8. Фирма обладает рыночной властью, если она устанавливает цену, исходя из кривой спроса.
9. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам.
Задания
1. Фирма является чистым монополистом, что позволяет ей проводить политику абсолютной ценовой дискриминации. Покажите на графике линию предельного дохода этой монополии, а также ее объем сбыта.
У фирмы-монополиста график предельного дохода всегда лежит ниже графика спроса. Это объясняется тем, что для монополиста MR будет ниже цены (кроме первой единицы продукции), в отличие от конкурентной фирмы, для которой MR = PX. Это связано с тем, что увеличивая объемы продаж, монополистическая фирма вынуждена снижать цену не только на каждую следующую единицу продукции, но и на все предыдущие, которые ранее продавались по более высокой цене.
На графике спроса на продукт монополиста (DX) можно выделить два отрезка:
• эластичного спроса (ЕрD > 1), так как здесь TR растет по мере того, как снижается цена (Р);
•неэластичного спроса (ЕрD < 1), так как здесь TR сокращается по мере того, как снижается цена (Р).
Максимизирующий прибыль монополист будет стремиться избегать неэластичного участка кривой спроса на свой товар, так как на этом отрезке предельный доход (MR) принимает отрицательные значения.
Зная об особенностях спроса на продукт монополиста, о «поведении» графиков его предельного и валового дохода, можно перейти к рассмотрению проблемы оптимального объема производства монопольного производителя. Используем уже известные подходы — сначала применим метод сопоставления валового дохода и валовых издержек (TR и TС), а потом метод уравнивания предельных показателей (MR и МС).
|
Графический анализ ситуации в соответствии с первым подходом предполагает совмещение в одних осях координат двух графиков — TR и TC — и поиск такого значения Qx, для которого расстояние между этими кривыми будет максимальным.
Итак, при объемах производства от 0 до QA и от QB и более фирма-монополист несет убытки, так как в этих интервалах валовой доход ниже валовых издержек (график TR ниже графика ТС). В интервале от QAдо QB монополист получает прибыль. На рисунке максимальная прибыль будет достигаться монополистом при Qopt а величина прибыли составит разницу между TR И TС, соответствующих данному объему выпуска, т. е.?max = TRD - ТСС.
Графическая интерпретация метода MR = МС для случая монопольного производителя представлена на рисунке ниже.
Точка пересечения графиков MR и МС (точка Е) и ее параметр Qopt отражает оптимальный объем производства. Причем Qopt на данном рисунке и на рисунке выше количественно совпадут. Далее по графику Dx определяем, по какой цене данный объем производства Может быть реализован монополистом, это параметр точки А — РА. Проекция точки В на ось ординат (АТСВ) отражает величину средних валовых издержек, соответствующих объему Qopt Таким образом, валовой доход монополиста будет соответствовать площади прямоугольника OPAQopt, а величина валовых издержек — площади прямоугольника.
При определенных условиях для монополии может возникнуть ситуация, которая в условиях конкурентного рынка была бы невозможна. Монополист может назначать за свою продукцию разную цену различным покупателям для максимизации прибыли. Это явление получило название ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация возможна при выполнении следующих условий:
|
1) продавец товара или должен быть чистым монополистом, или контролировать подавляющую часть рынка данного товара;
2) продавец должен быть способен разделить покупателей на разные группы, которые по-разному могут платить за предлагаемый товар, т. е. сегментировать рынок; возможность сегментирования объясняется тем, что для разных сегментов рынка характерен спрос с разной степенью эластичности;
3) первоначальный покупатель данной продукции не может ее продать по более высокой цене другим потребителям, представляющим другой сегмент рынка.
Классический пример ценовой дискриминации — тарифная политика телефонных компаний, когда минута разговора в разное время суток имеет разную стоимость. Потребитель с неэластичным спросом (например, менеджер фирмы) будет платить высокий дневной тариф. Потребитель с высокоэластичным спросом (например, студент или пенсионер) — заплатит низкий тариф вечернего времени. Многообразие тарифных планов, предлагаемых поставщиками сотовой связи, также может быть упомянуто здесь в качестве примера.
Последствия ценовой дискриминации сводятся к следующему: фирма-монополист увеличивает прибыли; при ценовой дискриминации кривая спроса на предлагаемый продукт практически совпадает с графиком предельного дохода, т. е. у фирмы нет антистимулов к снижению объемов производства и продавцы, проводящие политику ценовой дискриминации, увеличивают выпуск данного товара.
|
Графическая модель, иллюстрирующая сказанное, представлена ниже. Если проводить сравнения с ситуацией, представленной на рисунке выше, то можно констатировать, что оптимальный объем производства для проводящей ценовую дискриминацию фирмы, будет определяться по точке А. То есть оптимальный объем производства для данной фирмы будет значительно превышать объемы выпуска фирмы, ценовую дискриминацию не проводящей (проекция точки Б на ось Ох на рисунке выше).
Прибыль при ценовой дискриминации будет соответствовать площади фигуры BEАС, которая больше площади прямоугольника АТСВРА АВ на данном рисунке.
2. Страны-нефтеэкспортеры, объединенные в организацию «Орес», согласованно повысили цены на нефтепродукты. Какая связь между возможностью осуществлять такую политику и степенью эластичности спроса на нефть? Изобразите ответ графически. Могут ли предпринять подобные меры страны, экспортирующие:
А) бананы;
Б) алмазы.
Рост выручки от повышения цен будет наблюдаться лишь в том случае, если спрос малоэластичен:
P2xQ2>P1xQ1.
Спрос на бананы, напротив, эластичен, поскольку у них множество заменителей. Поэтому согласованное взвинчивание экспортных цен странами-бананоэкспортерами нанесет ущерб им самим, т.к. общая выручка уменьшится.
Поскольку спрос на алмазы также слабо эластичен (у алмазов почти нет субститутов), то проведение согласованного повышения цен на алмазы Россией и ЮАР (именно эти страны являются крупнейшими экспортерами алмазов) даст этим странам увеличение выручки.
3. Фирма - олигополист, работает в коротком периоде. Ее положение описано графиком на рис.3. Что изменится в положении формы при изменении АС0 к АС1?
Р, С, R МС
АС0
АС1
D
MR Q
Рис.3
Условие максимальной прибыли: MR = MC (Pm-ACm)-Qm
Прибыль увеличится.
Задачи
1. Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями:
QD=2400 – 20P
QS= 400 + 30P
Определить: 1) РЕ и QЕ
2) Заботясь о студентах, администрация вуза установила цену в 3 д.ед. за обед. Каковы экономические последствия такой «заботы»?
Решение:
Найдем равновесную цену, учитывая, что при ней спрос равен предложению:
Qd(P) = Qs(P)
2400-20P = 400+30P
2000 = 50P
P = 40 долл.
Найдем равновесное количество обедов, подставив равновесную цену в любую из заданных функций:
Q = 2400-20P
Q = 2400-20*40
Q = 1600 (обедов в день)
Если цена будет установлена 3 доллара за обед, то есть ниже равновесной, то спрос превысит предложение – возникает нехватка обедов.
Найдем количество обедов, которое столовая сможет предложить по такой цене:
Qs(3) = 400+30*3
Qs = 490(обедов в день)
Qd(3) = 2400-20*3
Qd = 2340(обедов в день)
Таким образом, будет продано на 1110 обедов меньше, чем по свободной цене. При этом дефицит составит 2340-490 = 1850 обедов в день.
2. Функция зависимости общих издержек ТС от объема выпуска Q задана формулой ТС= 5Q – 3Q2 +Q3. Чему равнаы предельные издержки МС(Q) при Q = 4?
Решение:
Функция зависимости общих издержек от объема производства фирмы описывается формулой: TC = 5q-3q^2+q^3
Найдем производную от TC' = 5-6q+3q^2
Предельные издержки при объеме выпуска q = 4 будут равны 5-6*4+3*16 = 5-24+48 = 29
3. По данным таблицы 7 найдите коэффициент эластичности спроса по доходу покупателя и сделайте вывод о полноценности товара. Какой реальный товар может иметь такой показатель эластичности?
Таблица 7.
QD (шт.) | I (доход) руб. |
Решение:
Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежду, обувь, высококачественные продуктов питания, товары длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорционален доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа). Математически эластичность спроса по доходу может быть выражена следующим образом:
где верхний индекс означает что это эластичность спроса, а нижний индекс говорит о том, что это эластичность спроса по доходу (от английских слов Demand — спрос и Income — доход). То есть эластичность спроса по доходу показывает степень изменения спроса в ответ на изменение доходов потребителей. В зависимости свойств благ эластичность спроса на эти блага по доходу может быть различной. Классификация благ по значениям приведена в следующей таблице:
Нормальное (полноценное) благо | Объем спроса увеличивается при увеличении дохода потребителя. | |
Предмет роскоши | Объем спроса изменяется на больший процент, чем доход. | |
Товар первой необходимости | Объем спроса изменяется на меньший процент, чем доход. То есть при увеличении дохода в определенное число раз, спрос на заданный товар увеличится на меньшее число раз. | |
Неполноценное (низшее) благо | Объем спроса падает, при увеличении дохода потребителя. Примером может служить рынок потребления перловки. | |
Нейтральное благо | Нет прямой зависимости между потреблением этого блага и изменением объема. |
Е1 = 30/45/-400/3200 = -0,667/0,125 = -5,34
4. Найдите коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене на основе следующих данных:
QDa = -15PA - 8PB + 60;
PA = 2 д.ед.; РВ = 3 д.ед.
Объясните полученный результат.
Решение:
Е2 = -15*2/-15*2-8*3+60 = -30/6 = -5 – спрос не эластичен
Е2 = -8*3/-15*2-8*3+60 = -24/6 = -4
Взаимодополняющие товары.
5. Монополист в сфере производства ЭВМ решает снизить цену на свой продукт со 110 д.е. до 100 д.е. После этого спрос возрос с 4000 ед. до 6000 ед. в неделю. Определить: 1) убытки и прибыль от снижения цены;
2) сумму прибыли к концу недели.
Решение:
У него была прибыль 110*4000 = 440 тыс.д.е. при новой цене – 100*6000 = 600 тыс.д.е. то есть выгоднее, прибыль на 160 тыс.ед. больше.
Тогда новая выручка будет 600 тыс.д.е. * 7 дней = 4200.