Стратегии речевого поведения




 

Исходя из того, что стратегии - это «интуитивно ожидаемые всеми членами языкового коллектива нормы речевого поведения», можно выделить следующие стратегии речевого поведения делового коммуниканта в текстах деловых эпистолярий:

) стратегия стандартизованности,

) стратегия информационной полноты,

) стратегия краткости,

) стратегия логической ясности,

) стратегия вежливости

) стратегия естественности,

) стратегия экспрессивности,

) стратегия социального престижа.

Первые пять стратегий обусловлены общими содержательными признаками официально-делового стиля: ясности, точности, лаконичности, нормированности и стереотипности, и отражают коммуникативные принципы и этику делового общения. Они присущи речи коммуниканта в целом, и лишь отчасти зависят от используемого им жанра. Последующие три стратегии составляют специфику речевого поведения коммуниканта в деловой переписке полуофициального характера. Они актуализируются в деловых эпистоляриях и обусловлены коммуникативной природой этого жанра, выдвигающего определенные требования к коммуниканту, ограничивающего его и одновременно допускающего высокую степень самовыражения. В самом жанре заложена возможность для коммуниканта свободы, импровизационности и непринужденности письма. Это связано с периферийным положением деловых эпистолярий в системе официально-делового стиля, обусловленным их эпистолярной и диалогической природой, а также новыми тенденциями осуществления деловой коммуникации.

Стратегия стандартизованности отражает особенности официально-делового стиля, связанные с тенденцией стереотипности и нормированности речи, объективного характера изложения, и одновременно закрепляет типичное содержание других стратегий РП делового коммуниканта. Поэтому она является наиболее характерной для РП делового коммуниканта и может найти свое выражение на всех уровнях языковой системы, а также на паралингвистическом уровне.

Стратегия информационной полноты определяет необходимое количество информации, задействованной в коммуникативном акте. Она отвечает требованию точности, детальности деловой речи (для деловых коммуникантов необходимо полное информирование партнера во избежание неудач в коммуникации и бизнесе) и совпадает с первым постулатом максимы количества Дж. Лича. Как показывают прагматические исследования, информации всегда предлагается чуть меньше или чуть больше, чем реально требуется. Так, профессиональным качеством сотрудников службы справочного бюро является многословие как следствие предупредительного поведения. В текстах ДЭ можно наблюдать избыточность информации; эта намеренная полезная избыточность обеспечивает сохранность информации по ходу взаимодействия коммуникантов. Стратегия информационной полноты актуализируется использованием языковых единиц с разной степенью свернутости/ развернутости, детализированности и обобщенности.

Стратегия краткости соответствует второму постулату максимы количества: высказывание не должно содержать больше информации, чем требуется, и одновременно максиме релевантности: не отклоняйся от темы. Эта стратегия предполагает, что коммуникант должен исходить из экономии времени, материала, языковых и паралингвистических средств, и одновременно дозировать информацию, исходя из ее необходимости и достаточности, а также учитывать пресуппозиции и представления своего адресата о жанре письма. Стратегия краткости в чем-то противоречит описанной выше линии речевого поведения, направленной на обеспечение полноты информации. Однако это противоречие, будучи неизбежным условием коммуникации, отражающим «конфликт» общекоммуникативных постулатов и максим, успешно преодолевается в РП делового коммуниканта.

Стратегия логической ясности отвечает требованию официально-делового стиля и одновременно соответствует двум максимам Лича: качества и манеры. Эта стратегия определяет обоснованность суждений и требует от автора достаточных оснований для сообщения. Для делового общения характерна готовность коммуниканта отвечать за свои слова, что необходимо для сохранения состояния «устойчивого контакта». От отправителя требуется отдавать себе отчет в том, на чем базируются его высказывания, и автоматически предъявлять свои основания. Он должен подчеркивать свое намерение речевого и неречевого сотрудничества. Реализуя стратегию логической ясности, коммуникант использует категорию каузальности, которая актуализируется словообразовательными, лексическими и синтаксическими единицами. Эта стратегия также требует выражаться ясно, избегать неоднозначности и неопределенности, что актуализируется использованием терминов и устоявшихся формулировок.

Стратегия вежливости соответствует принципам неречевого поведения делового коммуниканта и общекоммуникативному принципу вежливости. Известно, что подрывная сила грубости очень велика, а такт, великодушие, скромность способствуют осуществлению коммуникации, этим руководствуются все, кто намерен добиться успеха в деловых отношениях. Соблюдение принципа вежливости создает среду позитивного взаимодействия и обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных задач автора. Актуализаторы стратегии вежливости принадлежат к наиболее конвенционализированным областям речевой практики: этикет, грамматически сложные синтаксические конструкции, косвенные тактики, смягченные коммуникативные намерения, непрямые формулировки и эвфемизмы.

Стратегия естественности обусловлена допустимостью проявления коммуникантом непринужденности и естественности в жанре ДЭ как отход от правил официальной сферы общения и норм классического делового стиля. Речевая ситуация, в которой бытуют эпистолярии, передаваемые современными средствами связи, это ситуация непосредственного общения коммуникантов, ограничиваемая прагматическими координатами «я - ты - здесь - сейчас», это не может не повлиять на речевое поведение делового коммуниканта и создает все условия для естественной линии поведения. Как уже отмечалось, в последние годы на место церемонности, манерности и тяжеловесности делового стиля приходит естественность как норма деловой речи. По многим параметрам эпистолярии близки устной спонтанной речи, хотя и более нормированны, так как любой письменный текст (даже в электронной форме) вторичен по сравнению с устным. Актуализаторами стратегии естественности являются, прежде всего, разнообразная нерегламентированная, в том числе разговорная лексика, разговорные и диалоговые синтаксические конструкции.

Стратегия экспрессивности также обусловлена возможностями жанра деловых эпистолярий, позволяющими коммуниканту самовыражение и проявление эмоций. Степень экспрессивности/ эмоциональности отдельного текста может быть связана с психологической индивидуальностью автора: от предельно сдержанных до открытых, эмоциональных личностей. В целом, эмоциональность не является типичным профессиональным качеством человека из сферы бизнеса и деловой коммуникации, ей противостоит сдержанность и рассудочность, тем не менее, эмоциональность может сопутствовать классическим психологическим качествам делового человека. Нами сделано наблюдение, что наибольшая допустимость проявления своих эмоций присуща коммуникантам типа der freie Unternehmer, которые являются авторами наиболее ярких текстов с точки зрения использования эмотивов. Актуализаторами стратегии экспрессивности являются эмотивы - эмоционально окрашенные единицы, усилительные частицы, атипичные для деловой речи синтаксические конструкции.

Стратегия социального престижа. Стремление к обладанию престижем и потребность в престиже представляют собой важный фактор социальной психологии, учитываемый отправителем речи и оцененный получателем речи. Речевому поведению человека в социальном и ролевом контексте свойственен мотив поддержания и повышения социального престижа. Социальным престижем как авторитетом в обществе обладают определенные социальные группы и связанные с ними типы занятий и профессий, модели поведения, образ жизни и т.д. Детерминируя речевое поведение он в максимальной степени реализуется в речи делового коммуниканта как носителя высокого социального статуса. Мы полагаем, что РП делового коммуниканта эксплицирует такие составляющие социального престижа, как: хорошее образование, высокие доходы, надежность и солидность позиции, следование моде. Механизм актуализации стратегии престижности выявляется через выбор между нейтральными общеупотребительными единицами и так называемыми престижными альтернативами в пользу последних. Престижные альтернативы - это единицы языка, обладающие социальной коннотацией и представляющие собой престижный эталон. К ним мы относим прежде всего языковые инновации, как проявления моды, интернационализмы и иноязычные элементы: слова и морфемы, как свидетельство культуры и образования коммуниканта, а также лексемы и конструкции, обладающие закрепленностью за официально-деловым и научным стилем, которые подтверждают профессиональную компетенцию коммуниканта, владение им современными достижениями науки и, соответственно, надежность и солидность самой коммуникации. Эта стратегия наиболее очевидна в использовании коммуникантами лексических, словообразовательных, а также формулярно-графических средств.

деловой речь стиль

 


Заключение

 

Актуализаторы речевого поведения делового коммуниканта определяются нами на трех уровнях языковой системы, это - словообразовательные, лексико-фразеологические и синтаксические единицы, а также на семиотическом уровне, это - содержательно-графические единицы, включая систему принятых сокращений. Следует отметить, что мы не брали в рассмотрение фонетический уровень, так как имеем дело с письменной речью, а также морфологический уровень, так как морфологические единицы (морфемы со значением числа, рода падежа и т.д.) являются стандартными в речи деловых коммуникантов, обладающих языковой компетенцией и владеющих речевой нормой. Анализ предпочтительных форм проводился нами на базе более шестисот текстов ДЭ, разбитых на МСГ. Таким образом, мы представляем актуализаторы главных стратегий речевого поведения делового коммуниканта, выявленные на материале объемом 3600 речевых поступков. Результаты нашего исследования могут составить речевой портрет типизированного делового коммуниканта и представить нормативное речевое поведение, на основе чего можно диагностировать индивидуальное речевое поведение автора в деловых эпистоляриях.

 


Список литературы

 

1. Андреев В.И. Деловая риторика - М., 2005.

. Аннушкин В.И. Риторика. - Пермь, 2004.

. Власова Л.В., Сементовская В.А. Деловое общение. - Л., 2010.

. Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре речи // Культура русской речи и эффективность общения. - М., 2006.

. Кирсанова М. В., Аксенов Ю.М. Курс делопроизводства. - М., 2008.

. Кохтев Н.Н. Риторика. - М., 2004.

. Львов М.Р. Риторика. - М., 2005.

. Николаева Т.Н., Илларионов С.И. Этикет и мы. - М., 2003.

. Снелл Ф. Искусство делового общения. - М., 2010.

. Сухарев В.А. Этика и психология делового человека. - М., 2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: