ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ. КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ




ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ

 

 

Воронкова Любовь Викторовна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Методика преподавания истории

 

Направление подготовки (специальность) 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

Профиль (специализация/направленность) История и Обществознание

Квалификация (степень) бакалавр

Форма обучения очная

 

 

 

Автор: кандидат педагогических наук, доцент Воронкова Л.В.

Рецензент (при наличии)

ученая степень, учен. звание, должность, место работы, ФИО

 

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) по направлению, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 9.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории и регионоведения

Протокол № 1 от 1 сентября 2017 г.

Зав. кафедрой д.и.н., профессор Т.Н. Гелла __________________

(подпись)

Рабочая программа согласована с кафедрой, за которой закреплено направление подготовки (специальность) / руководителем образовательной программы

Зав. кафедрой / РОП д.и.н., профессор Т.Н. Гелла __________________

(подпись)

Рабочая программа утверждена на заседании НМС исторического факультета

Протокол № 1 от 1 сентября 2017 г.

Председатель НМС к.и.н., доцент И.Л. Ашихмин _________________

(подпись)


 

Содержание

 

№ п/п Заголовки разделов Стр.
1. Цели и задачи освоения дисциплины (модуля)  
2. Место дисциплины (модуля) в структуре ООП  
3. Планируемые результаты обучения по дисциплине  
4. Структура дисциплины (модуля) и распределение ее трудоемкости  
5. Содержание учебной дисциплины (модуля)  
6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы  
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)  
8.     9.     10.     11.   12. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю) Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Лист регистрационных изменений                
13. Приложение к РПД. Фонд оценочных средств  
     
     

 


 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель дисциплины «Методика преподавания история» является теоретическая и практическая подготовка студента к реализации образовательного процесса в рамках преподавания школьного курса «История» на основе требований ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.5 Педагогическое образование Направленность (профиль) Историческое образование

Задачи дисциплины:

§ Формирование целостного представления о системе школьного исторического образования, основных процессах и особенностях ее развития.

§ формирование у студентов системы знаний о сущности, содержании, месте, структуре школьного исторического образования и о методике обучения истории;

§ выработка практических умений и навыков, необходимых для обеспечения высокой эффективности деятельности будущего учителя обществознания.

§ усвоение обучающимися теоретических знаний и практических умений по проблемам преподавания курса «История» в средних и средних специальных учебных заведениях.

§ обучение студентов рассмотрению проблемы методики преподавания сквозь призму деятельностного и личностного подходов;

§ формирование у обучающихся умений отбора учебного материала, использования различных методических приемов, средств и форм обучения.

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Блок Б1.В.ОД.22. Дисциплина «Методика преподавания истории» относится к базовым дисциплинам учебного плана бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 - «Педагогическое образование», профилю обучения «История и обществознание». Дисциплина изучается в 5, 6 и в 7, 8 семестрах. До изучения данной дисциплины студенты овладевают знаниями по таким дисциплинам, как «Психология», «Педагогика», «Профессиональная этика», «Философия», «История древнего мира», «История России», «История средних веков» и др.

Дисциплина «Методика преподавания истории» готовит студентов к реализации полученных умений и навыков в рамках педагогической практики. Приступая к изучению дисциплины «Методика преподавания истории» студенты должны обладать знаниями в области теоретических и практических основ педагогической деятельности, понимать её особенности, уметь выстраивать систему логической аргументации, быть готовыми к освоению нового теоретического материала.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине
Требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам
ОПК-1 способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения Знать концепцию исторического образования, принципы формирования нового содержания, цели курса «История», способы их конкретного воплощения при планировании целей курса; - современные образовательные технологии и активные методы обучения.
Уметь - применять философские и социогуманитарные знания для организации уроков истории; - включать данные базовых наук «История древнего мира», «История средних веков», «История России» при конструировании, урока истории, используя различные методологические подходы к анализу исторических явлений прошлого и современности; - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации.
Владеть основами философских и исторических знаний для формирования научного мировоззрения учащихся на уроках истории.
ОПК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции Знать - задачи, условия для формирования духовно- ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире на основе учёта закономерностей исторического развития; - основные механизмы формирования гражданской позиции учащихся;
Уметь использовать исторические знания для формирования основ нравственного воспитания гражданственности, понимания национальных и общечеловеческих ценностей, социализации личности;
Владеть - навыками приобщения учащихся к социально значимой деятельности и формирования гражданской позиции.
ОПК-3 способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве. Знать - базовые знания о компьютерных программах и цифровых образовательных ресурсов в преподавании истории.
Уметь - использовать основные математические действия и приемы для проведения учебно-воспитательного процесса в рамках учебного курса «История» - использовать ведущие естественно-научные концепции для оптимизации учебно-воспитательного процесса; -использовать методы математической статистики для обработки результатов учебно-воспитательного процесса; - использовать основные компьютерные программы для оптимизации учебно-воспитательного процесса
Владеть -навыками обработки результатов методами математической статистики, - навыками работы на компьютере; - навыками интерпретации полученных результатов о ходе учебно-воспитательного процесса на основе естественнонаучных концепций.
ПК-1 готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов Знать - нормативные и программные документы, необходимых для средней школы, чтобы реализовывать «учебные программы базовых и элективных курсов в процессе преподавания истории; - концепцию исторического образования, принципы формирования нового содержания, цели курса «Истории», способы их конкретного воплощения при планировании целей раздела, темы курса, отдельного урока; - познакомиться с новейшими достижениями методики обучения истории, с современными образовательными технологиями.
Уметь осуществлять анализ образовательных программ: определять структуру и содержание образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов; - применять рабочие программы при организации уроков истории; - проводить структурно-функциональный анализ учебного материала по истории, выделять его структурные компоненты, прогнозировать образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи изучаемого материала, гуманистические и демократические ценностные ориентиры; - отбирать приемы и средства учебной работы, педагогические технологии и информационную среду.
Владеть - приемами обобщения опыта разработки и реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов; - навыками организовывать учебно-воспитательный процесс в системе общего образования по учебному предмету «История».
ПК-3 способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности Знать - особенности влияния содержания исторических занятий на формирование личности обучающегося; - особенности духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в рамках изучения курса «Истории».
Уметь - осуществлять воспитательный процесс духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях общего образования; - осуществлять планирование и реализацию воспитательного процесса в учебной и внеучебной деятельности; - уметь эффективно использовать методы воспитания при организации учебной и внеучебной деятельности средствами курса «История».
Владеть - навыками осуществления духовно-нравственного развития обучающихся в рамках изучения курса «История»; - использование интерактивных технологий обучения и воспитания учащихся.
ПК-4 способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов Знать - основы теоретические основы педагогики и методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях
Уметь - осознанно и последовательно применять знания о педагогических технологиях и методиках формирования у учащимися личностных, метапредметных и предметных компетенций средствами учебной дисциплины «Истории».
Владеть - навыками применять педагогические технологии и методики для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподавания учебной дисциплины «Истории».
ПК-5 способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся Знать - способы адаптации учащихся в процессе изучения истории в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); принципы, формы, направления и критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Уметь - использовать полученные теоретические знания о педагогическом сопровождении учащихся в процессе социализации и профессионального самоопределения и организовывать воспитательные ситуации; -применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; - использовать средства учебной дисциплины «Истории» для социализации учащихся.
Владеть - навыками применения полученных знаний о педагогическом сопровождении социализации и профессионального самоопределения обучающихся в процессе преподавания обществознания в общеобразовательных организациях;
ПК-6 готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса Знать - знать классификацию уроков обществознания, их основные типы и формы, структурные компоненты, определять основные требования к уроку, его особенности как целостной системы, планировать и разрабатывать различные формы и типы урока, в том числе учебные, деловые и ролевые игры; - основные этапы подготовки учителя к уроку истории.
Уметь - использовать методы, средства и формы обучения для эффективного взаимодействия участников процесса обучения на уроке истории; - уметь разрабатывать дидактические материалы, составлять технологическую карту урока, проводить самоанализ и анализ посещенных уроков на основе алгоритма, готовить «учебный пакет» к уроку.
Владеть - навыками управления учебно-познавательным процессом в рамках изучения курса «Истории» - методикой разработки технологической карты урока по обществознанию, грамотно общаться с учениками в школе, быть «способным к общению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения»; - навыками устанавливать контакты и поддерживать деловое взаимодействие с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды. - практическими умениями преподавания курса «Истории».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: