Основные элементы культуры




норма - устойчивое требование социальной общности к качеству деятельности и поведению членов этой общности

обычай - исходный, наиболее простой способ регуляции, который утверждает необходимость следования жестко заданным стандартам поведения, привязанным к строго жизненным ситуациям

обряд - совокупность символических стереотипных коллективных действий, предназначенных для возбуждения, поддержания и создания коллективных переживаний

ритуал - Форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, которое выражает связь индивидов, социальных групп, общества с наиболее значимыми для них явлениями, ценностями, событиями, людьми традиция - феномены культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению.

ценности - наиболее распространенные социокультурные практики, культурные формы (нормы, образцы, стереотипы сознания и поведения), отличающиеся сравнительным единообразием своих черт у самых различных народов.

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке. Благодаря им становиться возможным, упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по разному.

В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.

Это различие между двумя языками объясняется тем, что для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

. Отношения. Культуры не только выделяют те или иные части мира с помощью понятий, но также выявляют, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению (например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности («пожалеть розгу - испортить ребенка»). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного.

. Ценности. Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

. Правила. Эти элементы (в том числе и нормы) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми.

Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это один из нескольких потенциально сдерживаемых факторов. Социальные поощрения (например, уважение) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями (например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.

Социокультурный процесс - функционирование культуры как социального явления, представляющее собой переплетение двух основных противоречивых тенденций: тенденции к сохранению, устойчивости, преемственности и тенденции к развитию, модернизации, изменениям.

Понятия культуры и социокультурного процесса стали широко использоваться в начале XX столетия под влиянием ряда факторов, из которых следует отметить потерю религией влияния на общество и ее замену другими феноменами духовной культуры, завершение проекта модерна европейской цивилизации и стремление осмыслить его результаты с помощью понятий большой емкости, сохраняющих близость к эмпирическому материалу, формирование глобального сообщества и необходимость определения иерархии различных культур в этом сообществе.

В социологии процесс развития культуры понимался по-разному. Первоначально, во времена классической социологии О. Конта и Г. Спенсера доминировал эволюционный подход, трактующий развитие как постепенное изменение культурных образцов, ценностей и норм, как развитие от простого к сложному, от однородности к неоднородности. Другой взгляд на развитие культуры связан с теорией конфликта (конфликты считали главной движущей силой культуры). В конце X1X - начале XX века развитие культуры под влиянием идей Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и П. Сорокина стали понимать циклически, т.е. как определенную последовательность фаз изменения, следующих закономерно одна за другой, при этом фазы повторяются и возвращаются. Все три подхода не утратили своего объясняющего начала и поныне, но ни один из них не может быть признан универсальным и единственным.

Исследование содержания социокультурного процесса позволяет определить его как взаимосвязь различных видов деятельности человека в обществе, как взаимодействие различных социальных сфер. Понятие социокультурное указывает на связь сферы, где опознаются универсалии и формируются ценности (идеологической), с другими сферами: экономической и политической. Т.е. речь идет об отношениях различных сфер общества. Изучение социокультурного процесса позволяет выявить реальные механизмы управления социальными изменениями, которые могут использоваться различными социальными группами для достижения переспективных целей развития общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: