Должностные обязанности специалистов вытекают из задач бюро медико-социальной экспертизы.
Руководитель филиала (первичного бюро) выполняет в первую очередь функции организатора деятельности экспертов и представляет бюро в отношениях с другими учреждениями и с гражданами, проходящими освидетельствование (или их законными представителями) при обсуждении возникающих по ходу освидетельствования проблем.
Руководитель ведет обсуждение полученных результатов, принимает решение, вносит решение в медицинские документы. Руководитель бюро может по совместительству выполнять функции врача-эксперта по одной из специальностей, включенной в состав бюро.
Традиционно в состав врачей-экспертов входят терапевт, невропатолог и хирург. Среди них и распределяются обязанности по освидетельствованию граждан с различной патологией. Как правило, это соответствует классификации болезней, принятой в практической медицине: нервные болезни и неврологические состояния входят в компетенцию невропатолога; нарушения опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы — в компетенцию хирурга; внутренние болезни — в компетенцию терапевта.
Врачи-эксперты имеют равные права и обязанности, а их деятельность отличается только по виду болезни клиента.
Это разделение связано с так называемой «инвалидизирующей болезнью», т. е. заболеванием, последствиями травм, дефектов развития, которые признаются (или выбраны клиентом вместе со своим лечащим врачом) главными в возникновении ограничений функций организма.
В обязанности врача-эксперта входит:
· изучить медицинские документы, представленные освидетельствуемым гражданином,
· собрать анамнез больного (собственная характеристика состояния клиента),
· провести личный осмотр,
· доложить результаты на обсуждении членов экспертной комиссии,
· сделать необходимые записи в медицинских документах комиссии.
При необходимости врач-эксперт может запросить дополнительные сведения или направить клиента (освидетельствуемого) на дополнительное обследование в другие учреждения.
В обязанности эксперта входит также сбор и оформление статистических сведений о гражданах, прошедших освидетельствование в бюро.
Врач-эксперт обязан поддерживать на высоком уровне свою квалификацию, заниматься профессиональной самоподготовкой и самообразованием. С точки зрения профессиональной деятельности врачи-эксперты принципиально должны занимать иную позицию в работе с клиентами, чем врачи лечащие, т. е. врачи системы здравоохранения. Их усилия направлены не столько на выявление наличия болезни, дефекта, сколько на определение остаточных возможностей освидетельствуемого лица, стойкости его патологических отклонений, ограничивающих жизнедеятельность.
Врач-эксперт не устанавливает методы лечения, он рассматривает патологическое состояние гражданина и на основании своих наблюдений определяет степень тяжести и стойкость нарушения функций.
В экспертный состав кроме специалистов-врачей, принимающих экспертное решение, входят специалист по социальной работе, психолог и реабилитолог.
Это — новые для экспертных комиссий специалисты, поэтому их Функции и должностные обязанности еще не устоялись. Более того, появились объективные противоречия между старыми и новыми специальностями в рамках одной экспертной комиссии. Они вытекают из того, что в прежних врачебно-трудовых экспертных комиссиях роль исследователя социальных проблем освидетельствуемого гражданина выполняли врачи-эксперты, поэтому с введением новых должностей замещающие их специалисты как бы вторглись в старую сферу деятельности экспертов. По-видимому, со временем распределение функций станет более определенным, и каждый специалист в рамках бюро займет только ему отведенное место.
Некоторыми учеными обязанности и технологии работы специалистов бюро видятся следующим образом.
Задачи специалиста по реабилитации:
· проводить социальную диагностику — оценку профессионально-трудового статуса (нарушен, не нарушен, трудовая деятельность невозможна, возможна со снижением интенсивности, возможна в другой профессии, возможна в специально созданных условиях); образовательного (нарушен, не нарушен, образование возможно в обычных или в специально созданных условиях), социально-бытового (самообслуживание не утрачено, частично утрачено, полностью утрачено; социальные навыки не утрачены, частично утрачены, полностью утрачены, персональная сохранность не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена) и социально-средового статусов (нарушен, не нарушен, социальная независимость не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена, социальное общение не утрачено, частично утрачено, полностью утрачено, возможность решения круга личных проблем не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена, возможность заниматься спортом утрачена, частично утрачена, не утрачена), возможность заниматься культурно-досуговой деятельностью (не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена, возможность заниматься общественной деятельностью не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена);
· проводить оценку реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;
· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности;
· определять потребность лица в реабилитации.
Задачи специалиста по социальной работе:
· проводить социальную диагностику,
· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности,
· принимать участие в определении реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;
· определять потребность лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию;
· определять возможность проведения реабилитационных мероприятий ИПР;
· устанавливать условия предоставления реабилитационных услуг;
· определять круг учреждений для реализации ИПР;
· определять место и условия приобретения технических средств реабилитации.
Его технологии — определение ряда социальных характеристик освидетельствуемого: анализ дохода, семейного положения, роли семьи в помощи инвалиду, наличие технических средств и приспособлений и потребность в них, оснащенность жилья для инвалида.
Специалист по социальной работе должен оценить возможность выполнения инвалидом социально-бытовой и социально-средовой деятельности, включая:
· оценку возможности обеспечения персонального ухода;
· оценку возможности персональной сохранности (пользования газом, электричеством, водопроводом, транспортом, лекарствами и т. д.);
· оценку владения социальными навыками (возможность приготовления пищи, уборки помещения, стирки белья, посещения магазинов и пр.);
· оценку возможности обеспечения социальной независимости (возможность самостоятельного проживания, пользования гражданскими правами, соблюдения ответственности, участия в общественной деятельности), — оценку возможности социального общения;
· оценку возможности решения личных проблем (контроль рождений, контроль отношений полов).
Задачи психолога:
· психодиагностика умственного развития;
· определение структуры и степени выраженности нарушений высших психических функций;
· оценка профессионально значимых психических функций, обучаемости, эмоционально-волевой сферы, личностных и социально-психологических особенностей и возможностей коррекции деформаций личности;
· оценка социальной адаптации;
· проведение оценки социально-психологического, социально-бытового и др. статусов;
· проведение оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;
· проведение оценки структуры и степени ограничения жизнедеятельности инвалида;
· осуществление психологического сопровождения процедуры освидетельствования, разработки ИПР и ее реализации, определение мер психологической реабилитации.
К этому распределению обязанностей можно добавить следующий комментарий. Психолог является ведущим при определении реабилитационного прогноза для данного инвалида, поскольку от желания гражданина и его готовности приложить усилия для привлечения своего потенциала зависит реабилитационный эффект.
Надо сказать, что работа психолога в бюро медико-социальной экспертизы больше всего нацелена именно на установление тех качеств личности клиента, которые будут способствовать его реабилитации. При этом другие стороны личности освидетельствуемого приходится оставлять без внимания. Может быть, выводы психолога в небольшой степени могут влиять на факт признания его инвалидом и устанавливаемую ему группу, однако это не должно снимать его ответственности за принимаемое коллегиальное решение.
Специалист по социальной работе должен со временем стать ключевой фигурой в процессе медико-социальной экспертизы, так как даже в законодательстве подчеркивается, что конечной целью экспертизы является оказание гражданину, обратившемуся в бюро, социальной помощи.
В самом общем виде решение бюро распадается на два блока:
1. признание гражданина инвалидом и установление ему группы инвалидности;
2. определение реабилитационного потенциала и разработка мер реабилитации (индивидуальная программа).
С первым блоком решения лучше справляются врачи-эксперты, определяющие степень ограничения жизнедеятельности, при содействии специалиста по социальной работе, который определяет степень социальной недостаточности.
Но второй блок решения более квалифицированно может быть исполнен усилиями реабилитолога, психолога и специалиста по социальной работе. При этом главная и очень важная роль психолога — установить, а может быть, и сформировать у инвалида психологическую готовность к осуществлению реабилитации.
Роль остальных сотрудников бюро медико-социальной экспертизы сводится к созданию необходимых условий деятельности экспертов:
медрегистратор — оформляет всю необходимую документацию, ведет протоколы заседаний комиссии, выписывает соответствующие справки.