Пермские корни Дмитрия Хворостовского. Журнал Шпиль.




1 февраля 2010

Дмитрий Хворостовский: «Чтобы петь, я должен летать!..»

Текст Маргарита Неугодова

 

Появление звезды мирового оперного небосклона Дмитрия Хворостовского на сцене Большого зала вполне укладывается в миссию Пермской краевой филармонии - влиять на культурную политику, формировать культурную среду. И все складывается в пользу того, что филармония Перми входит в единое культурное пространство России. И единственное выступление Хворостовского – пожалуй, наивысшая точка 74-го концертного сезона филармонии, а гастроли в Перми стали эффектным восклицательным знаком к туру певца по российским городам – Тюмени, Екатеринбургу, Красноярску.

Сочетание сильного, терпкого, как вино, голоса, богатых интонаций, продуманных образов и привлекательной внешности делают Хворостовского певцом современности. Он утверждает, что не мог бы петь, если бы один из этих элементов отсутствовал. «Меня учили не издавать ни единой ноты в отрыве от целого, – говорит народный артист России. – Я и не могу спеть отдельную ноту, она должна быть частью чего-то большего. Чтобы петь, я должен летать».
Пение Хворостовского - редкое сочетание отшлифованной на западный манер вокальной школы, где смакуется каждая кульминационная нота и обязательна графическая точность фразировки, с русской задушевностью, пусть и скуповатой на внешние проявления. Исполняя советскую песенную классику, арии XIX века или канцону прародителя оперы Джулио Каччини, эталон баритонового пения всегда остается верен себе. Его музицирование отличают благородство, искренность, вкус и трогательная вердиевская страстность.
Пермская программа состояла из двух частей. Самой неожиданной была первая - духовная музыка. Хворостовский не исполнял ее больше десяти лет, и, когда один за другим зазвучали шедевры православной литургической музыки - «Символ веры» Архангельского и «Да исправится молитва моя» Чеснокова, получился полный эффект присутствия на службе в храме. Певец был в черном, и это делало его образ полностью завершенным. По словам самого певца, русскую церковную музыку он изучал несколько лет и теперь часто включает в свои концерты: «Я, в общем-то, человек нерелигиозный. Но считаю, что именно благодаря религии был написан целый пласт прекрасных произведений. Та духовная музыка, которую я исполняю, предназначена в большей степени для звучания на светских мероприятиях. И в России, и за рубежом к ней поразительный интерес у людей всех национальностей».
Во втором отделении с щемящей пронзительностью и внутренним драматическим накалом звучали русские народные песни и романсы Чайковского, Римского-Корсакова, Варламова в оригинальных обработках. «Выхожу один я на дорогу» Хворостовский исполнял сдержанно. Чувствовалось, что последние тяжелые трагические события в Перми повлияли на внутреннее состояние певца. Поэтому его голос - а это очень чувствительный природный инструмент - звучал несколько приглушенно. «Программу для концерта мы выбирали с особенной тщательностью, - рассказывает Дмитрий Александрович. - Мне кажется, она пришлась очень кстати в свете всех печальных событий, случившихся в вашем городе...»
В каждом из романсов Хворостовский нашел идеальный баланс между элегантностью фразы, великолепным звуком, драматическим тщанием в самых маленьких музыкальных деталях. Он буквально вжился в эту музыку, в своего героя, в свой голос и в самого себя.
Еще два произведения – русскую народную песню и знаменитую неаполитанскую песню «Скажите, девушки» Родольфо Фальво Дмитрий Хворостовский исполнил на бис. Восторженный зал провожал мировую звезду, который, по его собственному признанию, чаще поет в Лондоне и Нью-Йорке (это два его самых любимых города), стоя. По словам, Хворостовского, он очень любит неаполитанские песни: «Они написаны достаточно давно, так что их можно считать классикой. Корни их исполнения идут еще от великого Карузо, и после него неаполитанские песни пели великие голоса. Неаполитанские и русские народные песни я пою на самых больших сценах мира. При этом я достаточно долго занимался их изучением, а также творчеством неаполитанских певцов, причем не только оперных, но и народных. Это часть фольклора, часть большой итальянской культуры, хотя неаполитанский диалект сильно отличается от литературного итальянского языка. Он стоит того, чтобы изучать его отдельно, чему я посвятил достаточно много времени. Это была большая и интересная работа».
