Ролевая игра для педагогов и старшеклассников по созданию толерантной образовательной среды




Переработано

Матвеева О.А.

Медведева Е.А.

Ролевая игра для педагогов и старшеклассников по созданию толерантной образовательной среды

Предлагаемый сценарий ролевой игры «Суд над толерантностью» является превентивной мерой в популяризации мероприятий по воспитанию толерантности.

Цель: побудить участников осознанно и критично анализировать собственные поступки, принять ценностные ориентиры уважения и сотрудничества, преодолеть стереотипное мышление и одномерное восприятие действительности.

Продолжительность ролевой игры один час тридцать минут (сокращённый вариант -сорок пять минут). Для проведения необходимы подготовительные мероприятия, три ролевые позиции: ведущий, адвокат и прокурор – знакомятся с организационными моментами и опорными мнениями.

Ролевая игра «Суд над толерантностью»

Ведущий: Дамы и господа, Встать! Мы объявляем слушанье дела «Толерантность…. Быть или не быть..?!». Начинаем судебное заседание (молоточек). Прошу садиться!

Председательствующий судья – ФИО (поклон).

Государственное обвинение представляет прокурор – ФИО (встаёт, поклон).

Защиту осуществляет адвокат – ФИО (встаёт, поклон).

Обвиняемая заявила о просьбе рассмотреть это дело без её присутствия, и заявление было удовлетворено.

Предлагаю выбрать коллегию присяжных — это 3 человека, разместившиеся на данных стульях.

Коллегию присяжных призываю серьезно и внимательно рассмотреть материалы, фиксировать себе аргументы из представленных мнений, дабы в конце заседания вынести единственно верное решение – быть или не быть толерантности в современном мире. Участники, которые располагаются слева от меня, поддерживают сторону обвинения, справа от меня — сторону защиты.

Уважаемые участники заседания, вы все можете задавать уточняющие вопросы противоположной стороне

Итак, слово предоставляется стороне обвинения.

Прокурор: Уважаемые присяжные, позвольте призвать к Вашему разуму и привести несколько убедительных доводов относительно невозможности пропаганды толерантности как современной общечеловеческой ценности. Во-первых, хочется сказать о самом термине ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Слово чуждое для русского языка, невозможно подобрать к нему одно слово синоним, оно включает ряд русских слов: уважение, сострадание, доброта, сотрудничество. Во-вторых, именно толерантность может провоцировать появление в обществе негативных явлений. Я прошу моих помощников помочь мне назвать негативные явления, к которым приводит толерантность (обращается к участникам, которые поддерживают его сторону). (Отмечаются явления – религиозные насаждения, гомосексуализм, …). Ваша честь, таким образом, наши факты свидетельствуют о вреде толерантности.

Ведущий: Слово предоставляется стороне защиты.

Адвокат: Уважаемые присяжные, сторона обвинения представила свое мнение, позвольте и мне высказаться по существу дела. Мы согласны, что существуют научные споры по определению понятия ТОЛЕРАНТНОСТЬ, что в русском языке собирательный синоним этому понятию. Однако для общественной безопасности полезно сохранить такое ёмкое понятие, которое бы обозначало синтез поведенческих реакций человека на окружающий мир с позиций ценности Добра. Мои помощники сейчас помогут мне назвать те положительные явления, которые, благодаря толерантности, улучшают нашу жизнь (обращается к участникам, которые поддерживают его сторону). Для этого вам предлагается последовательно, друг за другом ответить на вопрос «Почему толерантность это благо?» (Отмечаются явления – сотрудничество в решении трудных вопросов, касаемых сохранения природы, помощи в катастрофах, помощь инвалидам, помощь пожилым людям, помощь животным).

Ведущий: Спасибо сторонам. Уважаемые присяжные, надеюсь, что вы успевали фиксировать аргументы сторон. Теперь переходим к вещественным доказательствам. Есть ли аудио или видео материалы у какой-либо стороны?

Адвокат: Уважаемый суд, видеоматериалы есть у стороны защиты. Позвольте вам продемонстрировать их. Просмотр и обсуждение мультфильма «Баланс».

Ваша честь, позвольте задать вопрос стороне обвинения, вопрос ко всем участникам. Как вы думаете: гармоничный ли и счастливый ли мир создал для себя человек – герой мультфильма? Почему вы так думаете? Обладает ли он теперь бОльшей степенью свободы, по сравнению с первоначальным состоянием? Может ли он легко воспользоваться тем благом, за которое боролся? Насладиться им?

Вопросы стороне защиты. Как бы вы назвали данный мультфильм? Какие смысловые выводы можно сделать после данного просмотра?

(Выводы дают участники стороны защиты, ведущий при необходимости подытоживает, резюмирует: «Данный материал демонстрирует нам, что если человечество не научится договариваться, находить компромисс, жить в балансе, достичь которого можно только посредством толерантности, то именно такая незавидная судьба, как у героев мультфильма, ждет нас с вами в недалеком будущем»).

 

Ведущий: Мы услышали мнения со стороны защиты. Слово предоставляется стороне обвинения.

 

Прокурор: Господа присяжные, представляем следствию ещё одни видеоматериалы. Прошу внимания. Просмотр и обсуждение мультфильма «Про лося». Я прошу представителей стороны обвинения ответить на вопрос: «Привела ли толерантность героя мультфильма — лося, к его благополучию? А к чему она привела? Таким образом, представленные видеоматериалы являются доказательством того, что терпимость к миру, к окружающим, которые как паразиты, нарушают твои границы, приводит к страданиям самого толерантного человека».

 

Адвокат: Ваша честь, разрешите некоторые замечания? Уважаемые участники судебного процесса, обращаю ваше внимание, что часто мы подменяем понятия толерантности с другими личностными качествами. Так, герой мультфильма - лось не соблюдал чувство меры и собственные границы. Поэтому такие качества как терпимость и способность принять других приобретает негативное качество.

 

Ведущий: Господа присяжные заседатели, наше слушание подходит к концу. Прошу Вас удалится в соседний кабинет для принятия итогового решения, сформировать и озвучить мнение коллегии. На совещание вам даётся 5 минут.

Пока коллегия присяжных совещается, стороны обвинения и защиты имеют возможность поработать с вещественными доказательствами и составить разрезанный текст про толерантное отношение (тексты притчей в приложении 1).

(5 минут)

Готовы ли стороны озвучить текст, который получился? (слушаем) Благодарим вас. Слово предоставляется коллегии присяжных заседателей.

(Присяжные возвращаются и озвучивают окончательное решение).

Ведущий: Уважаемые участники судебного заседания, присяжные вынесли вердикт: «Толерантности БЫТЬ в современном мире». Решение суда обжалованию не подлежит. Заседание объявляется закрытым (молоточек)

 

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: