Рассматривается ратификация Украиной Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата и проблема газообразных промышленных выбросов, а также некоторые возможности ее решения на базе отечественных технологий.
до определенного этапа развития человеческого общества в природе существовало экологическое равновесие, то есть деятельность человека не нарушала основных природных процессов или очень незначительно влияла на них. В ХХ веке ситуация изменилась. С бурным развитием науки, промышленности, энергетики, сельского хозяйства возросло и продолжает расти вредное воздействие индустриальной деятельности человека на окружающую среду.
Наблюдаемые в течение последнего столетия климатические изменения стали одной из наиболее широко дискутируемых глобальных проблем. Большое внимание ученых привлекает медленный, но неотвратимый рост среднегодовой температуры. Уже сейчас глобальное потепление ведет к изменению режима циркуляции океанических течений со всеми вытекающими отсюда последствиями для глобальных и региональных погодных условий. К примеру, по результатам проведенной в конце 2004 года оценки воздействия на окружающую среду Арктики выяснилось, что масса льда в Северном ледовитом океане уменьшается в среднем на 8 % в год, а это равно территории штатов Техас и Аризона, вместе взятых. С таянием ледников возрастает уровень вод Мирового океана, что может привести к затоплению прибрежных территорий и даже некоторых государств. Помимо этого, глобальное потепление ведет к изменениям климата и, как следствие, исчезновению некоторых биологических видов и появлению новых.
Рост температуры на планете неизменно связывают с так называемым «парниковым эффектом».
|
Парниковый эффект, безусловно, один из основных факторов, влияющих на климат. Благодаря присутствию парниковых газов в атмосфере средняя температура земной поверхности поддерживается на уровне 33ос, что и создает условия для существующего на Земле многообразия жизненных форм, включая человека и созданную им цивилизацию.
Главным же источником растущей обеспокоенности являются такие бесспорно существующие и взаимно связанные явления, наблюдаемые на протяжении последних 100-150 лет, как увеличение антропогенной эмиссии парниковых газов, прежде всего СО2 и СН4, рост концентрации этих газов в атмосфере и повышение средней температуры земной поверхности примерно на 0,6-0,8 ос за последнее столетие, что побуждает политическую элиту под давлением общественного мнения предпринимать (или хотя бы декларировать) меры, направленные на сокращение антропогенной эмиссии этих газов. «Эмоциональной» основой этого является уже утвердившееся в массовом сознании понимание того, что, по выражению В.И. Вернадского, человек стал «основной геологообразующей силой планеты», и антропогенная деятельность вполне способна влиять на изменение ее климата. Основным же научным аргументом в пользу такой интерпретации является именно рост атмосферной концентрации парниковых газов, в т. ч. диоксида углерода до более 360 ррm и метана до 1,7 ррm к концу ХХ столетия. Поэтому научная общественность, несмотря на отсутствие достоверных данных о вкладе антропогенной деятельности в рост парникового эффекта и изменение климата, в целом поддерживает меры политического и экономического характера (например, Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Киотский протокол к ней и др.), направленные на уменьшение выбросов парниковых газов. К принятию таких мер подталкивают и объективные данные о нарастающей неустойчивости глобальных атмосферных процессов, косвенно свидетельствующие о повышении вероятности перестройки климата.
|
К основным парниковым газам относят СО2, СН4, N2O, SF6. Эти газы сильно различаются не только по своей концентрации в атмосфере, но и коэффициентам поглощения инфракрасного излучения (ИК).
Основным парниковым газом и с точки зрения его влияния на изменение климата (более 70 %), и с точки зрения естественных и антропогенных потоков и концентрации в атмосфере, является диоксид углерода.
Второй по значению парниковый газ – метан. Его вклад в антропогенный парниковый эффект оценивается в 18-19 %.
Также на климатические процессы влияет атмосферная концентрация водяных паров и концентрация озона в стратосфере.
Однако глобальные модели, на которых основаны современные прогнозы, содержат большие неточности в определении базовых параметров, прежде всего естественных истоков и стоков парниковых газов в атмосфере, которые пока еще, как правило, значительно превышают антропогенные потоки.
В принципе существуют вполне достаточные неантропогенные причины наблюдаемого изменения средней температуры земной поверхности, которые могут быть связаны с долговременной эволюцией или циклическими колебаниями климата, вызываемыми изменением солнечной активности, параметров земной орбиты и наклона земной оси, геологической эволюцией планеты, в т.ч. изменением скорости ее дегазации, вулканической активности, теплосодержания океанических вод и т.д. Причем повышение концентрации СО2 и метана в атмосфере может быть не причиной, а прямым следствием этих явлений.
|
Тем не менее, в 1992 г. в Нью-Йорке была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), где была установлена необходимость снижения антропогенного влияния на биосферу. А в декабре 1997 г. в Киото прошла Конференция ООН по изменению климата, где мировому сообществу впервые удалось договориться о взаимоприемлемых количественных обязательствах по ограничению и сокращению объёма техногенных выбросов парниковых газов. Суть соглашения заключается в том, что развитые страны, как и страны с переходной экономикой, приняли обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, а в качестве точки отсчета (базового уровня) взят 1990 г. Присоединившиеся к Конвенции страны должны сократить свои выбросы до базового уровня. Те же страны, выбросы которых не превышают базового уровня, получают право на торговлю квотами на выбросы.
Предусмотренная Киотским протоколом цель – достижение ведущими индустриальными странами к 2012 г. уровня эмиссии парниковых газов в 95 % от уровня 1990 г. – очень тяжелая задача. Определение количественных обязательств стран-сторон Протокола требует ясности касательно временных рамок, набора газов, которые охватывает Рамочная конвенция, основы для их сравнения, а также правил мониторинга, отчетности и проверки соответствия требованиям. И при этом нет никакой уверенности, что это окажет существенное влияние на климат ХХI века. У специалистов нет твердой уверенности в том, что серьезные меры и ограничения, накладываемые Протоколом и требующие огромных расходов, действительно будут оправданы. Помимо этого, стремление сделать обстоятельства максимально эффективными с экономической точки зрения привело к беспрецедентному в международном праве решению объединить в одном документе такие три различных механизма, как совместная реализация, механизм чистого развития и международная торговля выбросами.
Совместная реализация позволяет странам заявлять о своем праве на сокращение выбросов, образовавшихся в результате инвестирования в других промышленно развитых странах и могущих быть предметом передачи эквивалентного количества «единиц сокращения выбросов» между двумя странами. Иностранный производитель при таком механизме финансирует экологические проекты, например, в Украине, а уменьшение выбросов засчитывает на свою квоту. Экономическая эффективность таких схем очевидна: уровень технологий экологически грязных производств в том же ЕС таков, что стоимость их улучшения намного выше, чем в развивающихся странах. Так, по оценкам экспертов Мирового банка, на каждую тонну снижения выбросов СО2 в Украине необходимо затратить всего 7 $, в России – 20 $. В развитых странах эти затраты составляют: в США – 190 $, ЕС – 270 $, в Японии – 600 $.
Механизм чистого развития предусматривает аналогичные проекты сокращения выбросов в развивающихся странах с целью получения «сертифицированных сокращений выбросов» для дальнейшего использования инвестором. Протокол требует, чтобы такие проекты содействовали устойчивому развитию в странах, получающих инвестиции, и помогали бы им участвовать в реализации конечной цели Конвенции – стабилизации климата.
Международная торговля выбросами разрешает передачу части национальных квот на выбросы – «единиц установленного объема» другим странам. Так как основным парниковым газом является СО2, торговля именно квотами углекислого газа способна принести наибольшую выгоду. По подсче-там экспертов Украина, исходя из нынешних показателей, сможет предложить на рынок квоту на 146 млн. т углекислого газа ежегодно, и является вторым по величине потенциальным продавцом СО2 (после России с 300 млн. т).
К настоящему моменту механизм Киотского протокола всё же вступил в силу. для этого потребовалась ратификация его основными странами-участницами, на долю которых приходится значительный процент от общих выбросов. К этим странам относятся Россия и Украина, которые после длительных колебаний и споров всё же присоединились к остальным странам-участницам.
Верховная Рада Украины ратифицировала Киотский Протокол к Рамочной Конвенции ООН об изменении климата 4 февраля 2004 г. Позднее Украиной был сделан ряд конкретных шагов, направленных на выполнение национальных обязательств в соответствии с конвенцией. Однако при этом почти ничего не было сделано для развития институционального потенциала, необходимого для участия в гибких Киотских механизмах с целью максимизации доходов, связанных с международной торговлей выбросами и проектами совместной реализации.
Ратификация Украиной Киотского протокола является скорее политико- экономическим, нежели экологическим шагом. Тем не менее, полностью исключать экологический потенциал соглашения не стоит. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть два вполне вероятных сценария будущих структурных изменений в экономике Украины.
Один из них условно можно назвать «чистым», а другой – «грязным» (табл.1). Как «чистый», так и «грязный» сценарий развития национальной экономики могут обеспечить одинаковые темпы роста ВВП.
Таблица 1.
Тип сценария | Доля в выпуске продукции, % | ||
«Грязный»: І группа ІІ группа | |||
ВСЕГО: | |||
«Чистый»: І группа II группа | |||
ВСЕГО: | |||
к i группе отраслей относятся топливно-энергетический комплекс, черная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, а ко II – машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, легкая и пищевая промышленность. |
Однако выбросы углерода, связанные с использованием органического топлива, будут при этом существенно отличаться (рис.1), поскольку приоритетное развитие І или ІІ группы отраслей промышленности связано с различной интенсивностью использования энергии.
Рисунок 1 – Прогноз выбросов «энергетического» углерода в соответствии с «чистым» и «грязным» сценариями
Из рисунка видно, что «экологически дружественная» реструктуризация национальной экономики может впоследствии стать и экономически более выгодной.
Кроме того, в настоящее время снижению газообразных выбросов в атмосферу способствует установка на промышленных предприятиях очистного оборудования. В рамках Протокола эту задачу можно решить с помощью механизма совместной реализации, но тогда квоты, полученные в результате, будут принадлежать странам-инвесторам.
Используя средства от продажи уже имеющихся на сегодняшний день «излишков» квот, можно снизить газообразные выбросы предприятий, установив на них качественное украинское очистное оборудование и поддержав тем самым отечественного производителя. Снижение же выбросов приведет к увеличению «излишков» и, соответственно, к увеличению прибыли от их продажи.
Таким образом, внимательно оценив возможности Украины в рамках Киотского протокола, можно прийти к выводу, что реструктуризация экономики и экологизация промышленности могут быть не только экологически, но и экономически выгодными для нашего государства.
И, хотя, по мнению некоторых специалистов, Протокол не решит проблему глобального потепления, зато научит нас разумнее расходовать природные ресурсы и заботиться об окружающей нас среде.