∑Кинi
Н12= ------------ х 100% ≤ 25%
Ко
Кинi - величина i-й инвестиции банка в акции (доли) других юридических лиц за вычетом сформированного резерва на возможные потери по указанным инвестициям.
Ко - величина собственных средств (капитала) банка
В расчет норматива Н12 включаются вложения банка в акции (доли) юридических лиц, приобретаемых с целью получения инвестиционного дохода или с иными целями, за исключением получения прибыли от реализации в краткосрочной перспективе, в том числе переданных в доверительное управление, за рядом исключением.
n Максимально допустимое числовое значение норматива Н12 устанавливается в размере 25 %.
Факторинговые операции коммерческих банков
Факторинг (от английского faсtor – агент, посредник, маклер) - это разновидность торгово-комиссионной операции, направленной на решение проблемы недостатка оборотных средств клиента для осуществления расчетов с его партнерами.
Факторинг возник в США в конце XIX в. И нашел затем применение в промышленно развитых странах Западной Европы. В 1980-х годах факторинговые операции стали активно проводиться банками в Австралии, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Уже к середине 1990-х гг. объем факторинговых операций распределялся следующим образом: Европа – 56%, Америка – 30%, страны Азии и тихоокеанского побережья – 13%, Африка – 1%.
Факторинг возник из коммерческо-финансовых операций торговых агентов, занимающихся сбытом товаров производителей, и превратился в универсальную систему финансового обслуживания, включающую бухгалтерское, информационное, сбытовое, страховое, кредитное и юридическое обслуживание клиента. За клиентом, по сути, остаются только производственные функции. Базой современного факторинга в развитых странах является предоставление коммерческого кредита в форме отсрочки платежа за поставленные товары.
Международный институт унификации частного права принял в 1988 г. Конвенцию о международном факторинге, в которой определил основные критерии факторинга:
- осуществление кредитования в форме предварительной оплаты деловых требований;
- ведение бухгалтерского учета поставщика, в том числе учета реализации продукции, работ, услуг;
- инкассирование задолженности поставщика;
- страхование поставщика от кредитного риска. Операция относится к факторингу, если она отвечает хотя бы двум из указанных критериев.
При обслуживании задолженности клиентов по расчетам за товары, работы, услуги участниками факторинга являются:
- факторинговый отдел коммерческого банка или специализированная факторинговая компания, которые организуют операцию;
- поставщик продукции;
- покупатель продукции.
Схема организации факторинговой сделки
В мировой практике существуют следующие виды факторинга:
· Факторинг с финансированием и без финансирования;
· Открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг;
· Без права регресса и с правом регресса;
· Внутренний и международный и т.д.
При факторинге с финансированием клиент (поставщик товара) уступает банку-посреднику право последующего получения платежей от покупателей. Обычно клиенты получают от фактора 80-90% стоимости отгруженной продукции. Таким образом, фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.
Резервные 10-20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на определенном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, цене и возмещаются поставщику в дальнейшем в момент поступления платежа за товар.
За свои услуги банк-посредник получает комиссионное вознаграждение за инкассацию счетов (обычно это 0,75 – 3% стоимости сделки.)
Под факторингом без финансирования понимают инкассирование банком-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент факторинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в получении причитающихся в пользу клиента платежей в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупателем в хозяйственном договоре.