Чайхана, караван-сараи и баня




В середине VIII—XIV столетиях мусульманские города наряду с византийскими и китайскими были самыми высокоразвитыми в мире, а городская культура исламского мира считалась наиболее передовой. Тогда же сложился тип мусульманского города — с цитаделью (крепостью), одной или несколькими соборными мечетями, куда по пятницам собирался на общую молитву весь город — знать, купцы, простой народ, а также с банями и харчевнями (лукумными или чайханами). Небольшие мечети располагались в каждом квартале, где жили ремесленники одной профессии. Только кузнецы, мясники и кожевенники жили отдельно, потому что были презираемыми, хотя и высокооплачиваемыми работниками. Первые — из-за своих кузниц, от которых мог возникнуть пожар, остальные — из-за зловонных кож и внутренностей животных. Кроме того, появились и сугубо городские профессии: водовозы (развозившие воду по дворам), водоносы (разносившие воду на базарах), дровосеки и угольщики, снабжавшие горожан топливом — дровами и древесным углем. В городах строились различные общественные здания: нарядные, тщательно спланированные бани, где не было сквозняков и на обогрев помещений уходило мало дров; караван-сараи для путешественников; крытые куполами базары, где в больших комнатах-лавках работали чеканщики, ювелиры, а купцы торговали одеждами, благовониями, оружием... Кроме мусульманских кварталов в каждом городе были христианские и еврейские — последние чаще всего вблизи от резиденции правителя.

Распространяясь по миру, исламская городская культура усваивала разные традиции архитектуры и строительства, в том числе использования местных строительных материалов. В областях древних цивилизаций это был обожжённый кирпич, в горном Дагестане — камень, в Волжской Булгарии — брёвна, в Суданском поясе Африки — глина в сочетании с древесными стволами, на Мальдивских островах — блоки, вырезанные из коралловых рифов, и т. д. После принятия ислама жители этих стран продолжали применять традиционный строительный материал даже для постройки мечетей. Однако со временем по ближневосточному образцу стали изготовлять кирпич.

Города, возникшие в доисламскую эпоху, после завоевания их мусульманами приобрели мусульманские черты: например, «глухие», без окон, стены домов, обращённые на улицу. Однако города Южной Аравии и сама священная Мекка сохранили свою древнюю планировку и архитектуру: в них нет бань и караван-сараев, а здания строили окнами на улицу. Кроме того, некоторые мусульманские города образовались на месте арабских военных лагерей. Другие, преимущественно в арабских странах, были основаны недалеко от шумных и беспокойных столиц и служили летними резиденциями халифов и эмиров. Такова, в частности, Махаса близ Бухары. Позднее эта идея — через Арабскую Испанию — была заимствована европейскими монархами.

Величайшие города исламского мира — столицы халифов Аббасидской династии Багдад и Каир основаны в период расцвета исламской цивилизации. Багдад появился в 762 г. на месте иранского базарного села, а Каир—в 969 г. рядом со старым египетским городом Фустат, бывшим арабским военным лагерем. Позднее рядом с Багдадом построены летние резиденции удивительной красоты: Самарра и Джафария на реке Тигр.

В Тропической Африке и Северной Евразии мусульманские поселения были первыми настоящими городами. Они состояли из резиденции правителя, квартала купцов-мусульман, иногда резиденции царицы — матери царя. В Золотой Орде русские, некоторые крымские и кавказские города сохранили немусульманский характер, но другие — от низовьев Днестра до низовьев Сырдарьи — были типично мусульманскими. Некоторые из них, в том числе Сарай-Бату (Старый Сарай) и Сарай-Берке (Новый Сарай) в Нижнем Поволжье, строились по среднеазиатскому образцу и строго по плану. И также по плану все города Золотой Орды были уничтожены Тимуром в конце XIV столетия.

Вид с минарета

Первую в истории мечеть построили ещё при жизни Пророка Мухаммада в Медине, где и был похоронен Мухаммад; второй мечетью стал Ал-Харам — бывший храм Кааба в Мекке; третья воздвигнута на священной для евреев скале Сион в Иерусалиме — Куббат ас-Сах-ра (Купол Скалы). К этим трём мечетям мусульмане совершают паломничества — хаджж. В мечети нередко превращали храмы других религий. В египетском городе Луксоре один из древних храмов языческих богов был перестроен в мечеть. Порой в мечети превращали христианские храмы, например бывший храм Софии Константинопольской в Стамбуле. Старейшая в Российской Федерации мечеть Джума в Дербенте в VIII в. была также переделана из христианской церкви.

Однако большинство мечетей было построено заново от самого фундамента, хотя нередко в строительстве использовались мраморные колонны и каменные блоки, оставшиеся от прежних построек (в основном в странах Средиземноморья). Среди них знаменитая огромная и прекрасная мечеть Омейядов в Дамаске (вторая половина VII в.), внутри которой можно увидеть гробницу Яхьи — Иоанна Крестителя, и большая мечеть в тунисском городе Кайруане (вторая половина VII—IX вв.) — первая мечеть стран Магриба. В наиболее почитаемой мечети в Мекке находится чёрный камень Каабы, сохранившийся с древнейших времён.

На весь мир славятся мечети Каира, которые никогда не разрушали завоеватели или безбожники — случай нечастый в истории. Старейшие из них двухэтажная мечеть Амра (VII в.) простой и суровой архитектуры; мечеть эмира Ибн Тулуна (IX в.) с минаретом (XIII в.); огромный и величественный храм Ал-Азхар (X—XVI вв.), в котором возник самый знаменитый мусульманский университет; не менее величественная мечеть халифа ал-Хакима (XI в.); нарядные мечети и мечети-мавзолеи султанов-мамлюков. Архитектуру и декор последних копировали не только мусульмане всего мира; узоры мечети Узбекия угадываются на шапке Мономаха — короне великих князей Московских и царей.

Несмотря на различия архитектурного стиля, внутри каждой мечети должна быть молитвенная ниша — михраб, — которая указывает направление на Мекку; лицом к ней мусульмане молятся. На минарете это направление указывают рожки полумесяца. Внутри мечети нет никаких изображений — только изречения из Корана на арабском языке да кафедра проповедника — минбар, — на которой лежит том Корана.

Мусульманские гробницы по форме подражают мечетям, тем более что некоторые гробницы являются мечетями. В казахских степях мазары (гробницы), целые их ансамбли — некрополи выглядели единственными городскими строениями среди бескрайней степи, кочевое население которой жило в юртах. Знаменитый культовый комплекс Самарканда Ша-хи-Зинда с гробницами государей и знати, не менее знаменитый гигантский некрополь Каира с монументальными гробницами мамлюкских султанов и эмиров, некрополи в других странах исламского мира поражают своими размерами и пышностью. Гробницы шиитских имамов в Южном Ираке и Иране не только величественные архитектурные памятники, но и объекты поклонения, места паломничества миллионов людей.

Наиболее интересны в архитектурном отношении усыпальницы великих правителей: Исмаила Самани в Бухаре, Салах ад-Дина близ Дамаска, Тимура в Самарканде. Первая из них отличается благородной простотой форм, чёткостью пропорций, чисто той цвета, две другие — причудливыми формами и многоцветием. Размерами и роскошью их затмевает гробница современного национального тунисского лидера Хабиба Бургибы в городе Монастир. Но самая знаменитая и красивая усыпальница исламского мира — Тадж-Махал в Дели, сооружённая по приказу султана Шах-Джахана в 1630—1652 гг. над захоронением его жены Мумтаз-Махал.

Роскошь дворцов и садов

Дворцов мусульманских правителей сохранилось гораздо меньше, чем гробниц и мечетей. Больше всего их в арабских и южноазиатских странах и сравнительно мало в тюркском мире султанские дворцы в Стамбуле, дворец крымских ханов в Бахчисарае, Девичья башня в Баку, замки Хивы, Гиссара, Арк в Бухаре, загородная Махаса под Бухарой и др. Они очень разные по архитектуре, но у них есть одна характерная черта: разделение на парадные залы, службы и женскую половину — гарем (от араб, «харам» — «запретное место»), куда запрещено входить посторонним мужчинам.

Во дворцах, особенно в загородных резиденциях, получила развитие садово-парковая архитектура. Иногда целый лесок окружали стеной и превращали в парк, но чаще специально высаживали деревья: в одних странах чинары, в других финиковые пальмы, гранаты и персики, а также цветущие кустарники, розы, жасмин и тюльпаны. В садах гуляли лани, газели, павлины и куропатки, там сооружали фонтаны и беседки... При этом руководствовались симметрией, символикой растений и животных. В целом дворцовый «мавританский» парк создавал образ рая.

Непременную часть внутреннего убранства помещений наряду с низкой мебелью и жаровнями для обогрева составляли ковры. В степях Евразии — более простые килимы и кошмы, украшенные крупными цветными аппликациями, в Африке и на Мальдийских островах — циновки из пальмовых листьев и трав. Восток исламского мира славится туркменскими, таджикскими, афганскими, белуджийскими коврами, Малая Азия — турецкими, а запад — марокканскими и тунисскими. Все они отличаются не только по рисунку и колориту, но и по технике завязывания узелков. В мечети Омейядов в Дамаске расстелены огромные пурпурные ковры... Но самые знаменитые среди них — персидские. Существует много разновидностей этих великолепных ковров; их ткут из шерсти и шёлка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: