Глава 3. Исследование влияния темперамента на стиль разрешения конфликтов




 

От личностных особенностей человека также зависит стиль разрешать конфликтные ситуации. Темперамент оказывает существенное влияние на поведение человека в межличностных конфликтах.

Например, холерика легко вовлечь в конфликтную ситуацию, а флегматика, наоборот, трудно вывести из себя. Это теоретическое положение мы решили проверить на практике.

Эксперимент был проведен следующим образом. На первом этапе была отобрана группа из 20 человек. Все они являлись студентами первого курса. Половой состав был смешанный. На этапе наша задача состояла в определении темперамента испытуемых. Для классификации темперамента мы использовали классическое деление на сангвиников, флегматиков, меланхоликов и холериков. Для простоты эксперимента мы отобрали 10 холериков и 10 флегматиков. Для тестирования мы использовали методику -«Определение типа темперамента».(см. приложение)

На втором этапе исходя из гипотезы о влиянии свойств нервной системы (темперамента) на психологические, а значит поведенческие особенности индивида – вытекает что, темперамент будет влиять на стиль поведения в конфликте. Мы отобрали следующую классификацию конфликтных стратегий:

1. Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция - не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

2. Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что "мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку". Такой "сглаживатель" старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет "взрыв".

3. Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчинёнными, но он может подавить инициативу подчинённых, создаёт большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.

4. Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время поиска альтернатив.

5. Сотрудничество. Данный стиль- признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем.

Для определения данных стратегий у субъекта использовалась методика Томаса – поведение в конфликтной ситуации.

На третьем этапе мы сопоставили данные первого и второго тестирования. Результаты подтвердили нашу гипотезу. Для наглядности приводим сводную таблицу по всем трем этапам нашего эксперимента.

 

  холерики флегматики
сотрудничество    
соперничество    
компромисс    
уклонение    
принуждение    

 

Как видно из таблицы, холерики «ведомые» своим темпераментом, своей активностью и напористостью, предпочитают в ситуации конфликта или принуждение или соперничество. Флегматики же предпочитают более «мягкие стратегии» - сотрудничество, уклонение и компромисс. Таким образом «природа человека» т.е. темперамент проявляет себя в характере поведения человека.
Заключение

 

Среди множества черт характер индивида некоторые выступают как ведущие, другие как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств, при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образует цельные или более противоречивые черты характера человека проявляется в самых различных видах его деятельности, придавая поведению целенаправленность, настойчивость, а человеку - стремление добиваться успехов. Индивидуальные различия в характерах людей касаются сочетания и степени развитости у человека различных приобретенных и наследованных свойств.

Поскольку таких черт у человека довольно много, не менее, чем несколько десятков, постольку индивидуальные различия в характерах людей бывают довольно значительными. Они зависят и от общества, в котором родился, жил и воспитывался данный человек, и от его семьи, и от того, где он учился, от коллективов, в которых он трудился, и от отдельных людей, с которыми он встречался и общался в течение жизни. Индивидуальные различия в характерах отмечаются уже в детстве к концу раннего возраста и далее постепенно увеличиваются.

Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека.

Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент. Поэтому «чистые» типы темперамента встречаются относительно редко.

Главная задача нашего эксперимента состояла в том что бы проверить что существует связь между свойствами нервной системы и приобретенным поведением, стилем, манерой человека или, говоря более обобщено, характером человека.

По результатам эксперимента мы подтвердили данное положение. Результаты указывают, что холерики более склонны к активным, а в крайней форме - агрессивным стратегиям или стилям поведения. А флегматики к более пассивным и более мягким стилям поведения в конфликтной ситуации.


Список использованной литературы 1.Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). — М.:ACADEMIA, 2003.2. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Владос, 1999. 3.Клейберг Ю. А. Психология поведения. — М.:2001.4. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. Учебно- методическое пособие. М.: «Флинта». 1998. 5. Общая психология (курс лекций). Составитель Е.И.Рогов. М.: «Владос». – 1995. 6. Общая психология. Учебник для пед. ин-тов / Под ред. проф. А.В.Петровского. - Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1976.7. Общая психология. /Под ред. В.В.Богословского, А.Г.Ковалевой, А.А.Степановой, С.Н.Шабалиной. – 2-у изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1973.8.Горянина "Психология общения". М., 1994.9. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах (для студентов вузов). - М.: АСТ, Ростов – на Дону: Феникс. 1999. 10. Психология. Учебник. /Под ред. А.А.Крылова. – М.: Проспект. 2000.11. Субъект деятельности. Хрестоматия по общей психологии. Под ред. В. В. Петухова.—М.:2000.12. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. 13. Коломинский Я.Л. Человек: психология. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1980.14.Куницына, Казаринова "Межличностное общение". С.-П., 1985.15 Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981 год16.Лаврененко "Психология и этика делового общения". М., 1988.17.Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера. Л., 198318.Поведение и характер подростков как психолого-педагогическая проблема «Учительская газета» №13-200219.Щедровицкий Г. П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности.— В кн.: Обучение и развитие: Материалы к симпозиуму. М.: Просвещение, 1996,20. Щедровицкий Г. П.Проблемы методологии системного исследования. М.: Знание, 1994.
Приложение


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: