Самосознание и его структура.




ПСИХОЛОГИЯ

Психология – наука о закономерностях возникновения, формирования и развития психики и сознания человека

Предмет – психика и сознание

Объекты:

1. Бессознательное (подсознание) – форма отражения реальности, источник которой не осознается человеком (рефлексы, навыки, сны)

2. личность (производная сознания) – индивид в совокупности своих социально-психологических особенностей

3. поведение (произв. психики) – совокупность всех внешних проявлений психической деятельности (речь, мимика, походка)

4. деятельность – совокупность всех действий человека, форма активности психики

Христиан Вольф (нем.) ввел термин «психология» в науку

1878 – Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию в Германии, тем самым выделил психологию в отдельную науку.

Этапы развития психологии:

1. психология как наука о душе (3-4 вв. до н.э. – 16 в. Н.э.)

2. психология как наука о сознании (18 – сер. 19 в) Декарт

3. психология как наука о поведении (сер. 19- сер. 20) Уотсон

4. психология как наука о психике и сознании (1951 - …)

Методы психологии (Б.Г. Афанасьев, 4 группы методов):

1. Организационные методы

- сравнительный

- лонгитюдный

- комплексный

2. эмпирические

- наблюдение (метод фикс любых проявлений повед человека)

- эксперимент

- моделирование

- психо-диагностический

3. статистические методы

4. интерпретационные методы

- структурно-функциональный анализ

- генетический анализ

ПСИХИКА

Психика – внутренний мир человека, позволяющий отражать объективную реальность, на основе отражения регулировать деятельность и поведение человека, а также адаптировать его в окружающем мире (функции: отражать, регулировать, адаптировать)

Структура психики:

1. психические процессы – динамические отражения(познавательные и эмоциональные) и регуляторы реальности (волевые)

2. психические состояния – сложившийся в данное время устойчивый уровень психической деятельности, проявляющийся в активности/пассивности личности

- функциональное состояние организма(сон, релаксация, утомление)

- собственно психические состояния (эйфория, апатия)

3. психические свойства – количественно качественный уровень психической деятельности, определяемый его эффективностью/неэффективностью

- темперамент (врожд. Свойства нервной системы)

- характер (приобретенные свойства нервной системы)

- способности

4. психические образования – жизненный и профессиональный опыт человека

- знания, умения, навыки

- привычки

СОЗНАНИЕ

Сознание – высшая форма психики и продукт общественно-исторического развития, формируемый в социуме при помощи речи

Структура сознания:

1. знание о мире (психические процессы)

2. переживания (психические состояния, психические свойства)

3. воля (психические образования, состояния, свойства)

4. смысл

Уровни сознания:

1. бытийный (знания о мире, переживания, воля, отражение, регуляция, адаптация)

2. рефлексия (смысл, формирование мировоззрения)

Виды сознания:

- индивидуальное

- групповое

- общественное

ПОВЕДЕНИЕ

Виды поведения:

- инстинктивное (безусловно-рефлекторное)

- навыки (условнорефлекторное)

- интеллектуальное поведение (способность решать трудные жизненные ситуации)

Деятельность – это форма проявления активности психики, которая позволяет преобразовывать окружающий мир.

Структура деятельности:

1. Цель (Что?)

2. Мотив (Для чего?)

3. Средство (Каким образом?) – внешние и внутренние

4. Результат (Что?)

Средства – это действия.

1) Внешние

2) Внутренние(сенсорные, умственные действия)

Поступок – осознанное, целенаправленное действие, основанное на ценностях.

Виды деятельности:

Общение – это вид деятельности, который позволяет устанавливать эмоциональные связи между людьми.

Игра – вид деятельности, направленный на усвоение ребёнка структуры общественных отношений. Предметом является структура общественных отношений.

Учение –вид деятельности, направленный на усвоение знаний, умений и навыков. Предмет – знания.

Трудовая деятельность – вид деятельности. Направленный на создание материальных и духовных благ для общества. Предмет – создание благ.

2. психология личности

 

1. Основные понятия психологии личности.

2. Структура личности.

3. Основные теоретические подходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии.

1.1 Индивид(неделимый)- человек в совокупности своих биосоциальных особенностей.

1.2 личность – индивид, имеющий определённый социальный статус, выполняющий общественно-полезную деятельность и обладающий уникальными чертами или психологическими качествами.

Личность проявляется на социальном уровне в виде деятельности, показывает себя через сознание и через активность в целом.

Сферы личности:

Познавательная – включает в себя все познавательные процессы.

Эмоционально-волевая – эмоции, чувства, всё что относится к воле.

Экзистенциально-бытийная – смысл жизни человека.

Нравственная – система мировоззрения личности. Убеждения, ценности, идеалы.

Предметно-деятельностная – все действия, поступки, двигательные акты.

Межличностная – сфера социальных отношений.

Самосознание – всё, что касается осознания человеком своего я.

Движущие силы развития личности:

Социальная ситуация развития – та ситуация, в которой осуществляется развитие.

Ведущая деятельность – ведёт за собой развитие. В её рамках осуществляется развитие личности.

Возрастные новообразования - те психические качества, которые мы приобретаем по мере взросления.

Уровни личности:

Уровень актуального развития.

Уровень ближайшего развития.

Есть и психические свойства: темперамент, характер, способности.

1.3 Субъект деятельности – индивид как представитель определённой профессиональной группы, как продукт общественно-исторического развития.

1.4 Индивидуальность – уникальность, неповторимость – это индивид в совокупности социально-психологических, профессиональных, физиологических особенностей, с точки зрения своей уникальности. Проявляется через мотивацию, характер, способности и поведения человека.

К психологическим свойствам личности относят характер, темпирамент, способности, направленность.

Направленность отвечает на вопросы что хочет человек, что может человек и что он есть.

Направленность совокупность устойчивых мативов, которые ариентируют деятельность личности не зависимо от ситуации.

Темперамент – это индивидуально психологическое свойство личности. С темпераментом связано интенсивность реагирования на внешние раздражители, особенности приспособления к среде, характеристики моторных реакций.

Содержание деятельности и поведения человека не определяется темпераментом.

Темперамент определяет стиль способ и манеру поведенческих действий.

Темперамент определяет динамические проявления психики: медлительность, торопливость, замкнутость, общительность, горячность, хладнокровность.

Существует несколько подходов к определению темперамента:

1) Гуморальный подход – объясняет темперамент с соотношением различных видов жидкости в организме.

2) Психологический – представители Хейманс, Юнг, Айзенс. Связывали темперамент с психологическими факторами содержания. Хейманс считал, что темперамент следует изучать по 3 биолочиеским факторам: пассивность или активность, эмоциональность, высокая или низкая скорость наростания и угосания реакций.

3) Темперамент как тип высшей нервной деятельности Павлов, Теплов, Небылицин. Павлов в основу темперамент положил особенности взаимодействия процессов возбуждения и торможения, которые происходят в коре головного мозга, характер протекания процессов у каждого селовека свой. Различия обусловлены генетически и проявляются в таких свойствах как подвижность, инертность, сила.

4) Конституциональный подход. Представители считали, что темперамент зависит от строения или от конституции тела человека. Шелдон, Кречмер, Конрад. Кречмер выделил 4 типа астемик, атлетик, пикник, диспластик. Для астепика характерно доба, плоскогрудость, с длинными тонкими ногами и руками. Атлетик – широкие плечи, мощная грудная клетка. Явно видна мускулатура. Пикник – человек округлой формы, короткой шеей, общительные.Шелдон считал, что теперамент закладывается во внутреутробном развитии и зависит от того на сколько лучше развивается одна из 3 тканей. Эктодерма, мезодерма, энтодерма

Характер это индивидуально типологическое свойство личности. Характер – это структура стойких сравнительно постоянных свойств. Выделяют 4 основные группы черт характера, которые образут характер.

1 – это отношение человека к людям, коллективу, к другим людям.

2 – это отношение к труду и к делу: трудолюбие, лень, организованность, лень и т.д.

3 – это отношение к самому себе: чувство достоинства, чуство гордости, самокритичность, скромнмть, эгоизм.

4 – отношение человека к вещам к собственности.

По уровню проявления черт характера выделяют следующие характеры: Средние или нормальные.

Акцинтуированный характер. Акцентуация – это преувеличинное соотношение в свойствах характера. В результате этого ухудшается взаимодействия с окружающими людьми. К Леонгард.

Выделял следующие акцинтуации: педантичный человек, эмотивный человек, тревожный тип, дестимный тип, демонстративный, гипертивный тип, возбудимый тип, аффективно-экзальтированный, циклоидный тип, интровертированный тип, экстровертированный тип

 

Платонов. 4 элемента в личности.

Направленность – совокупность потребностей, интересов, убеждений, мировоззрения личности. Имеет социальный характер. Т.е. мы её приобретаем в обществе.

Опыт – знания, умения, навыки, привычки. Социально-биологический по происхождению, но доминирует социальный.

Формы отражения и регуляции – все психические процессы.

Биосоциальная по происхождению, но именно в социуме они проявляются.

Конституциональные свойства – темперамент, характер, способности.

 

Подходы личности. Зарубежная психология.

1. Биогенетический. Не говорят о развитии, а только о росте и созревании. Психоонализ (инстинкты). Бихевиоризм (развивается за счёт ответной реакции на внешние стимулы), Социогенетический (развитие личности, теория социальных ролей, согласно которой человек последовательно развиваясь усваевает определённые роли – Парсонс), Психогенетический (развитие личности, но наследственный фактор не является ведущим) Психогенетическая теория (Ерик Ерексон)

Основные направления зарубежной психологии личности:

1. Психоанализ З. фрейда. Предметом изучения являются врождённые влечения и неосознаваемые мотивы поведения человека. Фрей-инстинкты: влечение к жизни и влечение к смерти.

2. Бихевиоризм Дж. Уотсон. Человек как действующие существо. Ответная реакция организма на стимулы внешней среды.

3. Гуманистическая психология. А. Маслоу, К. Роджерс. Предметом изучения является развитие личности.

4. Когнитивная психология. У. Найссер. Предметом являются когнетивные карты сознания, познавательные процессы.

5. Гештальт психология – м.В. Геймер. Формирование образов восприятия, соотношение фигуры и фона.

 

 

3. психология познавательных процессов

1. Сенсорно-перцептивные процессы: ощущения и восприятия.

2. Мнемические процессы.

3. Мышление и речь.

4. Воображение и внимание.

Ощущения – это простейшая форма отражения реальности, дающая человеку информацию об отдельных свойствах предметов и явлений окружающего мира.

Виды ощущений – зрительные, обонятельные, слуховые, вкусовые, тактильные(прикосновения) и кинестезические (движения), ощущения голода – насыщения, половые ощущения, болевые, ощущения давления, температурные и ощущения жажды.

Свойства ощущений:

1) Адаптация – приспособление к окружающим условиям среды.

2) Синестезия – получение ощущений характерных для одного органа чувств в результате воздействия на другой.

3) Сенсибилизация – усиление чувствительности определённого органа чувств.

4) Порог ощущений – это минимальная или максимальная величина раздражителя, способного вызвать ощущения.

Восприятие (перцепция) – это форма отражения реальности, дающая человеку информацию о целостном образе, предметов и явлений окружающего мира.

Виды восприятия:

Простое – зрительное, вкусовое, обонятельное, вкусовое, слуховое, осязательное.

Сложные виды восприятия:

Восприятия человека человеком, восприятие картины, пространства – объём, размер и взаимное расположение предметов относительно друг друга, восприятие времени – восприятие субъективной значимости событий жизни, в зависимости от частоты сердечных сокращений и дыхания.

Свойства восприятий:

- Целостность.

- Константность – постоянство восприятия объектов по форме, цвету и объёму.

- Предметность – связано со свойством конкретного предмета.

- Избирательность – зависимость восприятия от потребности.

- Апперцепция – вне зоны восприятия, зависимость восприятия от прошлого опыта.

Память – это форма отражения реальности позволяющая человеку запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать предметы и явления окружающего мира.

Виды памяти по анализаторам (органам чувств): Слуховая, зрительная, вкусовая, тактильная, двигательная, обонятельная, эмоциональная, образная.

По времени запоминания и сохранения информации:

1) Мгновенная память (оперативная) – информация запоминается и сохраняется от 20 сек – до 1 минуты.

2) Кратковременная – информация запоминается от 1 минуты – до 72 часов и запоминается и сохраняется до такого же времени с условием 3-х разового повторения.

3) Долговременная память – информация запоминается и хранится от 3 суток и до коца жизни при условии многократных повторений.

Свойства памяти:

1. Точность – точность запоминания и воспроизведения памяти.

2. Быстрота

3. Объём – то количество информации, что помещается в нашу память.

4. Длительность – как долго мы сохраняем информацию.

5. Продуктивность памяти – одновременно все 4 свойства.

Мышление – форма отражения реальности, которая даёт человеку информацию о существенных связях между предметами и явлениями окружающего мира.

3 формы мышления: понятия, суждения, умозаключения.

6 мыслительных операций:

1) Анализ

2) Синтез

3) Обобщение – выделение существенных признаков объекта.

4) Сравнение - установление сходства и различия.

5) Абстрагирование – отличие от существенных признаков объекта.

6) Конкретизация

Способы мышления:

Индукция

Дедукция

Аналогия – от частного к частному

Свойства мышления:

1) Широта ума – поверхностные знания из многих отраслей науки.

2) Глубина ума – хороший профессионал, глубокие знания в определённой области науки.

3) Самостоятельность ума – способность без помощи других решать жизненные проблемы.

4) Критичность ума – способность объективно воспринимать результат своего поведения и деятельности.

5) Гибкость ума – способность решать жизненную проблему несколькими способами.

6) Ригидность ума – обратный процесс гибкости, решение всех жизненных проблем только одним способом.

 

ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение – форма отражения реальности, позволяющее человеку создавать новые образы явлений и предметов окруж мира

Виды воображения:

1. активное (произвольное) –репродуктивное, -антиципирующее, -творческое

2. пассивное –мечта, -греза, -фантазия

Внимание – сосредоточение сознания на реальные и мнимые объекты окруж. Мира

Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное(интерес)

Свойства внимания:

1. концентрированность – способность сосредотачивать внимание на объекте

2. длительность – определяет время удержания внимания на объекте

3. интенсивность – степень сосредоточения внимания на объекте

4. переключение – способность быстро менять деятельность

5. распределение – способность одновременно заниматься несколькими видами деятельности на высоком уровне сложности

Интеллект – совокупность умственных способностей человека

 

 

4. направленность личности

  1. направленность и ее формы, потребности и их классификация

направленность – социальное системное свойство личности, которое представляет собой совокупность следующих форм:


1.влечение. 2.потребности. 3.мотивы. 4.интересы. 5.склонности. 6.убеждения. 7.идеалы. 8.ценности. 9.мировоззрение

Потребность – нужда, необходимость.

· Дефицитные потребности (самореализация, соц.признание, соц.принадлежность)

· Бытийные потребности (безопасность, физ.потребности)

По предмету: материальные и духовные потребности

 

  1. Мотив и мотивация.

Мотив – побуждение к активности. Мотивы поведения человека:

  1. мотив достижения успеха и избегания неудач
  2. мотив власти (позволяет установить отношения доминирования/подчинения, у мужчин выражен больше)
  3. мотив аффилиации – стремление к общению
  4. мотив альтруизм – бескорыстная помощь другим людям, удовлетворение морального долга, потр. в самоуважении, нормы соц.взаимности

Формы альтруизма: спасение, защита, помощь.

  1. мотив эгоизма (нет у суицидальников и психов)
  2. мотив агрессивности – ответная защитная реакция на угрозу жизни
  3. мотив подавления агрессии – регулирует наше соц.поведение.

мотивации 6, 7 закладываются от 2 до 11 лет.

Мотивация – процесс внешней (ситуационной) и внутренней (личностной) детерминации поведения.

Структура мотивации: 1.потребности, 2. мотивы, 3. цели деятельности

 

  1. Воля

Воля – процесс сознательного регулирования поведения и деятельности.

Волевое действие:

  1. борьба мотивов
  2. выбор и формулировка цели
  3. разработка программы поведения
  4. принятие решения
  5. исполнение

Волевые кач-ва личности (самые поздние образования, формируются в 15-30 лет):

    • Ответственность
    • Инициативность
    • Решительность
    • Активность
    • Исполнительность
    • Мужество и др.

 

  1. Самосознание и его структура

Самосознание – осознание человеком своего «Я».

Вертикальная структура:

  1. когнитивный элемент – образ-Я (реальный/идеальный)
  2. эмоционально-ценностный компонент (самооценка/самоотношение)
  3. поведенческий элемент (уровень притязаний – степень трудности задач,которые готов решить человек; уровень самоактуализации)

Горизонтальная структура:

  1. самочувствие (индивид)
  2. самоотношение (на уровне личности)
  3. самоактуализация (на уровне индивидуальности)

 

Волевые качества личности.

С 15 до 30 лет формирование.

Что относится к волевым качествам: ответственность, инициативность, решительность, исполнительность, смелость, мужество.

Самосознание и его структура.

Самосознание – это осознание человеком своего я. Формируется с момента рождения.

Самосознание(вертикальная структура):

1) Когнитивный элемент самосознания образ-я (я-реальное и я-идеальное если они не совпадают, то человек впадает в депрессию, если они дплеко друг от друга, то человек получает комплекс неполноценности)

2) Эмоционально ценностный компонент самосознания 1 часть – самооценка, 2 часть самоотношение.

3) Поведенческий элемент самосознания 1 компонент - уровень притязаний, 2 – уровень самоактуализации.

Уровень притязаний – это степень трудности задач, которые готов решить человек.

«Комплекс Ионы» - страх реализации своих возможностей. Т.е неудачник.

Горизонтальная структура самосознания.

1) Самочувствие

2) Самоотношене

3) Самоактуализация

 

5. эмоции и психические состояния

1) Понятие эмоций и их классификация.

2) Психические состояния и их виды.

3) Стресс его виды и методы преодоления.

Эмоции – это формы отражения реальности протекающие в виде переживания и отражающие субъективную значимость событий жизни для человека.

Функции:

1. Отражательная

2. Оценочная

3. Сигнальная

4. Образовательно-воспитательная

5. Воздействующая

6. Коммуникативная

Классификация. Разработал Леонтьев.

1) Аффекты – кратковременные эмоциональные реакции бурно протекающие и отключающие контроль сознания над поведением.ппривет ппривееет)ты кто? Неадекватный чувак, носящий найк, а я в состоянии аффекта и с ножом)давай дружить? Давай, хошь травки? Давай уриной какашки под язык?? Не это ггггг, лучше конопли… твой костя это ест….. бррррр. Сама ты это ешь все я беру второй нж и идууууууууууууу, я спасу тебя алиначчччка….. ай… помогите… ай….нннаааааааааааа… неееееееееет

2) Собственно эмоции (базовые) я хочу пмццу, это эмоция моя…. И я)и сок)ой нет. Лучше худеть), луч …. –радость, интерес, гнев, вина, стыд, печаль, горе. Почему мало позитивааааааааа… печалька.

3) Чувства, чувааааааааааааааааак) это чувтвааааааааааааа – это длительные эмоциональные реакции сконцентрированные вокруг одного объекта. Разновидности: моральные чувства – любовь, надежда, вера – что это за телки?? Это чувства..) аморальные – ненависть, интеллектуальные – чувство интереса при узнавании нового, чувство удивления от познания нового, гражданско-политические чувства, эстетические чувства – чувство прекрасного, отвротительного, страсть - длительное чувсто сконцентрированное вокруг одного объекта, которое разрушает личность и психику. Я испытывая моральные чувства, а владушка испытывает страсть до аффекта, т.е. у неё лав зависимость. дааа? Страсть негативноАмедунец просто лофшара а я одуван, божий

4) Настроение – хроническое эмоциональное состояние, общий строй всех систем личности.

у меня гуд настроение, я пофигисты, равнодушные

Функциональное состояние организма – это интегральный показатель работы всех систем организма.

1) Релаксация – это функциональное состояние организма, которое проявляется в расслаблении всей мышечной системы организма.

2) Сон – это фсо, которое характеризуется наступлением общего покоя всех органов и систем организма. Сон включает 2 фазы 1) быстрый сон, или фаза быстрого движения глаз длится в среднем 10-15 минут, и повторяется 5-6 за ночь. 2) медленный сон 1,5-2 часа и повторяется 2-3 раза за ночь

3) Работоспособность – это психическое состояние, которое характеризуется максимальной эффективностью деятельности.

4) Бодрствование – психическое состояние характеризующиеся максимальной активностью личности.

5) Утомление – когнитивный спад.

6) Переутомление (синдром хронической усталости) – характеризуется общим недомоганием организма, головная боль, разбитость, мышечные судороги.

Собственно психические состояния

Депрессия – это собственно психическое состояние характеризующиеся условиями: низкое настроение в течении 2 недель, мышечная атония, повышенная плаксивость.

Фрустрация – это состояние неудовлетворённой потребности, которое характеризуется повышенной раздражительностью, недовольством собственным я и агрессивной активностью.

Стресс – выражает неспецифический ответ организма на изменение внешних и внутренних условий среды. Бывает физиологический и психический. Физиологический вызывается – теснота, холод, жажда, боль, жара, голод, заболевание, психический – неуважительное отношение к личности, проблемы денежного характера, разрыв взаимоотношений с близким человеком, смерть близкого человека, когда у нас не удаётся какое-то дело. Селье Ганс.

Фазы стресса:

1) Фаза тревоги

2) Мобилизации – концентрация всех сил для борьбы с о стрессом.

3) Истощение

4) Нервный срыв или болезнь – фаза истощения.

Виды стресса по влиянию на организм.

Эустресс – позитивный, который усиливает активность, дистресс – негативный, разрушающий организм.

Меры борьбы со стрессом: физическая активность, свежий воздух и смена впечатлений, массажи, ванны, использование эфирных масел.

 

6. социальное поведение человека

1.Социализация и ее этапы

Социализация- процесс усвоения индивидом норм общества.

Этапы:

  1. досоциализация (от рождения до 12 лет). Некритическое усвоение социального опыта
  2. индивидуализация (от 12 до 18 лет). Человек критически усваивает соц.опыт и старается выделиться из общества.
  3. типизация (с 19 до 26 лет). Человек не хочет выделяться из общественной массы
  4. трудовая социализация (с 26 до пенсии). Человек обогащает общество своим опытом.
  5. послетрудовая социализация (пенсионный возраст). Передача опыта подрастающему поколению.

Механизмы социализации (психические механизмы)

1. Копирование (бессозн.механизм) от рождения до 3 лет.

2. подражание (частично сознательный) 3-7 лет.

3. имитация (сознательный) 7-11 лет.

4. идентификация, 12-15 лет

 

2. Соц. процессы в поведении человека

Фасилитация – процесс активизации (ускорения) деятельности человека в присутствии других людей.

Соц. ингибирование – торможение деятельности.

Соц. научение (???) – усвоение модели поведения значимого объекта.

Соц. контроль – регламентация поведения индивида со стороны общества.

3. Просоциальное и асоциальное поведение.

Просоциальное – направленное на оказание поддержки другим людям (альтруистическое).

Удовлетворяет:

· 2 мотива: мотив морального долга и мотив сочувствия

· 2 нормы: норма взаимности (поступай с другим так бла бла бла) и норма морали

Формы просоц. поведения – спасение, защита, помощь, забота и т.д.

 

Асоциальное поведение (девиантное) – отклоняющееся от социальной нормы:

· Делинвквентное (правонарушение)

· Аддиктивное (злоупотреьления), например, табакокурение, адреналин-зависимость и пр.

 

 

7. межличностные отношения и общение

 

1.понятие соц психологии. Её предмет и основные категории

2. Взаимодействие и его критерии.

3. Межличн. Отношения, их формы и этапы развития.

4.Общение. его виды, структура и функции

5.Комуник сторона общения

6.Интерактивная сторона общения

7.Перцептивная сторона общ-я. Каузальная атрибуция.

 

 

1.

Соц психология – раздел психологической науки, кот-й изучает человека как участника различных по форме и или соц-х отношений (межличн-х и межгрупповых).

Предмет соц псих – межл и межгрупп соц отношения.

Объект – человек и группа.

Основные категории:

  • Взаимодействие
  • Соц связь-завис-ть людей, реализованная через соц действие (делаю не один, а с кем-то)
  • Соц отношения – устойчивая система взглядов людей относительно др др
  • Малая группа

 

2.

Взаимодействие – процесс взаимного влияния людей др на др, порождающий соц отношения и соц связи.

Межличн-ое взаимод-е – случайные и неслучайные, кратко- и долговременные, преднамеренные и непреднамеренные контакты(связи) 2ух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, мотивации и интеллекта.

Критерии взаимод-я:

  • Небольшое кол-во участников(2-3 чела)
  • Пространственная близость относительно др др
  • Интимно-личностный хар-р взаимодействия – другой участник рассматривается как независимый и самостоятельный партнёр
  • Ориентация на эмоц. состояние партнёра

 

Признаки межличн взаим-ия:

  1. Наличие внешней цели по отношению к 2ум партнёрам
  2. Ситуативность взаимод-ия(регламентация нормами и правилами)
  3. Зависимость восприятия взаимод-я от условий его протекания и оценок партнёров

 

3.

Межл отн-я(взаимоотношения)- субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождаемые различными эмоц переживаниями партнёров.

 

Харак-ки межл. отнош:

1.дистанция =степень психологической близости партнёров

2. валентность (-,0,+) (как партнёры относятся к др др)

3.позиция партнёра (доминирование, равенство, подчинение)

4. степень знакомства-она определеяет форму отношений:

Самые близкие: родственная форма

Супружеские отн

Любовные отнош

Дружеские отнош

Товарищеские отнош

Приятельские отнош

Самые далёкие Отношения дальнего знакомтва

Этапы отношений:

  1. Этап сближения – поиск и выбор партнёра
  2. Этап близости.фазы

А) фаза симпатии – нам приятно и интересно общаться

Б) фаза уважения – партнёр ещё и проявил личностные качества, за кот-е мы его уважаем

В) фаза дружбы – симпатия+уважение

Г) фаза любви – к дружбе+секс. Влечение(на этом этапе формируется понятие «мы»)

3. Этап дифференциации – «мы» разделяется; выделение своей уникальности из «я» партнёра; наши «я» взаимодействуют

4.этап разрыва(завершения) отношений – партнёры покидают др др

 

Виды отношений: (по потребностям)

  1. Ритуал – вид отношения, удовлетвл-щий потребность в соц значимости; отражается соц статус
  2. Операция -- вид отношения, удовлетвл-щий потребность в компетентности
  3. Соревнование -- вид отношения, удовлетвл-щий потребность в соц признании и в компетентности
  4. Уход -- вид отношения, удовлетвл-щий потребность в одиночестве
  5. Времяпрепровождение -- вид отношения, удовлетвл-щий потребность в принятии и понимании со стороныдр человека
  6. Аттракция(привязанность) -- вид отношения, удовлетвл-щий потребность в принятии, понимании и любви

 

 

4.

Общение – взаимод-вие, осуществляемое с помощью речевых и неречевых ср-в, преследующее целью достижение изменений в интеллект-ой, мотивац-ой и поведенческой сферах партнёров.

Виды общения:

По цели: официальное(деловое), формальное

Неофициальное(личностное), неформальное

По способу: вербальное

Невербальное

По расположению партнёров в пространстве: контактное

Дисконтактное (онлайн режим в интернете)

Личностное участие: «контакт масок»(личность чела не затрагивается)

Примитивное общ-е(личность партнёра не интересует, чел исп-ся для удовл-ия своих собственных потребностей)

Формально-ролевое (препод-студенты)

Деловое общение(исп-ся личности др др чтобы извлечь пользу для обоих)

Духовно-личностное об(личн партнёра—ценность, она оникальна, самостоятельна)

 

Уровни общения:

Низший – ритуальный, общ-ие осущ-ся в рамках соц. роли

Средний – манипулятивно-деловой; «я-вы» контакт, личность партнёра интересна, извлекается собственная польза

Высший – интимно-личностное общение, «я-ты» контакт, личность партнёра уникальна, значима, неповторима. Удовлетв-ет нашу потребность в понимании и принятии.

Структура общения:

  1. Коммуникация – обмен личностно-значимой инфой
  2. Интеракция – поведенческое взаимодействие партнёров
  3. Социальная перцепция – соц восприятие и понимание партнёрами др др

Функции:

  1. Информативная – обмен инфой
  2. Контактная – установление связи между партнёрами и готовность к общению
  3. Воздействующая – влияем на партнёра, изменяем его поведение
  4. Понимания – понимание и принятие партнёра по общению
  5. Координационная – совместные действия
  6. Эмотивная – передача др др своих эмлций

 

5.

Стр-ра коммуникации по У. Ласуэллу(«теория волшебной пули»):

Отправитель(коммуникатор, кодировщик)---->текст ---->кодировка текста ---->смысл---->декодировка---->реципиент---->обратная связь к коммуникатору(схема замыкается в кольцо грубо говоря)

 

Коммуникативная компетентность – внутренний ресурсы личности, кот-е позволяют осущ-ть эффективную коммуникацию.

Черты характера:

  1. Общительность – способ-ть устнавливать связь
  2. Тактичность – спос-ть передавать корректно
  3. Доброжелательность – спос-ть эмоц-положительно передавать сообщения
  4. Коммуникабельность – СП-ть эффективно передавать сообщения

 

Коммуникативные барьеры – препятствия, возникающие на пути эффективной коммуникации:

  • Фонетические барьеры
  • Симиотические б – «я имею в виду одно, ты – другое»
  • Психологические б: барьер авторитета, б избегания, б агрессии(конфликта).

 

6.

 

Интеракция – обмен поведенческими актами в процессе общения.

Эрик Берн разработал классифиакации типов реагирования в общении:

1) «родитель» -- приказывает, обижает, угрожает, доминирующий тип реагирования

2) «взрослый» -- всегда анализирует, советует, обсуждает, принимает решения, всегда ответственный.это рациональный тип реагирования

3) «ребёнок» -- капризничает\покоряется, эмоциональный тип реалирования в общении

 

7.

Соц перцепция – восприятие и понимание партнёрами др др.

Наблюдатель1---->(оценка) ---->внешний вид партнёра2---->(оценка) ---->псих особенности партнёра2---->(отношение) ---->прогноз поведения партнёра2(ЭТИ ПРОЦЕССЫИДУТ В ОБЕ СТОРОНЫ!!!!)

Структура соц перцепции:

1) Идентификация – уподобление своего поведения поведению др человека

2) Эмпатия – сочувствуем и сопереживаем партнёру

3) Рефлексия – я уподобляю не поведение, не эмоц, а мысленно становлюсь на позицию партнёра по общению=> начинаю выражать отношение =>делаю прогнозы

 

Коузальная атрибуция (причинное предписание)

Ошибка коуз атрибуции – процесс, кот-й позволяет партнёрам по общению приписывать личную ответственность за содеянное другому партнёру, а ситуативную ответ-ть – себе.

Ср-ва общения:

А) вербальные\речевые: язык, интонация, ритм, скорость речи, темп, громкость голоса, доп звуки(кхт,мм…)

Б) невербальные: жесты и мимика(жестика), мимика\выражения лица(мимика-наука), такесика(поглаживания, поцелуи, рукопожатия), проксемика(расположение людей в прост-ве), кинесика(изменения позы и лица, т е мимика+пантомимика).

 

Феномены общения(что мешает):

1) Ф-н стереотипизации – успрощ восприятие партнёра по общению (стереотип – упрощённая форма поведения)

2) Ф-н ареола (галлоэффект)—явление восприятия партнёра по общению только либо с положит, либо с отриц стороны(эф-т любимчика, эф-т двоечника)

3) Ф-н проецирования – явление переноса собственных отрицат черт на партнёра по общению

4) Ф-н первичности(1ого впечатления) – это явл-е воздействия 1ого впечатл-я о челе на весь процесс общения с ним

5) Эффект последней инф-ции – последняя негативн инфа о челе влияет на процесс общения

6) Ф-н привлекательности – предвзятое отношение к челу с хорошей внешностью(чем красивее,тем лучше отношение)

 

8. взаимоотношения людей в малых группах

1. Понятие малой группы, её признаки и классификация

Малая группа – небольшая по кол-ву общность людей(3-15 чел), объедин. общей целью деятельности и находящихся в постоянных эмоц. контактах друг с другом.

Признаки малой группы:

· соприсутствие в пространстве

· активное взаимодействие в группе

· совместная деятельность

· всегда в группе есть организующее начало: формальный руководитель либо лидер

· наличие определённой культуры группы(нормы и правила поведения в группе)

Малая группа:

· групповые цели

· гр. мнения

· гр. нормы

· гр. интересы

· гр. потребности

· гр. ценности

Виды малых групп:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: