Международный опыт обслуживания предприятий банками развития различных стран и регионов.
Банки развития отдельных стран и регионов
Европейский банк реконструкции и развития,
Международный банк реконструкции и развития,
Бразильский банк развития,
Евразийский банк развития (ЕАБР),
Банк развития Южной Африки,
Африканский банк развития,
Канадский банк развития бизнеса,
Банк развития Китая,
Межамериканский банк развития,
Банк развития Японии,
Азиатский банк развития
Деятельность банков развития является примером обоснованного государственного вмешательства в банковский сектор и развитие экономики страны.
Банки развития помогают решить два типа проблем экономического, а иногда и социально-экономического развития стран и регионов:
долгосрочные структурные проблемы
временные проблемы
Основная, структурная роль банков развития
– это предоставление доступа к денежным ресурсам тем заемщикам, которые не могут получить денежных средств в коммерческих банках и иных организациях, действующих на финансовых рынках. В этом качестве банки развития способствуют экономическому росту и развитию.
Два основных источника структурного провала рынка:
асимметрия информации и значительные издержки преодоления информационной асимметрии;
экстерналии, или внешние эффекты.
Первая проблема возникает, например, в случае отсутствия кредитной истории потенциального заемщика, и больших издержек преодоления этой информационной проблемы.
Вторая проблема возникает тогда, когда проекты приносят эффект не только непосредственным участникам, но и всем остальным (обществу).
Негосударственные коммерческие банки, рассматривая вопрос о финансировании проекта, не будут принимать их во внимание, и такие проекты, будучи с общественной точки зрения выгодными, останутся недофинансированными.
Чаще всего банки развития кредитуют проекты в шести сегментах:
микропредприятия и стартапы;
малые и средние предприятия;
международная торговля,
глобализация;
рынок жилья;
инфраструктура;
аграрные районы/сельское хозяйство.
Интернет-технологии в организации расчетно-кассового обслуживания предприятий
Более 95% бумажного документооборота банка составляют платежные поручения клиентов – юридических лиц. Для сокращения бумаги используются такие инструменты доставки электронных документов в банк как системы "Клиент-Банк" и "Интернет-банкинг". По уровню качества решения и распространенности приоритет, безусловно, принадлежит системам "Клиент-Банк". Однако, несмотря на то, что подобные системы на рынке существуют уже достаточно давно, в среднем только 10% активно работающих клиентов используют "Клиент-Банк". При этом доля электронных документов, доставленных средствами "Клиент-Банк", не превышает 30% от общего объема документов. Остальные 70% бумажных документов обрабатываются вручную.
Предпринимаемые банками усилия по наращиванию числа клиентов, применяющих "Клиент-Банк", в каждом конкретном случае, дают ощутимый результат, но в процентном отношении доля "технически продвинутых" организаций, обслуживаемых в банках, не увеличивается. По-прежнему значительная часть клиентуры предпочитает выполнять платежи с помощью бумажных документов. Это и не удивительно, так как для использования "Клиент-Банк" необходимо установить дополнительное оборудование и программное обеспечение, связав их со средствами автоматизации, обучить персонал, обеспечить требуемый уровень работоспособности техники, защиту цифровых подписей и т.д. Не все клиенты готовы идти на затраты, связанные с внедрением безбумажного обмена с банком. Ниже представлен рисунок 3, демонстрирующий динамику количества обслуживания клиентов за период 2012-2018 гг. в обслуживание через систему «клиент-банк».
Естественными выглядят попытки продолжения поиска решений, ориентированных на перевод максимально возможного количества бумажных документов в электронную форму. Существующие на рынке системы оптического распознавания символов (OCR-системы, например, Fine Reader Банк компании ABBYY). Fine Reader Банк компании ABBYY –российская компания-разработчик решений в области распознавания текстов (OCR) и лингвистики. Решение разработано специально для банковской отрасли с учетом ее особенностей и позволяет упростить работу с самыми востребованными документами: платежными поручениями, платежными требованиями и инкассовыми поручениями (ссылка сайта) – в какой-то мере способствует решению этой задачи. Однако, качество распознавания, обеспечиваемое OCR-системами, для финансовых документов (платежных поручений) оставляет желать лучшего. Рост производительности труда операционного сотрудника банка при их использовании составляет от 30% до 60% по сравнению с чисто ручным вводом.
BiPrint позволяет кардинально (в десятки раз) сократить время ручного ввода бумажных платежных документов в информационную систему банка, обеспечивая при этом практически 100% отсутствие ошибок. Она основана на использовании двумерных штриховых кодов и специального считывающего оборудования (image reader). Используемые совместно BiPrint и "Клиент-Банк" дают возможность банку в рамках расчетно-кассового обслуживания клиентов предложить им пакет услуг, который позволит кредитной организации перевести большую часть бумажного документооборота в электронную форму. Двухгодичный опыт эксплуатации BiPrint в банках подтверждает, что суммарный объем документооборота по обеим системам достигает 80% от общего объема документов. Более того, в силу юридических причин с помощью "Клиент-Банк" невозможно обрабатывать платежные требования (инкассовые поручения), т.к. они обязательно должны быть собственноручно подписаны уполномоченными лицами и скреплены печатью. BiPrint позволяет преодолеть эту проблему. Теперь банки не испытывают технологических проблем при привлечении на обслуживание крупных клиентов-поставщиков тарифицируемых и коммунальных услуг таких как телекоммуникационные, телефонные и энергетические компании, структуры Газпрома и водоканала, муниципальные собственники жилья и т.п.
За счет высокой производительности и отсутствия ошибок BiPrint дает возможность обрабатывать ежедневный документооборот платежных требований (инкассовых поручений) в десятки и сотни тысяч документов. Реальная производительность, достигнутая в одном из банков при обработке документов энергетической компании, составила 1200 безошибочно введенных платежных требований в час.