Дух предпринимательства преобразует экономику




Городская торговля

Торговые компании и монополии

Банки и биржи

Зарождение капиталистических отношений

 

С течением времени и появлением большего количества возможностей в Европе появлялись люди, в руках которых были сосредоточены огромные состояния. Эти люди не боялись рисковать, и риск оправдывался. На этом уроке вам предстоит узнать, каким образом деньги оказывались в руках новых предпринимателей и что они для этого делали.

Городская торговля. Первым делом узнаем об изменениях на городских рынках. Они росли вместе с городами. С целью сделать город более чистым, убрать с улиц излишнюю толпу рынки стали переносить к городским воротам. Новшеством стало появление крытых рынков, которые популярны до сегодняшних дней.

Чаще всего они были специализированными, то есть продавали только какие-то определенные товары. Так, например, лондонский рынок Блэ́куэлл холл специализировался на шерсти и ткани. Своими размерами поражал крытый рынок в Париже. Он включал в себя несколько торговых объектов, на каждом из которых продавались свои товары.

Все необходимое можно было купить не только на рынке. В городах было множество торговых лавок. Только работали там уже не хозяева, а специально нанятые люди – торговцы. Хозяин мог больше времени уделять производству товара.

Неотъемлемым элементом городских улиц были разносчики товаров, которые продавали их в любом удобном месте. Это могли быть выходцы из сельской местности.

Товары, которые они производили в деревне, привозились в город и обменивались на другие. Можно было поменять шерсть на книги, лекарства,предметы для дома. Затем это всё разносчики продавали людям, которые жили вдалеке от торговых лавок либо скапливались на самых оживленных улицах. В день они могли пройти до 20 километров. Власти крупных городов нередко предпринимали меры для того, чтобы выгнать разносчиков с улиц, но чаще всего это не приносило результата. Иногда жители одной деревни объединялись и создавали целую торговую сеть. Также именно разносчики были авторами первой устной рекламы. Ведь они ходили и громко нахваливали свой товар. Именно от слова «выкрикивать» и произошло название «реклама».

Великие географически открытия способствовали тому, что на столах и в домах европейцев появились невиданные до этого продукты и товары. Их привозили из самых разных стран. А портовые города Европы росли и развивались. Антве́рпен в то время называли «воротами Европы», потому что именно в этот город приходили корабли с новыми товарами, которые потом распространялись по всей Европе.

Торговые компании и монополии. Однако купцы не рисковали средствами и не могли заниматься морской торговлей в одиночку. Чтобы обезопасить себя они создавали торговые компании. В Лондоне они делились на «ливре́йные компании » и «регулируемые компании ». Ливре́йные возникали в пределах одного города и объединяли торговцев одной отрасли. Представителями регулируемых компаний могли быть торговцы абсолютно разных отраслей. Для того чтобы к ним присоединиться, необходимо было платить взносы. Только в этом случае купец допускался в компанию. В Италии и Германии торговые компании были в основном семейными.

С активным развитием торговли появилось новое понятие: Монопо́лия – исключительное право на производство или торговлю с какой-либо страной.

Права монополии добились созданные в Европе торговые морские компании. Познакомимся с Голландской Ост-Индской компанией. Первым шагом к ее созданию стало желание голландских купцов обезопасить свое продвижение в Азию и начать торговлю без посредников. Ими была создана компания «Ван Верре», что переводится как «издалека». Однако у них появились многочисленные конкуренты. И тогда голландское правительство с целью устранения споров между купцами объединило их в 1602 году в единую компанию, которая получила название «Ост-Индская». Каждому участнику компании было предложено приобрести акции и тем самым вложить средства в снаряжение экспедиций. Чем больше акций было у одного человека, тем больше денег он получал после возвращения кораблей из плавания.

К концу XVII века компания была самой богатой в мире. В дальнейшем из-за конфликтов с Британией она начала постепенно разорятся. И в конце XVIII века исчезла.

Существовала также Британская Ост-Индская компания.

Это было акционерное общество, или общество, в котором весь капитал был разделен между участниками. Королева Елизавета I дала им абсолютное право на торговые отношения с Индией. А началось все с того, что португальцы и голландцы поставляли в Европу пряности по очень большим ценам. Английские купцы решили объединить свои деньги и силы, чтобы самостоятельно предпринимать опасные путешествия в Ост-Индию. Со временем компания получила большие полномочия, такие как:

· монополия на торговлю;

· основание факто́рий – торговых поселений (позже из них выросли такие города, как Бомбей и Кальку́тта);

· создание армии;

· создание частного флота;

· сбор налогов.

Однако с течением времени правительство Англии ограничивало ее права, и в XIX веке Ост-Индская компания была ликвидирована. Обе эти компании способствовали скорейшей колонизации Индии.

Обратите внимание, насколько увеличились объемы торговли в это время. Этому способствовали великие географические открытия, которые значительно расширили мировой рынок. Европейскими странами были созданы колонии, которые являлись и источником сырья для производства, и рынками сбыта товаров.

Банки и биржи. Полученные средства было необходимо где-то хранить. Эту функцию выполняли банки, известные нам еще со Средневековья. Раньше они были частными, то есть принадлежали одному владельцу. Теперь появились государственные банки, которые принадлежали государству и управлялись им. В 1609 году в Амстердаме был создан банк, который уже в то время занимался обменом валюты и выпуском собственной. Вклады в этом банке были неприкосновенны, и город не имел права их использовать по своему усмотрению. В 1694 году в Англии появился государственный банк, который мог выдавать кредит казне Великобритании.

Новым в экономике стало появление. Биржи – места, где заказчики и продавцы могли обсудить цены на товары и заключить сделку.

Название появилось из бельгийского города Брюгге. Купцы собирались на площади, на которой находился дом богача Ван дер Бёрсе. Особенностью биржи стало то, что там не предъявлялся конкретный товар, его заменяли образцами. Лидером среди бирж стала Амстердамская, открытая в 1602 году.

Здесь появились первые ценные бумаги, которыми могли расплачиваться торговцы. Ценная бумага так называется не потому, что она сделана из какого-то дорогого материала, а потому, что она подтверждает право ее обладателя на владение каким-либо товаром или имуществом. Только представьте: каждый день на бирже появлялось больше четырех с половиной тысяч человек. Но беспорядка там не было. В общих интересах было соблюдение правил, чтобы торговец и покупатель могли быстро найти друг друга.

Зарождение капиталистических отношений. Торговля набирала все большие обороты. Количество продаваемых товаров постоянно росло. Давайте вспомним, где производились товары в Средние века. Правильно, в мастерских. А теперь представьте, сколько времени было необходимо мастеру, чтобы изготовить один экземпляр своего товара. Тем более, цеховые уставы четко определяли, сколько помогающих подмастерьев у мастера может быть, сколько станков должно находиться в мастерской, ограничивали цену на товар. Естественно, это вызывало недовольство со стороны производителей. Против цеховой организации производства активно выступал новый класс общества – буржуазия. Это были люди, которые успешно зарабатывали свой капитал на фоне изменяющихся условий. А цехи ограничивали им свободу действий. В таких условиях просто невозможно купцу быстро пополнять корзину товаров. Самые предприимчивые и богатые нашли выход из положения: они вкладывали свои деньги в производство тех товаров, которые пользовались большим спросом. Затем их продавали по выгодной для себя цене. Деньги, которые они вкладывали, называли капитал, а их самих – капиталистами.

Однако все равно не успевали в мастерских за увеличивающимся спросом. Тогда капиталисты находили обедневших горожан или крестьян и предлагали им работу за деньги, которую необходимо выполнить в определенный срок. Постепенно появилось понятие наёмных работников. Торговец мог взять шерсть и отвезти ее в одну из деревень, где проживают его работники. Через оговоренное время они ему отдавали пряжу. Торговец брал эту пряжу и вез тем, кто мог соткать из нее ткань, затем тем, кто мог изготовить из нее готовое платье. Таким образом, торговец брал процесс производства необходимого ему товара в свои руки. А сам процесс получил название

мануфакту́ра – это производство, основанное на разделении труда.

То, что каждый выполнял какую-то свою операцию, значительно облегчало и ускоряло процесс создания товара. Но это все еще было ручное производство. Работники выполняли только одну операцию, это способствовало тому, что с каждым разом все более улучшалось качество ее выполнения и совершенствовались инструменты, необходимые для ее выполнения. Таким образом, новый способ организации труда стал первым шагом к промышленному перевороту и созданию машинного производства.

Существовало два типа мануфактур – рассеянная и централизованная. В рассеянной мануфактуре все работники могли находиться на расстоянии друг от друга. В централизованной они все работали в одном помещении или доме. Существует описание мануфактуры одного богатого суконщика. На его предприятии в одном помещении размещалось 200 ткацких станков, на которых работали 200 ткачих. В обслуживании станков им помогали 200 мальчиков-учеников. В другом помещении еще 300 человек чесали и пряли шерсть. Сортировкой шерсти занимались 150 детей за минимальную плату. Только представьте себе, какие объемы работы выполнялись на мануфактурах. Появление и развитие мануфактур, на которых трудились наемные работники и в которые вкладывался капитал, положило начало развитию капитализма – строя, основанного на частной собственности и использовании наемного труда.

Чтобы обеспечивать сырьем новые производства, необходимы были изменения в сельском хозяйстве. Сохранение старых способов его организации уже не удовлетворяло растущим потребностям. Так, например, в Англии основным товаром, который шел на продажу в другие страны, стала шерсть и шерстяная ткань. Увеличивающийся спрос давал возможность увеличения цен на товар. Производители были заинтересованы в пополнении своего капитала и решились на перемены в аграрном производстве. В Англии начались процессы огораживания, о которых мы поговорим подробно на следующем уроке.

Какие же выводы мы можем сделать из сегодняшнего урока? Во-первых, в XVI– XVII веках резко увеличились объемы торговли. Это способствовало тому, что в руках людей стали скапливаться капиталы, которые необходимо было во что-то вкладывать для получения еще большей прибыли. Успешные и состоятельные торговцы применили свои средства для развития производства. Чтобы это производство удовлетворяло растущий спрос, в нем были необходимы перемены, которые и нашли свое отражение в появлении мануфактур. Все эти события приводили к тому, что постепенно складывались новые отношения между людьми – капиталистические.

Таким образом, людям, которые мыслили по-новому, удавалось создавать новый мир и приближать общество к дальнейшим переменам.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: