; - Непрерывное педагогическое образование; | - Непрерывное педагогическое образование как условие успешности профессионально-личностного развития учителя и его самореализации | - Сделайте анализ устного развернутого ответа сокурсника на семинаре.. -Составьте рекомендации по организации режима самообразовательной деятельности. | ||||||
2.4 | Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителя: - Современные ориентиры стратегии развития образования; - История развития компететностного подхода в современной педагогике; - Особенности компетентности педагога; - Сущность понятия профессионально-педагогической компетентности учителя. | - Характеристика основных составляющих профессионально-педагогической компетентности учителя: специальная, коммуникативная, информационная, социальная, личностная, самообразовательная, компетенция в организации профильного обучения и др. | - Выделите направления модернизации системы образования в РК на основе анализа нормативно-правовые актов; - Представьте материал в виде таблицы; - Выпишите из словарей определения понятий «педагог», «воспитатель», «учитель», сравните их и определите соотношение их содержания. | ||||||
2.5 | Педпрактика в системе высшего педагогического образования: - Педагогическая практика в процессе профессиональной подготовки будущего учителя; - Система педагогических практик в целостном педагогическом процессе; - Цель и задачи различных видов практик. | - Овладение профессионально-педагогической компетентностью как важнейший результат педагогической практики. | -Подберите пословицы и поговорки о высоком назначении учителя и педагогической деятельности. - Запишите объяснение материала преподавателем на занятии по спецпредмету. | ||||||
2.6 | Педагогическое проектирование: - Проектирование как особый вид профессионально-педагогической деятельности; - Многообразие областей, видов и проблем проектирования в сфере современного образования; - Проектная деятельность как средство изменения педагогической действительности и обеспечения профессионально-личностного роста; - Проектная деятельность как специфическая форма творчества | - Логика и содержание социально-педагогического, образовательного, психолого-педагогического проектирования. - Характеристика основных видов педагогических проектов. | - Проанализируйте логическую структуру объяснительного монолога. - Опишите школьные ситуации, характеризующие различные стили общения педагогов. | ||||||
Факторы непрерывного профессионального роста педагога | |||||||||
3.1 | Педагогическое общение как основа взаимодействия субъектов педагогического процесса: - Сущность общения как междисциплинарного понятия; - Общение как вид деятельности - Понятие о педагогическом общении; - Структура педагогического общения; | -Различные подходы к изучению особенностей педагогического общения (А.А.Леонтьев, Е.С.Кузьмина, И.А.Зимняя, и др.). - Функции, этапы, виды педагогического общения. - Вербальное, невербальное, интерактивное, перцептивное общение. - Средства невербального общения: мимика, жесты, визуальный контакт и др. | - Определите своий направление педагогические стиль общение по разном диагностической методом - Составте модель коммуникативный компетентность учителья. | ||||||
3.2 | Культура речи педагога как условие успешности профессиональной деятельности: - Понятие культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический компоненты; - Речевое общение, его принципы; - Культура речи педагога: лексическое богатство, грамматическая и орфоэпическая правильность; - Логико-смысловая структура речи. Средства выразительности речи. Техника речи педагога; - Речь педагога в структуре его деятельности; | - Особенности диалогической речи педагога; - Оценочные высказывания учителя. - Культура речи как компонент коммуникативной компетентности учителя. | - Найдите несколько крылатых выражений о самовоспитании человека и обоснуйте их с собственных ценностных позиций. - Подберите статью из педагогической прессы по проблемам самообразования, составьте план, тезисы, конспект статьи. | ||||||
3.3 | Самовоспитание и его роль в профессиональном становлении педагога в условиях непрерывного образования: - Сущность самовоспитания; - Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь; - Методы самовоспитания личности. Самооценка, самоконтроль, самоанализ, самовнушение, самоприказ, самоодобрение, самоограничение, самокорректировка | - Особенности профессионального самовоспитания педагога. - Педагогическая рефлексия как основа самовосптания. | - Подберите параграф школьного учебника по предмету, соответствующему вашей специальности (физика, химия, биология, литература, история и т.д.) и сформулируйте вопросы для учащихся по его теме. - Напишите сочинение «Идеальное рабочее место». | ||||||
3.4 | Самообразовательная деятельность как условие непрерывного образования педагога: - Самообразование как свободная, творческая внеинституциональная деятельность личности; - Роль самообразования в современном информационном обществе; - Самообразование как норма и вид профессиональной деятельности учителя в современных условиях | -Самообразование как средство саморазвития личности учителя. | - Проанализируйте взаимосвязь образования и самообразования, покажите их взаимообусловленность. Отразите это в виде схемы. -Составьте анкету на тему «Умеете ли вы читать учебную литературу?», проведите анкетирование, проанализируйте результаты. | ||||||
Итого | |||||||||
6. Литература для изучения ( не более 10 источников )
|
|
Основная литература:
1. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов пед. специальностей./ Хан Н.Н., Калиева С.И., Жексенбаева У.Б., Колумбаева Ш.Ж., Калиева Г.И., Берикханова А.Е./ -Алматы,2010 – 243 с.
2. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
3. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учебное пособие для вузов/ Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - М.: Академия, 2004. - 224 с.
4. Закон РК об образовании //Казахстанская правда, 27 июля 2007.
5. Государственная программа развития образования в РК на 2011-2020гг.,Астана, 2010г.
6. https://www.bilimal.kz Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан
Дополнительная литература:
1. Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория, современные проблемы: Учебное пособие для вузов.- М., 1986.
2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. Для учителя. – М., 1990.
3. Жексенбаева У.Б..Компетентностно ориентированное образование в современной школе. Учебное пособие.- Алматы,2009. – 190 с.
4. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. – М: Издательский центр «Академия», 2005. – 288с.
5. Концепция непрерывного профессионально-педагогического образования педагога новой формации РК. - Астана, 2005.
6. Михальская А.К. Педагогическая риторика. Теория и история. – М., 1998.
7. Пазухина С.В. Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя.: Уч.пособие. СПб. -2007. –224 с.
8. Пугач Ю.К. Развитие памяти. Система приемов. - М., 1995.
9. Сериков В.В. Образование и личность. М., 1999.- 272 с.
10. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства педагога. -М., 1995.
Интернет -источники:
1. www.google.ru.
2. www.mirknig.ru
3. www.kniga.ru
4. www.psi.ru
Критерии оценки
№ | Вид работы | Оценка (max балл) | Количество | Сумма |
Посещаемость | 0,3 | 13,5 | ||
Активность на занятиях | 0,5 | 22,5 | ||
Выполнение СРС | ||||
Контрольная работа | ||||
Итоговый контроль | ||||
Итого |
8. Требования преподавателя.
Уважаемые студенты к вашему вниманию приводим перечень требований, предъявляемые к вам при изучении данной дисциплины:
-непропускать занятия;
-не опаздывать на занятия;
-не разговаривать во время занятий;
-отключать сотовые телефоны;
-не жевать во время занятий;
-своевременно выполнять домашние задание;
-активно частвовать в учебном процессе;
-быть доброжелательным и терпимым к сокурсникам и др.
Факультет: ФК и НВП
Кафедра: Теории и методики Фк и С