Ката Южного происхождения из стиля каратэ Годзю-Рю




Ката в Кёкусинкай

Слово ката означает «форма», внешний вид.

Иероглиф ката составлен из трех иероглифов:

 

Katachi, означающего „форма“

Kai, означающего „резать“

Tsuchi, означающего „земля“ или „почва“.

 

Дословный перевод слова ката – «форма, которая режет землю»

е) Усложненные дыхательные ката: 19. Тэншо ж) Сложные ката: 20. Сэйэнчин 21. Канку дай з) Высшие ката: 22. Сушихо 23. Гарю 24. Сэйпай и) Дополнительные простейшие ката: 25. Сокуги-Тайкёку соно ичи 26. Сокуги-Тайкёку соно ни 27. Сокуги-Тайкёку соно сан к) Дополнительные усложненные ката, производные от базовых: 28. Ура-Тайкёку-соно ичи 29. Ура-Тайкёку-соно ни 30. Ура-Тайкёку-соно сан 31. Ура-Пинан-соно ичи 32. Ура-Пинан-соно ни 33. Ура-Пинан-соно сан 34. Ура-Пинан-соно ён 35. Ура-Пинан-соно го
а) Простейшие базовые ката: 1. Тайкёку соно ичи 2. Тайкёку соно ни 3. Тайкёку соно сан б) Простые базовые ката: 4. Пинан соно ичи 5. Пинан соно ни 6. Пинан соно сан в) Базовые дыхательные ката: 7. Санчин-но-ката г) Усложненные базовые ката: 8. Пинан соно ён 9. Пинан соно го 10. Тэкки соно ичи 11. Тэкки соно ни 12. Тэкки соно сан д) Усложненные ката: 13. Цуки-но-ката 14. Янцу 15. Сайфа 16. Гэкисай дай 17. Гэкисай шо 18. Бассай дай  
В зависимости от сложности выполнения ката делятся на:

 

 

 

 

Названия ката, которые давали мастера, имеют глубокий смысл. Их не следует забывать и необходимо повторять перед каждым исполнением ката, сосредоточиваясь на принципах и знании, заключенном в каждой из них.

Ката Южного происхождения из стиля каратэ Годзю-Рю

 

Ката Санчин (Sanchin) - (サンチン - Сантин) «Три битвы», «Железный треугольник» имеет различные толкования, например: координация стойки, дыхания и движений руками, или унификация (объединение) тела, ума и духа. В множестве истолкований названия этой ката подчеркивается единство триады различных свойсгв, развивае­мых благодаря Санчин. Это могут был» сознание, дух и техника; сознание, тело и техника; сознание, дух и тело; скорость, сила и дыхание; внутренние органы, циркуляция крови и нервная система; и, наконец, три вида энергии ци, локализованных на макушке головы (тэнто), в диафрагме (хара) и в нижней части живота (тандэн). Сосай Ояма говорит о координации между умом, духом и техникой. У Сосая Оямы есть три принципа, важных для овладения ката:

1. темп техники

2. точки силового нажима

3. контроль дыхания

Они также могут считаться тремя точками координации в Санчин. На этом ката основывали свое учение школы Наха-те. Данная ката является древнейшей ката каратэ, завезен­ной из Китая на Окинаву Канрё Хигасионной и ставшей в последствии ос­новой обучения в стиле Годзю-рю и Уэчи-рю карате. Предположительно, Санчин восходит к Бодхидхарме и монастырю Шаолинь. Эта ката лежит в основе нескольких стилей, наиболее известные из которых - Годзю-рю, а также китайских боевых искусств Фуцзянь – «Белый журавль», «Пять предков» и комбинации стилей «Журавля-тигра», связанной с Ан Лин Хуат. Тэм Хон изучал стиль, который был назван просто «Саам Джин» ("Sanchin" - Санчин на катонском).

Название Санчин, означающее "три битвы", иногда интерпретируется как битва, объединяющая разум, тело и душу, хотя существуют и другие версии. Версия, которая используется большинством школ карате, была разработана основателем Годзю-рю - Чодзюном Мияги и включает в себя очень сильную технику кулака "толчок". В Уэчи-рю и Рюсей, техника исполнения Санчин ближе к китайской версии со стремительными ударами руками, подобными атаке небольшой змеи.

В Санчин используется только одна стойка, имя которой и носит это ката (изначально она была названа: Пэппурэн 1 – «Peppuren 1»). Санчин-дачи является практической позицией, хоть ее и не легко освоить. Ноги защищают тело от ударов с разворота, в то же время открывая бедра противника для лоу-киков. Согласно руководству тай-чи («13 поз Чанцзы» - "Zhengzi 13 postures"), удар черпает силу из земли через ноги – выходит от бедра и аккумулирует силы всего тела для направления и фокусировки в одной точке. Исполненное должным образом ката Санчин становится примером "жесткого" стиля карате: в нем задействованы все мышцы, что делает его одним из сложнейших в освоении. Этот вид силовой тренировки лишь недавно начал набирать популярность в Западном спорте, где стал известен как "Изометрическое обучение" в бодибилдинге.

