Российское законодательство




Что такое насилие и каковы виды его проявления?

Насилие — принуждение для достижения целей.

Насилие, насильство (словарь В.Даля) — это принуждение, неволя, силование, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Цель насилия — завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Есть разные формы насилия. Каждая характеризуется по-своему. Давайте попробуем дать каждой определение.

Формы насилия

· Физическое насилие – рукоприкладство, побои, грубое отношение.

· Эмоциональное – грубые окрики, оскорбления, постоянная критика, унижение чувства достоинства оказание давления, унижение, угроза, порча принадлежащих вещей.

· Сексуальное – изнасилование, пошлые домогательства, вульгарные выражения, склонение к сексуальным отношениям.

· Пренебрежение нуждами ребёнка - это отсутствие заботы, ограничение в еде, лишение одежды, лишение медицинского ухода, лишение жилья.

Существует два вида насилия, словесное (вербальное) и физическое.

Никто не имеет права совершать насилие над другим человеком.

Откуда же тогда оно возникает?

Насилие в семье — систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.

Семейное насилие вызвано социальными факторами, стрессами в семье, употреблением алкоголя или наркотиков. Прибегают к физической силе в том случае, когда нет возможности мирно повлиять на принятие в семье тех или иных решений, когда кто-то в семье алкоголик или наркоман и с его мнением не считаются.

Насилие над детьми чаще всего трактуется как жестокое обращение с ребенком.

Сейчас мы с вами обсудим ситуации и постараемся ответить на следующие вопросы: Какие виды насилия присутствуют в данной ситуации, что делать в данной ситуации, к кому обратиться:

Ситуация 1

Золушка — бедная сиротка, которую злая мачеха и ее вздорные дочки, заставляют тяжко работать с утра до ночи. Ни днем, ни ночью не знала отдыха. А мачеха только и знала, что работы прибавляла. (эмоциональное, пренебрежение)

Ситуация 2

Кот Базилио и Лиса Алиса решили отнять у Буратино все его денежки, для чего переоделись разбойниками и, привязали Буратино за ноги к дереву, всяческими угрозами пытались выбить у него деньги. (физическое, психическое)

Не думайте, что насилие можно причинять, не боясь быть наказанным. Нет, наш закон нас охраняет. Существует ответственность за проявление насилия по отношению к другому человеку.

Международное право

В 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята всеобщая Декларация прав человека, которая явилась международным правовым актом, провозгласившим права и свободы человека. По существу основная идея этого документа направлена против насилия над человеческой личностью. Каждый человек (женщины, мужчины, дети) имеет право на жизнь без насилия.

В 1959 году ООН приняла как продолжение Декларации прав человека основополагающий международный документ «Декларация прав ребенка», в котором объявлено, что ребенку принадлежат все права, указанные в Декларации прав человека.

В 1991 году ООН принята Конвенция о правах ребенка, которая явилась международным документом, определявшим приоритетные права ребенка и провозгласившим их.

Конвенция ООН:

· Статья 19 — дает определение понятия «жестокое обращение» и определяет меры защиты.

· Статья 5 — никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим собственное достоинство обращению и наказанию.

· Статья 6 — обеспечивает в максимально возможной степени здоровое развитие ребенка.

· Статья 16 — обеспечивает защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательства на его честь и репутацию.

· Статья 24 — обеспечивает меры по борьбе с болезнями и недоеданием.

· Статья 27 — признает права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

· Статья 34 — обеспечивает защиту ребенка от сексуального совращения.

· Статья 37 — обеспечивает защиту ребенка от других форм жестокого обращения

· Статья 39 — предусматривает меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.

Российское законодательство

После ратификации Конвенции «О правах ребенка» в России был принят ряд законов, указов Президента РФ и постановлений правительства, направленных на обеспечение основных прав детей и женщин (основы законодательства об охране здоровья граждан, охране труда, основах социального обслуживания населения, дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и др.).

Конституция РФ (1993 г.):

· Статья 21 — закрепляет положение о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство наказанию.

Закон РФ «Об образовании»:

· Статья 5 — утверждает права детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

· Статья 56 — предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Семейный Кодекс РФ:

· Статья 54 — право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

· Статья 56 — право ребенка на защиту и обязанность органа опеки и попечительства принимать меры по защите ребенка.

· Статья 65 — об осуществлении родительских прав.

· Статья 69 — предусматривает лишение родителей родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

· Статья 77 — немедленное отлучение ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью.

Закон РФ «О защите прав детей»:

· Статья 14 — предусматривает запрещение жестокого обращения с детьми, физического и психологического насилия над ними.

Уголовное законодательство РФ предусматривает систему мер по пресечению жестокого обращения с женщинами и детьми и наказанию виновных:

· Статьи 106-136 — за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних.

· Статьи 150-157 — за преступление против семьи и несовершеннолетних

Часто, когда над подростком совершается насилие, он боится сказать об этом даже родителям. Что же делать в таком случае? Вы должны воспользоваться помощью человека, которому доверяете.

Давайте попробуем определить, кто это может быть.

Плохо, что нам приходится говорить на эту тему. Было бы гораздо лучше, если бы ее вообще не существовало.


Выделяют несколько видов жестокого обращения:
1. Физическое насилие.
2. Пренебрежение нуждами ребенка.
3. Сексуальное насилие.
4. Психическое (эмоциональное) насилие.
Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков; преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии.

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании, отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются.
Психологическое насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.). К психологическому насилию относятся:
• угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы;
• оскорбление и унижение его достоинства;
• открытое неприятие и постоянная критика;
• предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям.
Сексуальное насилие над детьми – вовлечение, использование ребенка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
В настоящее время все больше говорится о насилии с экрана. Сегодня дети подвергаются воздействию насилия с экранов, больше чем когда-либо. Под экраном мы подразумеваем экраны ТВ, видео, компьютерные игры, а также Интернет.

Нет еще фундаментального труда о вреде экранного насилия на психику ребёнка, но некоторые исследования показывают, что дети, которые часто получают воздействие насилия с экранов, имеют общие характеристики:
• копируют то, что видят на экране и сами начинают себя вести насильственным образом;
• копируют грубую речь;
• получают представление о том, что насилие - это нормально и является неотъемлемой частью каждодневной жизни;
• или же становятся более робкими и боязливыми.
Длительное сидение перед экраном телевизора или компьютера также уменьшает физическую активность, чтение и общение с друзьями.
Основная работа по устранению причин и условий, способствующих насилию над несовершеннолетним, поручается:
1. Сотрудникам органов и учреждений системы профилактики при обнаружении явных признаков жестокого обращения с ребенком. Если сотрудники органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в процессе исполнения своих должностных обязанностей выявляют у детей перечисленные выше явные признаки жестокого обращения, то они обязаны:
• направить информацию в правоохранительные органы для привлечения к ответственности лиц, допустивших жестокое обращение;
• направить информацию в органы опеки и попечительства для решения вопроса о немедленном изъятии ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится;
• принять меры по оказанию помощи ребенку.
2. Сотрудникам медицинских учреждений. В случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
• провести медицинскую оценку состояния ребенка-жертвы жестокого обращения, зафиксировав данные в медицинской карте; при необходимости госпитализировать ребенка, подвергшегося жестокости; направить служебную записку руководителю лечебного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
• руководитель лечебного учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в правоохранительные органы;
• руководитель учреждения немедленно направляет информацию о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства и комиссию по делам несовершеннолетних.
3. Сотрудникам образовательных учреждений, в случае выявления явных признаков жестокого обращения с ребенком:
• немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
• руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
• специалист по охране прав детства совместно со специалистом образовательного учреждения, сотрудника органов внутренних дел (при необходимости) незамедлительно проводит обследование условий жизни и воспитания ребенка, по результатам которого составляется акт обследования;
• по итогам проведенных мероприятий руководитель образовательного учреждения немедленно направляет в правоохранительные органы информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком;
• руководитель образовательного учреждения направляет информацию о выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в комиссию по делам несовершеннолетних.
4. Сотрудникам органов опеки и попечительства при поступлении информации о жестоком обращении родителей с ребенком должны:
• направить сообщение в правоохранительные органы для привлечения к установленной законом ответственности
• направить сообщение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;
• готовить материалы в суд для возбуждения дела о лишении родительских прав.
Защита детей государством.
1) Конвенция о правах ребенка.
-защита от незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)
-обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24)
-признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)
-защита ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)
-меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39)
2) Семейный кодекс РФ. Семейный кодекс гласит – Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ гарантирует:
-право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54)
-право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56)
-лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69)
-немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77)
3) Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
-за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
-за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).
4) Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
5) Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
6) Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).
Уголовная ответственность.
Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Примеры:
ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью),
ст. 112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью),
ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью),
ст.116 (побои),
ст.117 (истязание),
ст. 118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст. 131 (изнасилование);
ст. 132 (насильственные действия сексуального характера);
ст. 133 (понуждение к действиям сексуального характера),
ст. 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста);
ст. 135 (развратные действия)
ст.125 (оставление в опасности);
ст.124 (неоказание помощи больному);
ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),
ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей)
ст. 110 (доведение до самоубийства);
ст. 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и другие.
«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации». Посмотрите вокруг, если Вы видите:
- РЕБЕНКА, который побирается;
- РЕБЕНКА, который грязно или не по сезону одет;
- РЕБЕНКА, который хулиганит, выпивает или употребляет наркотические вещества;
- СЕМЬЮ, которая ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке;
- ФАКТЫжестокого обращения с детьми;
- ФАКТЫвовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
- ФАКТЫвовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

 

Давайте сделаем вывод:

- насилие в любой форме неприемлемо.

- люди должны уважительно относиться друг к другу

- если к вам проявляют насилие, надо защищаться и вам помогут

- предостерегайте других от насилия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: