Политика просвещенного абсолютизма Екатерины II
Проблемы требующие решения:
После отмены указа Петра I о единонаследии дворяне получили возможность передавать земли детям по наследству, это обернулось:
1) падением уровня жизни дворян
2) увеличением барщины крестьян на помещиков которые нуждались в средствах для жизни с трёх до шести дней в неделю
3) падение уровня жизни крестьян из-за увеличения барщины вело к росту крестьянских выступлений и в конечном счёте вылилось в крестьянскую войну под руководством Емельяна Пугачёва
4) падение уровня жизни крестьян привело к тому, что они не могли платить налоги государству, в результате сложился хронический дефицит государственного бюджета
5) в 1761 г. Пётр III принял «Манифест о вольности дворянства» которым освободил дворян от обязательной государственной службы. В результате государство потеряло дворян как беспрекословных исполнителей государственной воли
Таким образом государство было вынуждено в своих финансовых интересах ограничивать эксплуатацию крестьян помещиками и искать замену дворянам в качестве исполнителей государственных решений.
Концепция пресвещенного абсолютизма.
Время правления Екатерины 2 называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Под этим термином понимается стремление править в соответствии с идеалами европейского Просвещения.
Политика просвещенного абсолютизма- политика развития государства под руководством сильного, пресвященного монарха, при просвещении народа ликвидации произвола за счёт развития законодательства и судебной власти, больше чем прежде, учёта интереса разных сословий. Политика «просвещенного абсолютизма» стала проводиться в Австрии при императрице Марии-Терезии (1740-1750). Сторонниками этой политики в XVIII веке были также шведский король Фридрих II и российская императрица Екатерина II.
|
Наказ Уложенной комиссии как программа европейской модернизации России.
1) Утверждение в стране верховенства закона
2) Формирование общей и правовой культуры населения
3) Профилактика преступности
4) Отмена крепостного права
Эта программа создавала условия для формирования в России гражданского общества
Меры государства по:
· По определению статуса духовенства и роли церкви в жизни населения
Для нейтрализации противодействия духовенства своих реформ Екатерина II ослабила церковь
Она провела изъятие церковных и монастырских владений, вместе почти с миллионом крепостных крестьян, проведенное Екатериной II в 1764 году.
Она взяла монастыри на государственное финансирование и сократила численность церквей, монастырей, священников и монахов.
· По определению статуса дворянства
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ– законодательный акт, принятый Екатериной II в 1785 году, предоставлявший дворянам ряд новых привилегий, освобождавший их от обязательной службы, личных податей, телесных наказаний. В документе закреплялось право собственности на имения и крестьян, право создания вотчинных мануфактур. Дворянам было предоставлено право на самоуправление посредством создания губернских и уездных дворянских собраний, избрания предводителей дворянства и всех должностных лиц губернской и уездной администрации, а также дворянского суда.
|
· По определению статуса горожан
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ГОРОДАМ, изданная Екатериной II, закладывала основы городского самоуправления в России. Согласно грамоте горожане в зависимости от имущественного состояния и рода занятий делились на шесть категорий: настоящие городские обыватели; купцы; ремесленники; иногородние и иностранные гости; именитые граждане (крупные капиталисты и горожане с высшим образованием); посадские люди. Для решения городских проблем с учетом интересов каждой группы населения в городах создавались органы самоуправления: собрание городского общества и шести гласная общая городская дума, в которую входили городской голова и представители от всех 6 категорий населения.
· По формированию в стране третьего сословия
Она считала что для европейской модернизации Россиян необходимо создать третье сословие аналогичное европейскому. Третье сословие в Европе – это городские ремесленники, торговцы совместно выступавшие за свои права в борьбе с государством. Для этого она:
1) Жалованной грамотой разрешила дворянам заниматься всеми видами предпринимательской деятельности.
2) Жалованной грамотой городам разрешила создать механизм городского самоуправления, что способствовало развитию ремесла и торговли.
3) Разрешила государственным крестьянам заниматься ткачеством в целях продажи
4) Заселяя своими подданными отвоеванный у турок Крым она давала переехавшим сюда крестьянам по 60 десятин земли. Это привело к созданию целого региона зернового товарного хозяйства экспортной специализации, а крестьяне по своему статусу приблизились к фермерам.
|
Благодаря принятым мерам в России значительно выросло число людей занимавшихся продажей растительной деятельностью. Но создать консолидированное третье сословие не удалось.
· По формированию в стране европейски мыслящей интеллигенции
На грани XIX века в России числилось 550 учебных заведений и 62 тысячи учащихся. Эти цифры показывают подъём грамотности в России и вместе с тем её отставание по сравнению с Западной Европой: в Англии в конце XVIII века насчитывалось в одних только воскресных школах более 250 тысяч учащихся, «во Франции количество начальных школ в 1794 году доходило до 8 тысяч. В России же в среднем училось лишь 2 человека из тысячи.
· По формированию эффективной системы государственного управления
ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА– реформа областного управления, начатая в ноябре 1775 г. после утверждения Екатериной II «Учреждения для управления губернией Всероссийской империи». Вместо 23 прежних губерний в европейской части страны было создано 50 губерний по 300 – 400 тыс. жителей, с делением каждой губернии на уезды но 20 – 30 тыс. жителей. В управлении губерниями и уездами было произведено разделение административной и судебной власти. Административную власть в губерниях возглавлял губернатор, а в уездах – городничий.