Типовые оценочные средства




Промежуточная аттестация по дисциплине – экзамен в устной форме. Время и место проведения экзамена устанавливается в соответствии с расписанием экзаменационной сессии. Продолжительность работы – 1 час 30 минут. Экзаменационный билет состоит двух частей, предполагающих устное собеседование по двум вопросам и решение типовой задачи на компьютере.

Структура экзаменационной работы обучения Разделы, содержание дисциплины Проверяемые результаты обучения Критерии оценки Макс. балл
1-2 Теоретические вопросы билета Раздел 1. Раздел 1. Общие основы методики преподавания истории как педагогическая наука педагогическая наука. Раздел 2. Факторы школьного процесса обучения обществознанию З (ОПК-1), У (ОПК-1), В (ОПК-1); З (ОПК-2), У (ОПК-2), В (ОПК-2); З (ОПК-3), У (ОПК-3), В (ОПК-3); З (ПК-1), У(ПК-1), В (ПК-1); З (ПК-3), У (ПК-3), В (ПК-3); З (ПК-4), У(ПК-4), В (ПК-4); З (ПК-5), У(ПК-5), В(ПК-5), З (ПК-6), У (ПК-6), В (ПК-6) Содержание ответа 7-8Содержание ответа в целом соответствует теме задания. В ответе отражены все основные проблемы вопроса. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют фактические ошибки. 5-6 баллов: Содержание ответа в целом соответствует теме задания. В ответе отражено большинство основных проблем вопроса. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки. 2- 4 баллов: Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Большинство основных проблем вопроса отражены в ответе лишь частично или не отражены. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, присутствуют фактические ошибки. 0-1 балла: Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени. Основные проблемы вопроса в ответе не отражены. Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок - многие факты (данные) либо искажены, либо неверны. Понимание содержание знания 6 балов: Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики. 4-5 баллов: Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Изложение отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами). 2-3 балла: Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур. Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Нет собственной точки зрения, либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам. 0-1 балла: Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины. Отсутствует. аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры либо они неадекватны. Структура и логика ответа 4 балла: Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы - аргументация - выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла. 3 балла: Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы - аргументация - выводы. Объем ответа по объему незначительно (на 10-15%) отличается от заданных рамок при сохранении смысла. 1-2 балла: Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа разорваны логически, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы - аргументация - выводы. Малый объем ответа в существенной степени повлиял на его содержательную сторону. 0 баллов: Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы - аргументация - выводы. Объем ответа крайне мал (более чем в 2 раза меньше установленной нормы). Исполнение 2 балла: Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистических оборотах, манере изложения, по словарному запасу. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена аккуратно, без особых помарок и исправлений. 1 балл: Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть единичные орфографические ошибки. Работа выполнена аккуратно, без значительных помарок и исправлений. 0 баллов: Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте, в терминах и именах собственных. Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений   20+20          
           

 

Теоретические вопросы для промежуточной аттестации по дисциплине

1. Методика преподавания истории как педагогическая наука: предмет, задачи, функции, методы.

2. Основные факторы школьного процесса обучения, их характеристика. Современные тенденции в организации исторического образования.

3. Профессиональный портрет учителя истории.

4. Личностно-ориентированное обучение, индивидуальные особенности познавательной сферы учащихся, особенности методики реализации индивидуального подхода.

5. Линейная и концентрическая структуры исторического образования.

6. Исторические знания и их компоненты.

7. Концепции и модели исторического образования в школе.

8. Дифференцированное обучение истории, организация обучения истории в школах разного типа.

9. Технологический подход в обучении истории, конструирование технологии обучения.

10. Инновационные технологии в преподавании истории.

11. Нормативное обеспечение учебного процесса. Государственный образовательный стандарт по истории.

12. Современные учебные программы по истории, их роль в работе учителя.

13. Современная структура исторического образования: учебные планы, курсы истории, учебники.

14. Система уроков истории. Тематическое и поурочное планирование в обучении истории.

15. Учебно-методический комплекс по истории: содержание, применение в школе.

16. Учебник истории: структура, компоненты, требования к нему; виды заданий по учебнику в разных возрастных группах учащихся.

17. Основные черты и краткая характеристика учебников нового поколения.

18. Основные черты учебного познания истории, руководство учебной деятельностью школьников, источники знаний в школьном обучении истории, этапы формирования знаний в процессе обучения истории.

19. Понятие об учебных умениях учащихся, их классификация. Основные умения учащихся, вырабатываемые в процессе изучения истории. Этапы формирования учебных умений школьников.

20. Способы формирования умений учащихся. Виды познавательных заданий.

21. Понятие о методах, методических приемах и средствах обучения. Классификации методов по источникам познания и по уровню познавательной деятельности. Критерии выбора методов обучения.

22. Устное изложение. Понятие «словесные методы». Приемы и средства конкретизации. Беседа на уроках истории.

23. Проблемное обучение истории.

24. Нетрадиционные методы обучения истории.

25. Функции проверки знаний и умений учащихся. Формы, виды и приемы проверки знаний и умений учащихся.

26. Современные требования к уроку истории. Содержание подготовки учителя к уроку. Этапы и функции подготовки и проведения урока.

27. Урок истории: основные условия организации обучения, типология урока, структура урока. Соотношение типов и форм урока истории.

28. Комбинированный урок и его структура.

29. Уроки повторения и обобщения изученного материала.

30. Урок-лекция и урок-семинар

31. Нетрадиционные формы проведения уроков.

32. Фронтальная, групповая, индивидуальная формы учебной работы на уроке истории.

33. Методика формирования временных представлений. Методические приемы и средства изучения хронологии; виды познавательных заданий учащимся.

34. Методика формирования локальных представлений.

35. Методика изучения исторических терминов и понятий.

36. Методика формирования интеллектуальных умений учащихся на уроках истории.

37. Методика формирования практических умений учащихся в процессе обучения истории.

38. Изобразительная наглядность и методика работы с ней на уроке истории.

39. Использование художественной литературы в обучении истории.

40. Применение исторических документов в обучении истории, их классификация. Роль документов в историческом образовании, воспитании и развитии учащихся.

41. Письменно-графические приемы и средства изучения теоретического и фактического материала.

42. Мониторинг исторической образованности: результаты исторического образования, критерии сформироанности и уровни развития исторического сознания.

43. Функции и задачи самостоятельной работы учащихся, организация самостоятельной работы учащихся.

44. Историческое краеведение в современной школе.

45. Содержание, формы и средства внеурочной работы по истории, ее роль в историческом образовании, воспитании и развитии учащихся.

 

Макет экзаменационного билета

Утверждаю:

Зав. кафедрой

к.т.н., доцент ___________

В.Н. Волков

«____» ______________ 20__г.

13.04.02 1

курс о

ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» Институт приборостроения, автоматизации и информационных технологий

Кафедра информационных систем

Дисциплина «Методика преподавания истории»

Билет № 1

1. Типы и виды уроков истории.

2. Методика формирования исторических понятий.

 

Разработал: доцент, к.п.н._________________ Воронкова Л.В.

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры

«__» _______ 20__г.

Протокол № _

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: