Игорь Алеександрович МОИСЕЕВ




ПЕДАГОГИКА ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЕ

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

1-4 классы

 

УДК 371.263 ББК 74.202.5 М74

 

Моисеев И.А. - заместитель директора Окружного методического центра Центрального окружного управления образования Департамента образования г. Москвы.

 

 

Моисеев И.А.

М74 Контроль и оценка результатов обучения: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2010. - 128 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

 

ISBN 978-5-408-00168-2

 

В издании представлены современные методические и нормативные материалы, которые не только помогут педагогу правильно подходить к оцениванию знаний учащихся начальной школы по отдельным предметам, но и позволят ознакомиться с современными нормами и критериями такой деятельности.

Материалы сборника будут интересны и полезны руководителям общеобразовательных учреждений, педагогам и родителям.

 

УДК 371.263

ББК 74.202.5

 

ISBN 978-5-408-00168-2

 


Введение

 

Современная российская школа сегодня должна «содействовать здоровью, вырабатывая единый подход к решению проблемы, основанный на научно обоснованном оздоровительно-образовательном процессе с учетом психофизиологических, типологических, половых, возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится образовательное учреждение» (см. письмо Минобразования России от 30.10.2003 № 26/4100-6 «О приведении в соответствие с действующими санитарными нормами условий обучения и пребывания детей в образовательных учреждениях»).

Качество функционирования и развития школы во многом зависит от качества нормативно-правового и методического обеспечения деятельности участников образовательного процесса.

В настоящее время в вопросах функционирования школы есть немало пробелов в нормативно-правовом и методическом обеспечении. К таким вопросам необходимо отнести оценочную деятельность участников образовательного процесса.

Нормы и критерии оценочной деятельности в начальной школе существуют по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру (письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15). Это единственные действующие нормы и критерии оценочной деятельности в начальной школе по всей территории Российской Федерации. На практике же данное письмо сегодня реализуется далеко не во всех образовательных учреждениях. В силу ряда причин значительная часть учителей использует старые нормы, официально упраздненные Минобразованием России. По другим учебным предметам в начальной школе нормы и критерии оценочной деятельности отсутствуют.

Проверка и оценка достижений школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя и педагогического коллектива в целом. Этот компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в школе.

Воспитательная функция оценки выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.

Домашнее задание является составной частью образовательного процесса, не оценивается отрицательной отметкой и предназначено для:

• сохранения и увеличения адаптивного ресурса обучающихся на различных этапах обучения;

• посильного повторения и закрепления материала, изученного на уроке;

• дифференцированного закрепления материала;

• создания условий развития творческого потенциала;

• развития навыков самостоятельной работы;

• развития навыков ученического самообразования;

• создания условий профильного обучения. Самостоятельные учебные задания и приготовление уроков

должны быть строго регламентированы. Ни в коем случае не следует превышать рекомендуемое время подготовки уроков, а по возможности его сокращать. Дело в том, что к домашним учебным заданиям во второй половине дня ребенок приступает с уже сниженной работоспособностью после всей предшествующей учебной деятельности и относительная интенсивность нагрузки для учащихся значительно повышается. Кроме того, в это время состояние большинства детей менее благополучно, чем в утренние часы. И наконец, общая дневная нагрузка у ребенка не должна быть чрезмерной. В противном случае организму школьника, особенно больного или ослабленного, будет нанесен вред, а качество выполнения задания при этом неизбежно снизится. Учитель должен стремиться к тому, чтобы путем совершенствования методов преподавания, использования новых технологий и рационального проведения занятий в классе упорядочить и сократить самостоятельную работу дома. Категорически запрещается задавать на дом материал, который не был усвоен и выполнен на уроке, а также бессмысленное ведение черновиков и переписывание классных и домашних работ.

Новое содержание школьного образования, активизация учебной деятельности, быстрый темп прохождения материала на достаточно высоком уровне предъявляют высокие требования к центральной нервной системе учащихся. Это диктует необходимость тщательного наблюдения за функциональным состоянием нервной системы детей и его изменением на протяжении учебных занятий, чтобы предупредить развитие чрезмерного утомления и его нежелательных последствий.

Урок, как основная и доминирующая форма организации учебного процесса, должен быть самодостаточным для реализации целей и задач той или иной темы и концептуально связанным с разделом курса. При этом самодостаточность следует понимать как полноту раскрытия темы урока без перенесения его функций по содержанию, объему и степени сложности во внеурочное время, т. е. домашнее задание не должно брать не себя функцию урока. Необходимо помнить, что перегрузка в урочной деятельности всегда ведет к перегрузке во внеурочной деятельности обучающихся.

Проблема оценки и перегрузки, а также положительный опыт работы образовательных учреждений рассмотрены в следующих документах:

1. «Адаптационный период у первоклассников в вопросах и ответах. Опыт взаимодействия участников образовательного процесса дошкольного и начального образования».

2. «Анализ фактического состояния организации и проведения адаптационного периода в 5-х классах общеобразовательных учреждений».

3. Методическое письмо «Система требований и рекомендаций по ведению дневников обучающихся школы первой ступени образования».

4. «Методические рекомендации для учителей начальных классов и учителей-предметников 1-11 классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы, и обучающихся, не владеющих устной русской разговорной речью, на различных этапах обучения».

5. «Оценочная деятельность участников образовательного процесса школы первой ступени образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в вопросах и ответах».

6. Методическое письмо «Система требований и рекомендаций по ведению классного журнала в школе первой ступени образования».

7. Моисеев И.А. Ведение дневников и тетрадей. Требования и рекомендации.

 

В материалах данного сборника вы найдете ответы на многие вопросы функционирования школы и деятельности всех участников образовательного процесса. Эти материалы помогут вам в решении оценочной и контрольной деятельности.

 


1. Оценочная деятельность участников образовательного процесса школы первой ступени образования общеобразовательного учреждения в вопросах и ответах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п Вопрос / проблема Ответ
Извлечение из документа Название, вид и статус документа
       
  Какие нормативные документы определяют, регулируют и регламентируют оценочную деятельность учителя начальной школы? Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». Письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». Письмо Минобразования России от 20.04.2001 № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период». Методическое письмо ОМЦ ЦОУО ДО города Москвы от 19.11.2007 № 559/1 «Методические рекомендации для учителей начальных классов и учителей-предметников 1—11 классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы, и обучающихся, не владеющих устной русской разговорной речью, на различных этапах обучения». Методическое письмо ЦОУО ДО города Москвы от 11.04.2007 № 01 -22-279 «Система рекомендаций по дозировке домашних заданий в 1—11 классах общеобразовательных учреждений»
         
  Вправе ли образовательные учреждения самостоятельно определять систему оценок и промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения? Ст. 13. Устав образовательного учреждения. 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: 5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; Закон РФ «Об образовании». СЗ РФ. 1996 г. № 3. Ст. 13, 15  
Ст. 15. Общие требования к организации образовательного процесса. 3. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся  
Раздел III. Образовательный процесс. 43. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом и с Законом РФ «Об образовании». Типовое положение об общеобразовательном учреждении. СЗРФ. 2001 г. № 13. Ст. 1252  
Отсутствие или недоработка именно этих вопросов, регулирующих правовые отношения участников образовательного процесса, (подп. 56, в, г, д, ж, з, а также подп. 8, 9 п. 1 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»), являются характерными, типичными нарушениями при разработке и принятии устава. Это прежде всего... система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения... Письмо Управления общеобразовательных учреждений и инспектирования Минобразования России от 26.09.2001 № 22-06-1277 «О соответствии уставов общеобразовательных учреждений законодательству Российской Федерации»  
         
  В каком Ст. 17. Реализация общеобразователь Закон РФ  
  случае ных программ... «Об обра-  
  обучаю- 4. Обучающиеся на ступени началь- зовании».  
  щиеся ного общего и основного общего об- СЗ РФ.  
  начальной разования, не освоившие программу 1996 г. №3.  
  школы учебного года и имеющие академиче- Ст. 13, 15  
  подлежат скую задолженность по двум и более    
  повтор- предметам, по усмотрению их родите-    
  ному об- лей (законных представителей) остав-    
  учению? ляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей)    
  Как оце- Важной адаптационной мерой считает- Методиче-  
  нивать ся предъявление к детям с дисграфией ское письмо  
  знания сниженных требований. Контрольные ОМЦ ЦОУО  
  обучаю- измерения и экзамены проводятся спе- ДО города  
  щихся (ло- цифически, с заменой письменных ра- Москвы  
  гопатов), бот устными ответами. от 19.11.2007  
  имеющих Одним из важнейших условий коррек- № 559/1  
  логопе- ционной работы является выработка «Методи-  
  дические единства требований к ученику-лого- ческие ре-  
  проблемы пату со стороны учителя и логопеда. комендации  
  и стоящих Учитель должен очень внимательно для учителей  
  на учете и осторожно оценивать работу учени- начальных  
  в школь- ка-логопата. Дело в том, что эти учени- классов  
  ном ки при всем своем желании и старании и учителей-  
  логопе- не в состоянии выполнять задания, предметников  
  дическом особенно письменные, в соответствии 1—11 классов  
  пункте? с нормами, принятыми в школе. За по оценива-  
    дача логопеда, во-первых, обратить внимание учителя на то, что ошибки логопатического характера не должны нию знаний обучающихся, имеющих ло-  
 
       
    засчитываться при оценке работы уча- гопедические
    щегося, как один из вариантов оцени- проблемы,
    вания работ обучающихся с подобными и обучаю-
    нарушениями предлагается ввести без- щихся,
    отметочное обучение, переведя учащих- не владеющих
    ся на зачетную систему оценивания, устной рус-
    а во-вторых, научить педагога отличать ской разго-
    логопатическую ошибку от ошибки, об- ворной речью,
    условленной тем, что ученик не усвоил на различных
    то или иное правило грамматики. При этапах обуче-
    оценивании навыка чтения у детей ния»
    с дислексическими нарушениями (на-  
    рушение чтения) необходимо помнить  
    о специфических ошибках, которые  
  также не должны учитываться.  
    В логопедический пункт зачисляются  
    обучающиеся общеобразовательно-  
    го учреждения, имеющие нарушения  
    в развитии устной и письменной речи  
    на родном языке (общее недоразвитие  
    речи разной степени выраженности;  
    фонетико-фонематическое недоразви-  
    тие речи; фонематическое недоразвитие  
    речи; заикание; недостатки произноше-  
    ния - фонетический дефект; дефекты  
    речи, обусловленные нарушением  
    строения и подвижности органов рече-  
    вого аппарата (дизартрия, ринолалия);  
    нарушения чтения и письма, обуслов-  
    ленные общим, фонетико-фонематиче-  
    ским, фонематическим недоразвитием  
    речи).  
    В первую очередь в логопедический  
    пункт зачисляются обучающиеся,  
    имеющие нарушения в развитии уст-  
    ной и письменной речи, препятству-  
    ющие их успешному освоению об-  
    щеобразовательных программ (дети  
    с общим фонетико-фонематическим  
    и фонематическим недоразвитием  
    речи).  
    Выпуск обучающихся из логопедиче-  
    ского пункта производится в течение  
    всего учебного года после устранения  
    у них нарушений в развитии устной  
    и письменной речи  
       
  Как оце- Двуязычные дети могут оцениваться Методиче-
  нивать по тем же критериям, но с учетом осо- ское письмо
  знания бенностей их родного языка. На на- ОМЦ ЦОУО
  обучаю- чальном этапе усвоения русского язы- ДО города
  щихся, ка знания по предмету лучше оценивать Москвы
  не вла- в устной форме. Дети-билингвы, как от 19.11.2007
  деющих один из вариантов, должны обучаться № 559/1
  русской на начальном этапе русскому языку как «Методи-
  разговор- иностранному в специальных группах ческие ре-
  ной речью не менее 2 лет. комендации
  на различ- Нормативы оценок за письменные ра- для учителей
  ных этапах боты обучащихся 2-9 классов нерусской начальных
  обучения? национальности, обучающихся в массо- классов
  вых школах по программам и учебникам и учителей-
    для русских школ, могут увеличиваться предметников
    на 1-2 ошибки, допустимые для соот- 1-11 классов
    ветствующей оценки. В эту категорию по оценива-
    входят дети, которые плохо владеют уст- нию знаний
    ной русской речью. обучающихся,
    Помимо этого любое образовательное имеющих ло-
    учреждение вправе решением педа- гопедические
    гогического совета освободить на тот проблемы,
    или иной период обучения обучающего- и обучающих-
    ся (обучающихся), не владеющего (плохо ся, не вла-
    владеющего) устной русской разговор- деющих уст-
    ной речью от отметочной фиксации ной русской
    достижений обучающегося по любому разговорной
    учебному предмету (предметам) на лю- речью, на раз-
    бом этапе (классе) обучения до языково- личных эта-
    го выравнивания (языковой адаптации) пах обучения»
  Какова Система контроля и оценки позволяет Методиче-
  сущность установить персональную ответствен- ское письмо
  контроля ность учителя и школы в целом за качество Минобразо-
  и оценки процесса обучения. Результат деятельно- вания России
  результа- сти учительского коллектива определя- от 19.11.1998
  тов обуче- ется прежде всего по глубине, прочности № 1561/14-15
  ния в на- и систематичности знаний учащихся, «Контроль
  чальной уровню их воспитанности и развития. и оценка
  школе? Система контроля и оценки не может результатов
    ограничиваться утилитарной целью - обучения
    проверкой усвоения знаний и выработ- в начальной
    ки умений и навыков по конкретному школе»
    учебному предмету. Она ставит более  
    важную социальную задачу: развить  
    у школьников умение проверять и кон-  
    тролировать себя, критически оцени-  
    вать свою деятельность, находить ошиб-  
    ки и пути их устранения  
       
  Какова социальная функция оценки? Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе его развития. Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как ученику, так и учителю Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
  Какова образовательная функция оценки? Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных Мыслительных Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
         
    операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы. Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать    
  Какова воспитательная функция оценки? Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»  
  Какова эмоциональная функция оценки? Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»  
       
    данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе Ситуация успеха и эмоционального благополучия - предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения  
  Какова информационная функция оценки? Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность - возможность проанализировать причины неудач, результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
  Какова функция управления оценки? Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так...», «что нужно сделать, чтобы...») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом устанавливается обратная связь между педагогом и обучающимися Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
  Что такое текущий контроль? Какова основная цель текущего контроля? Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель — анализ хода формирования знаний и умений учащихся. Это дает учителю и ученику возможность своевременно отреагировать на недостатки, Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
       
    выявить их причины и принять необходимые меры к устранению; возвратиться к еще не усвоенным правилам, операциям и действиям. Текущий контроль особенно важен для учителя как средство своевременной корректировки своей деятельности, внесения изменений в планирование последующего обучения и предупреждения неуспеваемости. В данный период школьник должен иметь право на ошибку, на подробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Это определяет педагогическую нецелесообразность поспешности в применении цифровой оценки - отметки, карающей за любую ошибку, и усиление значения оценки в виде аналитических суждений, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю  
  В чем заключается тематический контроль? Тематический контроль заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса, а оценка фиксирует результат Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
  Какова специфика тематического контроля? При тематическом контроле: 1) ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, досдать материал, исправить полученную ранее отметку; 2) при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые «отменяют» предыдущие, более низкие, делает контроль более объективным; Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
       
    3) возможность получения более высокой оценки своих знаний. Уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению  
  Что такое итоговый контроль? Сколько должно быть итоговых контрольных работ? Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
  Каковы требования к учителю при выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс)? При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким. Например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «3». Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик в конечном счете получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4» Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
  В чем заключается устный опрос? Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимся или со всем классом (ответы с места) проводится в основном на первых этапах обучения, когда требуются систематизация и уточнение Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
         
    знаний школьников, проверка того, что усвоено на этом этапе обучения, что требует дополнительного учебного времени или других способов учебной работы. Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументированно строить ответ, активно участвовать в обшей беседе, умение конкретизировать общие понятия. Монологическая форма устного ответа не является для начальной школы распространенной. Это связано с тем, что предлагаемый для воспроизведения учащимся материал, как правило, небольшой по объему и легко запоминаем, поэтому целесообразно для монологических ответов учащихся у доски выбирать доступные проблемные вопросы, требующие от школьника творчества, самостоятельности, сообразительности, а не повторения выученного дома текста статьи учебника. Например, составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников и т. д.    
  В чем заключается письменный опрос? Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»  
   
  Что такое самостоятельная работа? В каком случае Самостоятельная работа - небольшая по времени (15—20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка Методическое письмо Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15  
         
  самостоятельная работа оценивается отметкой? усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях. Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка, то она не оценивается отметкой. Вместо нее учитель дает аргументированный анализ работы учащихся, который он проводит совместно с учениками. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой. Самостоятельная работа может проводиться фронтально, небольшими группами и индивидуально. Цель такого контроля определяется индивидуальными особенностями и темпом продвижения учащихся в усвоении знаний. Так, например, индивидуальную самостоятельную работу может получить ученик, который пропустил много


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: