Немецкая классическая философия
Иммануил Кант является представителем субъективного идеализма. Творчество Канта подразделяют на два периода – докритический, когда в его творчестве преобладали проблемы бытия, природы, естествознания, и критический, когда в основе его философски исследований лежит проблема познания. Кант заявил: "Целью философии является не расширение наших познаний о мире, а углубление наших познаний о самом человеке и о его познавательных способностях".
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма – невозможности познания окружающей действительности. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены. Мы можем познать лишь мир видимости, явления. "Вещь в себе" – это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
В книге "Критика практического разума" Кант сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его " категорический императив": Поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь без внутреннего противоречия желать, чтобы оно стало всеобщим законом.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – яркий представитель объективного идеализма. Основополагающее понятие гегелевской философии – абсолютная идея, объединяющая все сущее. Развитие мира и история человечества есть развитие абсолютной идеи. Движущей силой этого развития является противоречие. Гегель разработал философскую основу для диалектики – учения о развитии и изменении. При этом в диалектическом развитии вычленяются ряд законов:
1) закон единства и борьбы противоположностей;
2) закон перехода количественных изменений в качественные;
3) закон отрицания отрицания.
Первым, кто подверг критике учения субъективного и объективного идеализма с материалистических позиций, был Людвиг Фейербах. Человек длянего – единственный, универсальный и наиважнейший предмет философии. Фейербахом была предложена концепция разумного эгоизма: "Чтобы поступать морально, надо исходить из своих эгоистических интересов, но только при этом следует эти интересы понимать разумно".
Марксистская философия создана совместно немецкими учеными Карлом Марксом и Фидрихом Энгельсом во второй половине XIX века. Она во многом продолжала идеи немецкой классической мысли (например, используя диалектику Гегеля), однако в целом ставила более радикальные задачи, полагая, что философия должна не только объяснять мир, но и изменять его. По мнению марксизма базисом общества является экономическая система, а все стальное – идеи, теории, мораль, право – лишь надстройка над экономическим фундаментом.
Вся история общества определена материальными, экономическими условиями. В зависимости от них выделяются общественно-экономические формации: первобытно-общинный строй, рабовладельческое общество, феодализм, капитализм, коммунизм.
В социальной философии марксизма социальный прогресс представляет собой смену общественно-экономических формаций, причем новая формация представляет более высокую ступень в сравнении с предшествующей. Смена формаций характеризуется обострением классовой борьбы между угнетенными и угнетающими группами.
Западноевропейский иррационализм
В развитии западной философии XIX – начала XXI вв. можно выделить два течения. Рациональное течение продолжает идеи Нового времени с их опорой на разум, науку, социальный прогресс. Однако со временем разработка оружия, экологический кризис и другие проблемы все более усиливают разочарование в науке и разуме.
Иррациональное течение на место разума ставит волю, жизнь, существование, бессознательное др. Основными направлениями иррационализма являются философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм.
У истоков философии жизни – творчество Артура Шопенгауэра. Собственно "философия жизни" как влиятельное направление формируется в творчестве немецкого мыслителя Фридриха Ницше. Согласно Ф. Ницше, жизнь нельзя понять разумом, её можно лишь переживать, подчиняясь страстям, желаниям, экстазу, "воле к власти", инстинкту самосохранения, творчеству и т.п.
Фрейдизм (или философия психоанализа) направление иррационализма, основателем которого является австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, который ввел в философию понятие бессознательного.
Структуру психики можно представить в виде трех уровней:
Сверхсознание (законы, запреты, мораль, традиции)
Сознание (ясно осознаваемые мысли)
Бессознательное (тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы)
Бессознательные желания, по Фрейду, имеют ярко выраженный сексуальный характер.
Экзистенциализм (с лат. - существование) выдвигает на передний план уникальность каждого человека, творящего самого себя в ежесекундном свободном выборе.
Классиками экзистенциализма считаются Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Альберт Камю. Основная проблема экзистенциализма – проблема личного выбора человека в состоянии духовного кризиса. Подлинно существовать значит не пытаться соответствовать ожиданиям других, а жить своей жизнью "здесь и сейчас".