Основные штриховые системы в методике преподавания игры на духовых инструментах




Штрих staccato

Б. Диков и А. Седракян: «Staccato – приём исполнения, характеризующийся извлечением отрывистых звуков. Достигается при помощи быстрых толчков языка, регулирующих начало и прекращение движения выдыхаемой струи воздуха». (Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов.С. 192)

Т. Докшицер: «Staccato – это акцентированное короткое исполнение звуков. При staccato атака острая, звук быстрогаснущий, окончание звука лёгкое, без участия языка. Staccato исполняется простой атакой, в быстром темпе вспомогательной...» (Докшицер Т. Штрихи трубача.С. 60)

Ю. Усов: «Стаккато характеризуется исполнением коротких отрывистых звуков, которые по своей длительности уменьшаются вдвое. (Усов Ю. Методика обучения игре на трубе.С. 73.)

Музыкант в своей исполнительской деятельности постоянно должен учитывать две стороны, имеющие отношение к выполнению штриха: технологическую и выразительную.

Способ выполнения штрихаможет меняться в зависимости от выразительных задач для передачи эмоционального и образно-смыслового строя музыки исполнитель «постоянно должен учитывать две стороны, имеющие отношение» к применению «штриха: технологическую и выразительную».

Штрих nonlegato

Б. Диков и А. Седракян: «Nonlegato – приём несвязного, несколько смягчённого исполнения звуков. Достигается за счёт смягчённого толчка языка, который слегка прерывает движение выдыхаемой струи воздуха, образуя небольшие паузы между звуками). (Диков Б., Седракян А. О штрихах духовых инструментов.С. 192)

Т. Докшицер: «Nonlegato... является разновидностью стаккатного штриха, только в сторону большей протяжённости звука, чем staccato. Nonlegato – это полустаккато... При исполнении nonlegato на звуке выдерживается приблизительно ¾ написанной длительности, а на паузу приходится оставшаяся ¼ часть. Иными словами, между отдельными певучими звуками nonlegato должны прослушиваться лёгкие паузы. Атака при nonlegato простая (читай – «твёрдая». – А.Х.) не акцентированная, она напоминает атаку при штрихе detache, окончание звука обязательно мягкое, без участия языка». (Докшицер Т. Штрихи трубача.С. 60-61.)

Ю. Усов: «Нон легато – несвязанное, несколько смягчённое исполнение звуков. Атака при этом сходна со слогами ту, та, ти...По своей дительности каждая нота несколько сокращена». (Усов Ю. Методика обучения игре на трубе. С. 73-74.)

Штрих martele

Т. Докшицер: «Martele – исполнение отдельных друг от друга, акцентированных и в то же время выдержанных на одной динамике звуков. Для martele типична активная атака, полностью выдержанная на звуке длительность ноты, окончание определённое, даже резкое, с участием языка... Martele – ударный штрих. По своей природе он близок к штриху staccato, но от staccato его отличает более жёсткое и более тяжёлое звучание». (Докшицер Т. Штрихи трубача.С. 59-60.)

Если мы согласны с уже цитируемым положением Дикова и Седракяна («...термины pesante и secco непосредственно к штрихам не имеют отношения потому, что они лишь поясняют тот или иной характер звучания»), то мы не можем согласиться с позицией Докшицера, который делает подобные пояснения центральными, в описании отличия martele от staccato: «от staccato его отличает более жёсткое и более тяжёлое звучание».

Именно на эти образно-выразительные характеристики Докшицер и опирается, выделяя описанный им способ звукоизвлечения в самостоятельный штрих.

Ю. Усов: «...каждый звук исполняется отдельно от другого при чёткой, акцентированной атаке с выдерживанием до конца силы звука». (Усов Ю. Методика обучения игре на трубе.С. 73.)

В. Сумеркин: «Martele – приём наиболее отчётливого, чеканного исполнения акцентированных отделённых друг от друга звуков, как правило, на одной динамике. По своей структуре этот штрих наиболее близок к стаккато, но с более тяжёлым и жёстким звучанием». (Сумеркин В. Методика обучения игре на тромбоне.С. 62.)

Основные штриховые системы в методике преподавания игры на духовых инструментах

1. Detache Отчётливый толчок языкапри атаке. Атака «чёткая», ведение ровное, окончание «быстрое», слитность.

2. Marcato Резкий, актированный толчок языкаАтака «острая», ведение угасающее, окончание без участия языка

3. Staccato Быстрый толчок языка при атаке, окончание с участием языка, разделённость.Атака «чёткая», ведение «короткое», окончание «резкое» и без участия языка, разделённость (звуки сокращаются вдвое).

4. Staccatissimo Быстрый толчок языка при атаке, окончание c участием языка, разделённость, максимальная краткость. Атака простая, окончание c участием языка, разделённость (соотношение звука и цезуры возможно варьировать).

5. Nonlegato Смягчённый толчок языка при атаке, окончание с участием языка, разделённость.

6. Portato Предельно мягкий толчок языка при атаке, слитность.

7. Legato «Исполнение» звука без участия языка, слитность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: