Позаказный метод учет затрат и калькуляции себестоимости продукции применяют на предприятиях с мелкосерийным и индивидуальным производством, на ремонтных предприятиях и в экспериментальных цехах. Все прямые затраты учитывают в разрезе установленной номенклатуры статей по отдельным заказам. Заказы открывают в производственном отделе предприятия на специальных бланках, которые затем поступают в цеха – исполнители заказов и бухгалтерию. Каждому заказу присваивают код, который проставляют в карточке учёта затрат на производство и на всех документах по расходу материалов, начислению зарплаты рабочим и др. Себестоимость заказа состоит из суммы затрат, связанных с его изготовлением.
Основные особенности данного метода заключается в том, что данные обо всех понесенных затратах аккумулируются и отражаются по отдельным видам или партиям готовой продукции; затраты собираются по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени, ведется только один учёт незавершенного производства, который расшифровывается ведением отдельных карточек учёта затрат по каждому заказу, находящемуся в производстве.
Фактическая себестоимость при позаказном методе будет определена после окончания заказа, до этого все затраты составляют незавершенное производство.
Недостаток позаказного метода заключается в том, что при изготовлении сложных, неповторяющихся заказов трудно организовать нормирование материальных и трудовых затрат, составление нормативных калькуляций и осуществления предварительного контроля.
Т.о., общая стоимость изделия, изготовляемого в индивидуальном порядке будет слагаться из затрат и стоимости общих узлов и деталей, себестоимость которых исчисляется в порядке массового или серийного производства по нормативному методу.
|
2) Система показателей доходности
Чтобы сделать вывод об уровне эффективности работы предприятия, полученную прибыль необходимо сравнить с осуществленными затратами.
Доходность означает прибыльность производства и реализации всей продукции (работ, услуг) или отдельных ее видов, прибыльность отдельных предприятий или всей отрасли в целом. Доходность непосредственно связана с получением прибыли, однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полученной прибыли. Доходность – это относительный показатель, то есть это уровень прибыльности, который измеряется в процентах.
Коэффициенты доходности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции (выручке от реализации).
Разные варианты решений, которые принимаются при определении прибыли, текущих затрат, авансированной стоимости для расчета доходности, влекут за собой большое количество показателей доходности.
Расчет доходности отдельных видов продукции (работ, услуг) может основываться на показателях прибыли от их производства или реализации. При этом могут использоваться разные виды прибыли (прибыль от реализации продукции, операционная, налогооблагаемая, чистая). Текущие затраты могут браться в таких вариантах: себестоимость продукции (производственная), себестоимость продукции за вычетом материальных затрат (добавленная стоимость), стоимость продукции в ценах производителя (за вычетом непрямых налогов).
|
Для расчета уровня доходности предприятий могут использоваться: общая прибыль, прибыль от реализации продукции (работ, услуг), т.е. от основной деятельности. При этом прибыль сопоставляется с авансированной стоимостью, которую можно определить в разных вариантах (весь капитал предприятия, собственный капитал, заемный капитал, основной капитал, оборотный капитал).
3) Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.
Виды и формы предприятий
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и др. Рассмотрим некоторые из них.
По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.
|
По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций). При этом государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений (организаций).
По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективная собственность — это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.
Формы предпринимательства, в свою очередь, можно подразделить на организационно-правовые и организационно-экономические. В числе организационно-правовых форм — хозяйственные товарищества и общества, кооперативы.
Наиболее распространенными являются акционерные общества. Их отличие состоит в том, что им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг—акций.
Предприятие, созданное группой лиц для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным.
К основным организационно-экономическим формам предпринимательства можно отнести: концерны, ассоциации, консорциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы.
Концерн — это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.
Ассоциации — мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций — совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.
Консорциум — это объединение предпринимателей в целях совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных- исследований.
Синдикат — объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли для устранения излишней конкуренции между ними.
Картель — это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем, объеме производства и др.
Новой организационно-экономической формой предпринимательства служат финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.
4)Задача:
Остаток на начало дня: 250 тг.
№ | Содержание операции | Приход | Расход | Дт | Кт |
Выручка | |||||
С р/счета по чеку № | |||||
По ведомости з/п | |||||
На р/счет сдана по объявлению (476890-458000+135800+150) | |||||
ИТОГО: | |||||
Остаток на конец дня |
Дт 1030 Кт |
Сн = 250 | |
1) 135800 | 3) 458000 |
2) 476890 | 4) 154840 |
Об: 612690 Об: 612840
Ск = 100 тг.