Санчин - это изометрическая ката, в которой каждое движение выполняется с полной концентрацией и с мощным дыха­нием (ибуки). Целью ката является укрепление мышц тела, развитие силь­ной стойки и правильного дыхания. Одновременно развивается внутренняя энергия (ци) и происходит единение духа и тела.

В Китае Санчин используется для тренировок учеников с использованием "Ги" (яп. "Кi"), чтобы подготовить их к применению техники в бою. Санчин напоминает технику "Цигун", которая применяется в Китайском Ушу. В Цигун руки не сжаты в кулаки, потому что это ограничивает поток энергии «Ци» (Qi). Основное внимание в технике "Цигун" направлено на управление дыханием для генерирования Ци в организме. На Западе многие интерпретируют Ци как более глубокое понимание внутренней динамики тела и мышечного контроля путем многократных напряженных тренировок. В Годзю существуют две ката Санчин: первая Санчин Мияги (или Санчин Дай Ити), наиболее широко распространена и преподается как начальная Кихонгата (яп. Kihongata – «основная форма»).

Ката Санчин Мияги было создано Чодзюном Мияги для того случая, когда каратист не может отступать, и поэтому движется вперед, а затем – в обратном направлении. Второе ката – Санчин Хигашионна или Санчин Дай Ни (яп. «Sanchin dai Ni») является версией более полным и старым, его преподавал Хигашионна Канрю. В этом ката каратист всегда продвигается вперед, но два раза поворачивается на 180 градусов. Изначально это ката, как и Санчин, содержало технику открытой руки, так как ката Санчин все еще принадлежало школе Уэчи-рю, но позже исполнение его было пересмотрено, и стала применяться рука со сжатым кулаком. Этому посодействовал ученик Мияги – Дзюхацу Киода, основатель То'Он-рю; Сёгун Мияги также одобрил данную версию. Это ката было также задействовано в других школах карате, таких как Исчин-рю и Киокушин.

Некоторые объясняют значение Санчин («Три битвы») как три стиля жизни: развитие разума, тела и духа. Благодаря надлежащей боевой подготовке, сначала человек учится правильно использовать свое тело, с помощью упражнений и тренировок техники ката. Позже он начинает осознавать истинный смысл своей подготовки и использует понимание бункай и истории для развития разума. Дух развивается гораздо позже в течении жизни, и осознать это могут лишь те, кто достиг вершины.

Тэнсё (Теньшо) - «Поворачивающиеся ладони, изменяющиеся руки», «Вращающиеся ладони». Это ката создал Чоюн Тёдэюном Мияги (основателем стиля Годзю-рю) как дополнение к Санчин. Мияги разработал Тэнсё после глубокого изучения китайского ката Роккишу (Ладони шести сил). Тэнсё можно соотнести со всеми триадами Санчин. Сосай Масутацу Ояма говорил, что это самое обязательное из всех продвинутых ката каратэ и считал её ценнейшей из высших кат.

Гэкисай Сё (Шо) - «Завоевывай и занимай - младший».

Гэкисай Дай - «Завоевывай и занимай - старший». Может также обозначать «бери приступом крепость». - «большое и малое разрушение крепости».

Ката Гекусай были созданы Мияги в 1940 году с целью обучения сильных и мощных движений. Нет особых причин для использования ярлыков «старший» и «младший» в противовес «один» и «два».

Ката способствует развитию силы в перемещениях и комбина­циях, а также подвижности и текучести движений. Плавный переход от атаки к защите дает преимущество перед грубой силой.

Ката Сайха - «Максимальное разрушение», «предельное разрушение» или «большая волна». Это ката также создал Мияги (Chojun Miyagi). Название поддерживает чувство выражения максимально потенциала через телесный инструмент, а также pешимости и силы духа Будо, сокpушающих любые пpегpады.

Ката Сэйэнтин (Сейчин) - Двусмысленно в значении. Часто переводится как «Шторм внутри спокойствия». Дословно обозначает «атакуй мятежное поселение», или «подавление отступления», в зависимости от того, в каких китайских знаках используется. Название указывает необходимость превзойти слабости духа и подавить любое желание сдаться при встрече жизненных испытаний. Каждый должен «подавлять отступающее сердце». Самураи в долгих походах нуждались в по­полнении сил и укреплении стойкости духа. В ката многие движения выпол­няются в киба-дати; когда при этом ноги ощущают мучительную усталость, сильный дух приходит на помощь.

Ката Гарю - «Опирающийся дракон», «пробуждающийся дракон». В философии слово Гарю относится к великому человеку, который остается в неизвестности. Это ката было создано Сосаем Оямой. Гарю было его псевдонимом в его ранней деятельности в каратэ. Истинный каратист развивает в себе дух смиренности, скромности, и, как уклоняющийся дракон, имеет силу, но выбирает - не выпускать ее, не стремится ее открыть.

Ката Сэйпай - «Восемнадцать рук». Высшая ката окинавского стиля Наха-тэ. Вместе с тем ката, практикуемая в Кёкусин каратэ, уже может рассматриваться как самостоятельная форма.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: