Экономическая теория налогообложения




Теория человеческого капитала.

Основоположники – Бэккер «Человеческий капитал» 1964. +Шульц, Минсер.

Человеческий капитал - умения, знания, навыки человека которые могут использоваться для получения дохода.

Важна общественная оценка способностей, если общество оценивает их как важные, то они считаются человеческим капиталом.

Источники формирования человеческого капитала:

1) Природные, унаследованные способности + раннесемейное воспитание

2) формальное школьное обучение

3) социальное воспитание – умение выражать свои мысли

4) Формирование профессиональной подготовки и переобучение

5) Неформальное профессиональное обучение – во время работы

6) Мобильность – изменения себя, изменение системы ценностей.

Человеческий капитал измеряется деньгами, все что увеличивает доход, увеличивает человеческий капитал.

Но любые инвестиции связаны с затратами:

прямые инвестиции в денежной форме

косвенные затраты в виде упущенной выгоды

Инвестирование должно быть рационально – в результате должна быть положительная отдача (больше чем затраты).

Инвестирование в обучение в течение всей жизни, по этой мере заработок растет. Существует зависимость между возрастом индивидуума и его доходом.

Под доходами обычно понимается сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения товаров и услуг в целях личного потребления.

В связи с тем, что в рыночной экономике основная часть потребительских благ реализуется за деньги, уровень потребления населения определяется главным образом уровнем доходов.

При этом следует различать номинальный, располагаемый и реальный доход. Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и изменения цен. Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход. Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход. Т.е. реальный доход - это располагаемый доход с учетом уровня цен и инфляции.

Основными каналами поступления доходов являются:

- трудовые доходы работников - оплата рабочей силы как фактора производства, применяемого в производственном процессе;

-предпринимательский доход - доход, остающийся в распоряжении хозяйствующего субъекта, занимающегося предпринимательской деятельностью с образованием или без образования юридического лица, после возмещения понесенных материальных затрат и выплаты процентов;

-доходы от собственности в виде процентов по вкладам, дивидендов, ренты и др.;

-социализированные доходы, поступающие независимо от трудового вклада (выплаты из общественных фондов потребления; трансфертные платежи, поступающие от государства, - пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и т.д.).

 

Экономическая теория налогообложения

Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих подданных (в виде физических и юридических лиц). Эти обязательные сборы, осуществляемые государством, и есть налоги.

Налог - обязательный платёж, взимаемый государством с физических и юридических лиц в законодательном порядке, в установленной форме и в установленные сроки. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства.

Являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:

- гасить возникшие сбои в системе распределения;

- заинтересовывать (или не заинтересовывать) граждан в развитии той или иной формы деятельности.

Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги, и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

Смит А. сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения, желательных в любой экономической системе.

1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3. Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего оплатить его.

4. Налоги должны превышать расходы на содержание армии чиновников по сбору этих налогов.

К настоящему времени сложились два принципа (две концепции) налогообложения.

Первый принцип - физические и юридические лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Логично, что тот, кто получил выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг, должен платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Например, тот, кто пользуется хорошими дорогами, должен оплачивать затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определёнными трудностями. Например, в данном случае невозможно определить, какую личную выгоду и в каком размере получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение.

Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги, и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости.

Дело в том, что потребители действуют всегда рационально, т.е. в первую очередь тратят свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем уже на не столь нужные товары.

Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономическим состоянием страны, в зависимости от взглядов правящей политической партии, от требований момента и потребности правительства в доходах.

Современная налоговая система использует оба принципа налогообложения в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

 

Монетарная политика

Монетарная политика - инструмент, при помощи которого правительства стараются воздействовать на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу.

Монетарная политика - один из четырех основных макроэкономических инструментов, опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и, соответственно, на ставку процента, а через нее на инвестиции и реальный ВВП.

Различают три основных составляющих монетарной политики:

- эмиссия новых денег;

- прямой контроль над массой денег в денежном секторе;

- операции на открытом рынке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: