ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И РЕГИОНОВЕДЕНИЯ
Воронкова Любовь Викторовна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Методика преподавания истории
Направление подготовки (специальность) 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профиль (специализация/направленность) История и Обществознание
Квалификация (степень) бакалавр
Форма обучения очная
Автор: кандидат педагогических наук, доцент Воронкова Л.В.
Рецензент (при наличии)
ученая степень, учен. звание, должность, место работы, ФИО
Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) по направлению, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. № 9.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры всеобщей истории и регионоведения
Протокол № 1 от 1 сентября 2017 г.
Зав. кафедрой д.и.н., профессор Т.Н. Гелла __________________
(подпись)
Рабочая программа согласована с кафедрой, за которой закреплено направление подготовки (специальность) / руководителем образовательной программы
Зав. кафедрой / РОП д.и.н., профессор Т.Н. Гелла __________________
(подпись)
Рабочая программа утверждена на заседании НМС исторического факультета
Протокол № 1 от 1 сентября 2017 г.
Председатель НМС к.и.н., доцент И.Л. Ашихмин _________________
(подпись)
Содержание
№ п/п | Заголовки разделов | Стр. |
1. | Цели и задачи освоения дисциплины (модуля) | |
2. | Место дисциплины (модуля) в структуре ООП | |
3. | Планируемые результаты обучения по дисциплине | |
4. | Структура дисциплины (модуля) и распределение ее трудоемкости | |
5. | Содержание учебной дисциплины (модуля) | |
6. | Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля) и учебно-методического обеспечения самостоятельной работы | |
7. | Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) | |
8. 9. 10. 11. 12. | Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля) Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля) Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю) Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Лист регистрационных изменений | |
13. | Приложение к РПД. Фонд оценочных средств | |
|
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины «Методика преподавания история» является теоретическая и практическая подготовка студента к реализации образовательного процесса в рамках преподавания школьного курса «История» на основе требований ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.5 Педагогическое образование Направленность (профиль) Историческое образование
Задачи дисциплины:
§ Формирование целостного представления о системе школьного исторического образования, основных процессах и особенностях ее развития.
|
§ формирование у студентов системы знаний о сущности, содержании, месте, структуре школьного исторического образования и о методике обучения истории;
§ выработка практических умений и навыков, необходимых для обеспечения высокой эффективности деятельности будущего учителя обществознания.
§ усвоение обучающимися теоретических знаний и практических умений по проблемам преподавания курса «История» в средних и средних специальных учебных заведениях.
§ обучение студентов рассмотрению проблемы методики преподавания сквозь призму деятельностного и личностного подходов;
§ формирование у обучающихся умений отбора учебного материала, использования различных методических приемов, средств и форм обучения.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Блок Б1.В.ОД.22. Дисциплина «Методика преподавания истории» относится к базовым дисциплинам учебного плана бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 - «Педагогическое образование», профилю обучения «История и обществознание». Дисциплина изучается в 5, 6 и в 7, 8 семестрах. До изучения данной дисциплины студенты овладевают знаниями по таким дисциплинам, как «Психология», «Педагогика», «Профессиональная этика», «Философия», «История древнего мира», «История России», «История средних веков» и др.
Дисциплина «Методика преподавания истории» готовит студентов к реализации полученных умений и навыков в рамках педагогической практики. Приступая к изучению дисциплины «Методика преподавания истории» студенты должны обладать знаниями в области теоретических и практических основ педагогической деятельности, понимать её особенности, уметь выстраивать систему логической аргументации, быть готовыми к освоению нового теоретического материала.
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Формируемые компетенции | Планируемые результаты обучения по дисциплине | ||
Требования к формируемым знаниям, умениям и навыкам | |||
ОПК-1 | способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения | Знать | концепцию исторического образования, принципы формирования нового содержания, цели курса «История», способы их конкретного воплощения при планировании целей курса; - современные образовательные технологии и активные методы обучения. |
Уметь | - применять философские и социогуманитарные знания для организации уроков истории; - включать данные базовых наук «История древнего мира», «История средних веков», «История России» при конструировании, урока истории, используя различные методологические подходы к анализу исторических явлений прошлого и современности; - учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации. | ||
Владеть | основами философских и исторических знаний для формирования научного мировоззрения учащихся на уроках истории. | ||
ОПК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции | Знать | - задачи, условия для формирования духовно- ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире на основе учёта закономерностей исторического развития; - основные механизмы формирования гражданской позиции учащихся; |
Уметь | использовать исторические знания для формирования основ нравственного воспитания гражданственности, понимания национальных и общечеловеческих ценностей, социализации личности; | ||
Владеть | - навыками приобщения учащихся к социально значимой деятельности и формирования гражданской позиции. | ||
ОПК-3 | способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве. | Знать | - базовые знания о компьютерных программах и цифровых образовательных ресурсов в преподавании истории. |
Уметь | - использовать основные математические действия и приемы для проведения учебно-воспитательного процесса в рамках учебного курса «История» - использовать ведущие естественно-научные концепции для оптимизации учебно-воспитательного процесса; -использовать методы математической статистики для обработки результатов учебно-воспитательного процесса; - использовать основные компьютерные программы для оптимизации учебно-воспитательного процесса | ||
Владеть | -навыками обработки результатов методами математической статистики, - навыками работы на компьютере; - навыками интерпретации полученных результатов о ходе учебно-воспитательного процесса на основе естественнонаучных концепций. | ||
ПК-1 | готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов | Знать | - нормативные и программные документы, необходимых для средней школы, чтобы реализовывать «учебные программы базовых и элективных курсов в процессе преподавания истории; - концепцию исторического образования, принципы формирования нового содержания, цели курса «Истории», способы их конкретного воплощения при планировании целей раздела, темы курса, отдельного урока; - познакомиться с новейшими достижениями методики обучения истории, с современными образовательными технологиями. |
Уметь | осуществлять анализ образовательных программ: определять структуру и содержание образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов; - применять рабочие программы при организации уроков истории; - проводить структурно-функциональный анализ учебного материала по истории, выделять его структурные компоненты, прогнозировать образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи изучаемого материала, гуманистические и демократические ценностные ориентиры; - отбирать приемы и средства учебной работы, педагогические технологии и информационную среду. | ||
Владеть | - приемами обобщения опыта разработки и реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов; - навыками организовывать учебно-воспитательный процесс в системе общего образования по учебному предмету «История». | ||
ПК-3 | способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности | Знать | - особенности влияния содержания исторических занятий на формирование личности обучающегося; - особенности духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в рамках изучения курса «Истории». |
Уметь | - осуществлять воспитательный процесс духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях общего образования; - осуществлять планирование и реализацию воспитательного процесса в учебной и внеучебной деятельности; - уметь эффективно использовать методы воспитания при организации учебной и внеучебной деятельности средствами курса «История». | ||
Владеть | - навыками осуществления духовно-нравственного развития обучающихся в рамках изучения курса «История»; - использование интерактивных технологий обучения и воспитания учащихся. | ||
ПК-4 | способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов | Знать | - основы теоретические основы педагогики и методики преподавания истории и обществоведческих дисциплин в общеобразовательных организациях |
Уметь | - осознанно и последовательно применять знания о педагогических технологиях и методиках формирования у учащимися личностных, метапредметных и предметных компетенций средствами учебной дисциплины «Истории». | ||
Владеть | - навыками применять педагогические технологии и методики для достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподавания учебной дисциплины «Истории». | ||
ПК-5 | способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся | Знать | - способы адаптации учащихся в процессе изучения истории в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС); принципы, формы, направления и критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения учащихся. |
Уметь | - использовать полученные теоретические знания о педагогическом сопровождении учащихся в процессе социализации и профессионального самоопределения и организовывать воспитательные ситуации; -применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии; - использовать средства учебной дисциплины «Истории» для социализации учащихся. | ||
Владеть | - навыками применения полученных знаний о педагогическом сопровождении социализации и профессионального самоопределения обучающихся в процессе преподавания обществознания в общеобразовательных организациях; | ||
ПК-6 | готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса | Знать | - знать классификацию уроков обществознания, их основные типы и формы, структурные компоненты, определять основные требования к уроку, его особенности как целостной системы, планировать и разрабатывать различные формы и типы урока, в том числе учебные, деловые и ролевые игры; - основные этапы подготовки учителя к уроку истории. |
Уметь | - использовать методы, средства и формы обучения для эффективного взаимодействия участников процесса обучения на уроке истории; - уметь разрабатывать дидактические материалы, составлять технологическую карту урока, проводить самоанализ и анализ посещенных уроков на основе алгоритма, готовить «учебный пакет» к уроку. | ||
Владеть | - навыками управления учебно-познавательным процессом в рамках изучения курса «Истории» - методикой разработки технологической карты урока по обществознанию, грамотно общаться с учениками в школе, быть «способным к общению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения»; - навыками устанавливать контакты и поддерживать деловое взаимодействие с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды. - практическими умениями преподавания курса «Истории». |