Лучший баритон мира выступал в сопровождении Академического Большого хора Российского Государственного музыкального телецентра (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств России, профессор Лев Конторович). «Прекрасный, совершено удивительный коллектив! - оценивая коллег, Хворостовский не скупился на заслуженные похвалы. - И в репертуаре в том числе. Очень гибкая, подвижная группа людей, с которыми интересно музицировать. Несколько интересных аранжировок было сделано прямо в процессе нашей работы, на ходу. Например, обработки неаполитанских песен или арии Елецкого, которую, я надеюсь, исполню в конце программы».
Единственное выступление Дмитрия Хворостовского в Перми можно было увидеть одновременно на двух концертных площадках – в Большом зале филармонии и в Органном концертном зале. Все билеты в Большой зал были раскуплены заранее. Но услышать величайший баритон современности, который не был в Перми около двадцати лет, мечтали многие: задолго до концерта в филармонию стали обращаться люди с просьбами «что-нибудь придумать». Поэтому впервые за 74-летнюю историю филармонии ее руководство решило организовать прямую телевизионную трансляцию концерта из Большого зала в Органный. Изображение передавалось на огромный экран и еще 400 зрителей смогли оценить программу «Музыка души и сердца» в режиме он-лайн. Но публику, которая не попала на «основной» концерт, ждал еще один сюрприз: народный артист России завершил свое выступление в Органном зале, «живьем» исполнив знаменитую «Ноченьку» - свой «коронный» номер под занавес. Тем более, что среди этих благодарных слушателей в основном были дети – учащихся музыкальных школ, в том числе, и специально приглашенные на концерт мировой звезды из городов и районов Прикамья.
В ранге звезды мирового уровня в Перми побывал впервые. Но петь в нашем городе ему приходилось и раньше. В 1987 году Дмитрий Хворостовский стал лауреатом 1 премии на Всесоюзном конкурсе певцов имени М.И.Глинки, который проходил в Перми. А уже в 1993-м, тогда еще заслуженный артист России побывал в нашем городе в качестве члена жюри Международного конкурса молодых исполнителей. Тогда же он спел на сцене Пермского театра оперы и балета одну из своих самых любимых арий - партию Елецкого из оперы «Пиковая дама» Чайковского. И вот спустя шестнадцать лет снова Елецкий, но теперь уже на сцене Большого зала филармонии.
Как признался сам Хворостовский, его живо интересует все, что происходит в Перми. И этот интерес не случаен. Его дед и бабушка долго жили в Перми. Получается, что отец Александр Степанович, сыгравший немаловажную роль в карьере сына, - коренной пермяк. В доме его детства, по воспоминаниям певца, всегда царила музыка: «С самого детства я слушал пластинки с записями Шаляпина, Неждановой, Карузо, Марио Ланца, Бергонци, Марии Каллас, Джузеппе Ди Стефано, Тито Гобби, Титта Руффа, Аэторио Бастионини – моего любимого баритона, а в четыре года и сам запел. Родители поняли, что их ребенка ждет большое будущее гораздо раньше, чем это понял я сам!..» (смеется)
Поэтому стоит ли удивляться, что до сих пор «один из великих голосов столетия» и «Лучший голос», как окрестили Хворостовского после телевизионного конкурса Би-би-си «Певец мира» в Кардиффе (Великобритания), на все свои сессии записи старинных русских романсов непременно приглашает отца. «Отец, конечно, очень многому помог в моей творческой жизни, и, в частности, то, как я понимаю старинный русский романс на данный момент, тоже заложено моим отцом. А песни Великой отечественной войны я посвятил, прежде всего, своей бабушке по маме. Это тот человек, с которым я рос, который меня воспитывал, благодаря которому я знаю огромнейшее количество разных песен, а также сказки. Именно благодаря бабушке я понял и почувствовал, что такое война. Бабушка потеряла своего мужа, моего дедушку на фронте, моя мама – соответственно, отца. Благодаря этим рассказам о войне, о том времени, благодаря тем песням, которые она пела, сформировалось моё понимание музыки военных лет».
Узнав, что в следующем сезоне Пермская краевая филармония, три года потратившая на организацию выступления Хворостовского в Перми, будет отмечать 75-летний юбилей, великий баритон очень оживился: «Какие молодцы! Я желаю филармонии здравствовать, а ее коллективу - интересных начинаний, больших хороших артистов, проданных билетов, прекрасных залов. Чтобы в Перми был, наконец, построен большой красивый зал с прекрасной акустикой. Потому что ваш город этого достоин. Надеюсь, что и я буду сюда приезжать как можно чаще!..»
Теперь нам всем остается только вспоминать уникальный концерт и ждать новой встречи со звездой мировой оперной сцены.

Журнал «Шпиль» № 45 февраль-март 2010

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: