ПЕДАГОГИКА-2
Выполнение рефератов для оценки сформированности компетенции
ОПК-1 «готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности»
ОПК-2 «способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей»
Тематика рефератов
1. Проблемы обучения, воспитания и развития учащихся с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей.
2. Организационные основы обучения, воспитания и развития учащихся с особыми образовательными потребностями.
3. Основные виды педагогической деятельности.
4. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
5. Профессиональная компетентность, умения и мастерство педагога.
6. Этика поведения и общения учителя в процессе педагогической деятельности.
7. Способы развития профессиональной педагогической культуры.
8. Личностные и правовые аспекты взаимоотношений участников образовательного процесса.
9. Педагогика в системе гуманитарных знаний о человеке.
10. Объект, предмет и задачи педагогики.
11. Основные функции и задачи педагогики как науки.
12. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики.
13. Педагогическая наука и педагогическая действительность.
14. Образование как социокультурный феномен.
15. Приоритетные задачи образовательной политики и педагогической науки.
16. Проблемы современного образования и педагогической науки.
17. Методология и методика педагогического исследования.
18. Методология педагогической науки и деятельности.
19. Методология педагогики: сфера ее реализации.
20. Основные методологические подходы в педагогике.
21. Методологические принципы научно-педагогического исследования.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется проводимыми по основным темам дисциплины следующими контрольными оценочными мероприятиями:
1. Тестовое задание, состоящее из десяти вопросов, ниже приведены примеры тестовых заданий.
2. Выполнение кейсов (практических заданий). Выполнение данных заданий позволяет систематизировать теоретические знания, проверить умения студента работать с теоретическими и нормативными источниками и документами.
Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации -экзамена
Раздел 2 «Общие основы педагогики. Теории и технологии обучения»
1. Понятие о педагогической науке. Задачи, объект и предмет педагогики.
2. Педагогика в системе гуманитарных знаний о человеке.
3. Объект, предмет и задачи педагогики.
4. Этапы и основные источники развития педагогики
5. Основные функции и задачи педагогики как науки.
6. Взаимосвязь педагогической науки и педагогической практики.
7. Образование как социокультурный феномен.
8. Приоритетные задачи образовательной политики и педагогической науки.
9. Проблемы современного образования и педагогической науки.
10. Категории и отрасли педагогики. Система педагогических наук.
11. Связь педагогики с другими науками. Внутрипредметные связи педагогики.
12. Условия развития педагогической науки.
13. Понятие «методология педагогической науки»
14. Методологическая культура педагога.
15. Характеристика научного исследования в педагогике.
16. Методика и логика педагогического исследования.
17. Образование как педагогическое явление.
18. Целостный педагогический процесс: сущность, движущие силы и функции.
19. Структура и этапы целостного педагогического процесса.
20. Предмет, задачи и основные категории дидактики.
21. Дидактические системы и концепции.
22. Процесс обучения, его движущие силы и основные функции.
23. Двусторонний характер обучения.
24. Объяснительно-иллюстративное обучение как один из видов обучения.
25. Проблемное обучение как один из видов обучения
26. Программированное обучение как один из видов обучения.
27. Дистанционное обучение и проблемы его использования.
28. Модульное обучение, его перспективы.
29. Превентивное обучение (сущность, проблемы).
30. Основы развивающего обучения.
31. Характеристика компонентов процесса обучения.
32. Деятельность учителя в процессе обучения.
33. Основные этапы процесса усвоения знаний.
34. Основные закономерности процесса обучения.
35. Понятие о принципах и правилах обучения.
36. Принцип систематичности и последовательности обучения.
37. Принцип сознательности и активности в обучении.
38. Принцип обеспечения прочности знаний, умений и навыков.
39. Наглядность в обучении.
40. Принцип доступности обучения.
41. Принцип научности обучения и его реализация в школе.
42. Характеристика принципа связи обучения с жизнью.
43. Принцип коллективного характера обучения и учёта индивидуальных особенностей учащихся.
44. Принцип гуманизации обучения.
45. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.
46. Теории отбора содержания образования.
47. Государственный образовательный стандарт: сущность и содержание.
48. Основная образовательная программа в учреждениях общего образования.
49. Внеурочная деятельность обучающихся в соответствии с ФГОС ООО.
50. Методы и приёмы обучения.
51. Средства обучения, их классификация.
52. Многообразие классификаций методов обучения.
53. Методы организации учебно-познавательной деятельности.
54. Словесные методы обучения.
55. Наглядные методы обучения.
56. Практические методы обучения.
57. Репродуктивные и объяснительно-иллюстративные методы обучения.
58. Частично-поисковые и исследовательские методы обучения.
59. Методы контроля в обучении.
60. Методы стимулирования учебной деятельности.
61. Критерии выбора метода обучения в профессиональной деятельности учителя.
62. Современные модели организации обучения.
63. Формы обучения и их развитие.
64. Урок как основная форма обучения в школе.
65. Требования к современному уроку.
66. Типология и структура урока.
67. Понятие об интегрированном уроке, его характеристика.
68. Анализ урока (на примере конкретного урока своей специальности).
69. Лекции, семинары и практикумы в школе.
70. Факультативные занятия и экскурсии.
71. Домашняя работа учащихся.
72. Формы организации деятельности учеников на уроке, пути совершенствования.
73. Самостоятельность и творчество учащихся в обучении.
74. Типология самостоятельных работ.
75. Проектная деятельность учащихся.
76. Понятие о педагогических технологиях. Различные подходы к классификации педагогических технологий
77. Технологии активного обучения (по выбору студента).
78. Технологии модернизации традиционного обучения (по выбору студента).