Беспризорность как актуальная современная проблема




 

В настоящее время в России становятся очень актуальными проблемы детской безнадзорности и беспризорности. Данные проблемы приобретают угрожающий характер в масштабах всей страны.

В большой степени возникновению детской безнадзорности и беспризорности способствуют конфликтная обстановка в семьях, бедность, отсутствие должного внимания к детям, жестокое обращение с детьми в частности и нестабильная экономическая ситуация в стране, безработица, несовершенство законодательной системы в целом. Данные социальные явления порождают собой достаточно тяжелые социальные последствия. Это и детская преступность, наркомания, алкоголизм и т.д.

К одной из наиболее главных причин возникновения социального сиротства и беспризорности можно отнести так же ослабление института семьи, ведь именно он является основополагающей базой развития ребенка.

Безнадзорность, беспризорность в общем смысле - «термины, характеризующие определенные социальные особенности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации». В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13.01. 2001 №1_ФЗ, от 07.07.2003 №111_ФЗ) даются следующие определения данных явлений: «безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

«Жизнь беспризорных и безнадзорных детей оборачивается тяжелыми для них и общества последствиями. Чем больше стаж такой жизни, тем более деформируется личность. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних приобретает все более организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками».

Проблемы детской безнадзорности и беспризорности должны решаться незамедлительно, они требуют глубокого осмысления причин возникновения и серьезного отношения всех субъектов общества - государственных структур, социальных работников, ученых и общественных организаций. Дети - это будущее общества. Его богатство, поэтому необходимо и очень важно уделять повышенное внимание проблемам безнадзорности и беспризорности, ведь именно в семье растет и развивается ребенок, получает первые необходимые социальные навыки, в семье закладываются жизненные ценности и ориентации. И немаловажно, как и в каком ключе происходят данные процессы. Иначе, что можно ожидать от необразованных молодых людей, выросших на улице? Поэтому создание благоприятных условий для детей наиболее важное направление государственной и общественной политики.

По данным бывшего вице-премьера В.И. Матвиенко, количество беспризорных детей в России на начало 2002 года составляло более 1 миллиона, к этому можно так же прибавить 100-200 тысяч безнадзорных. Следует отметить, что вряд ли эти данные являются стопроцентно точными. Так, например, по оценкам МВД и Генпрокуратуры, их число достигало 2-2,5 миллиона человек, а по оценкам Совета Федерации и независимых экспертов - 3-4 миллиона человек.

«Опасность беспризорности состоит в том, что в этой среде преобладают необратимые процессы в плане духовного развития личности, в том, что она способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни. Беспризорность - это социокультурная проблема, которую можно обозначить как вырождение нации».

Проблема беспризорных и безнадзорных детей находит отражение в различных научных дисциплинах: социологии, педагогики, психологии, культурологи и др. Это говорит о высокой актуальности проблемы, о том, что ее пробуют решить и ослабить. Так же с этим связано множество разносторонних исследовательских подходов к данной теме.

Сегодня, анализируя действия органов власти касающихся защиты детей и подростков; помощи в социализации; частичного искоренения явлений беспризорности и безнадзорности, а в случае невозможности этого, создание более-менее комфортных условий жизни для таких детей, можно сказать, что эти действия не являются в полной мере достаточными и эффективными. Конечно, не стоит забывать, что полностью решить проблемы беспризорности и безнадзорности, скорее всего задача невозможная. Именно поэтому необходимо разрабатывать специальные программы профилактики данных негативных явлений, усовершенствовать систему социальной защиты детей, оказывать поддержку многодетным и неблагополучным семьям, а так же семьям с маленьким достатком.

Проблема преступности и безнадзорности сегодня не имеет сегодня высокой степени актуализации в массовом сознании населения округа - в ряду событий и процессов, которые вызывают тревогу и озабоченность опрошенных, ее отмечают только 14,4% респондентов, в общем рейтинге проблем округа она занимает только 14-ое место. Безотносительно других социальных проблем округа в той или иной степени острой проблему беспризорности и безнадзорности считают 32,2% опрошенных, в том числе 11,4% охарактеризовали ее как очень острую. Представляется, что данный уровень осознания населением округа действительного масштаба проблемы недостаточен, необходимы меры по его повышению, донесению до жителей информации о состоянии дел в этой сфере (в том числе о количестве детей, оставшихся без надзора и опеки родителей, причинах попадания в социально опасную ситуацию и т.д.).

Для снижения остроты проблемы и более активного вовлечения населения в решение проблемы беспризорности и безнадзорности необходимо:

. Создание и ведение единой базы данных о безнадзорных и беспризорных детях, что, в свою очередь, позволит:

· органам социальной защиты, образования, здравоохранения и внутренних дел координировать деятельность по работе с этими категориями детей и их семьями;

· общественным и благотворительным организациям более целенаправленно осуществлять материальную и психолого-педагогическую помощь указанному контингенту;

. Более подробно изучить опыт субъектов РФ, например, Краснодарского края, где после введения т.н. «комендантского часа» для детей, т.е. времени, позже которого ребенок не может находиться на улице без сопровождения взрослых, снизился уровень детской и подростковой преступности. В случае признания его удачным, протестировать на нескольких территориях округа.

. С учетом того, что проблема беспризорности и безнадзорности детей является проблемой, прежде всего, социальной, необходимо принятие мер специальной профилактики, в их числе:

· - необходимо повысить роль и статус семьи как социального института, укрепить в общественном сознании жителей округа представление о семье как ценности, для чего необходимо развернуть широкую информационно-просветительскую кампанию; создавать и внедрять системы подготовки молодежи к ответственному родительству; продолжив реализацию мероприятий, проведенных в округе в Год семьи и Год ребенка;

· выявлять семьи, находящихся в социально опасном положении, и оказывать им помощи в обучении и воспитании детей

. Важно проводить более широкое информирование населения округа о реализуемых в округе направлениях работы по профилактике детской беспризорности, безнадзорности и преступности, с тем, чтобы к ним могли присоединяться те жители округа, которые имеют ресурсы и желание помогать беспризорным и безнадзорным детям. Возможно, для этого следует создать отдельный сайт, т.к. в настоящем виде на официальном портале «добраться» до конкретных адресов обращений и плане мероприятий на предстоящий период очень сложно, либо информация отсутствует.

. С целью координации всех видов деятельности по работе с безнадзорными и беспризорными детьми необходимо разработать окружную целевую программу «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 2010 год объявлен Годом равных возможностей, в данном контексте этот год должен стать годом равных возможностей для детей, лишенных семьи и достойных условий жизни.

. Следует постараться изменить имидж детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений как содержащих «сирых и убогих». Необходимо позиционировать их как учреждения, оказывающие поддержку детям, не по своей вине оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

. Поднимать статус общественных институтов, занимающихся вопросами «трудных» детей, создавать отношение доверия к ним со стороны граждан, что позволит иметь широкую организационную сеть, которая могла бы аккумулировать потенциал гражданского участия, координировать и направлять на решение наиболее острых задач действия людей, готовых оказать помощь и пока не знающих, как это сделать. Любые успехи в их деятельности должны находить широкий отклик в средствах массовой информации.

. Необходим слом стереотипов восприятия общественных организаций как бюрократизированных и «нечестных на руку», формирование их нового имиджа, который вызывал бы у населения больше доверия. Для этого необходима их информационная открытость и регулярное проведение общественного аудита их деятельности.

. Формируя программы гражданского участия следует учитывать предрасположенность людей к конкретным формам помощи. Например - создание в округе разветвленного механизма сбора информации о неблагополучных семьях и детях. При этом, учитывая сдержанность населения в отношении правоохранительных органов, координацию сбора такой информации следует замыкать на волонтеров из числа обычных граждан, что будет выглядеть для потенциальных информаторов более привлекательным. Тот же подход следует учитывать и, например, в отношении проводимых УВД рейдов по выявлению беспризорных и безнадзорных детей - более актуальным было бы позиционировать эти мероприятия (по крайней мере, в ходе презентации для населения) как исходящие от гражданских самообразований, а не от правоохранительных органов.

 


Заключение

культура социальный общество беспризорность

Культура как явление многозначно и ему сложно дать научное определение, которое могло бы достаточно точно вскрыть его столь подвижную и трудно фиксируемую сущность.

Культура не наследуется генетически, это возделанное, сотворённое самим человеком в себе, в других людях, во внешней среде.

Культура - это способ духовного освоения действительности на основе выявления ценностей, представляющий собой целостную систему логически сопряжённых, устойчивых идей, оценок, ориентаций, норм, приёмов, воплощаемых в образцах деятельности, объективируемых в вещественно-предметных и знаково-символических формах, передаваемых от поколения к поколению в процессе социализации. Культура выступает решающим способом регуляции социальных взаимодействий, интеграции индивидов в общество. В рамках любой культуры, общества встречаются социокультурные различия между поколениями, существуют контркультуры и т.д. Важно учитывать, что в принципе целостность культуры - состояние, далёкое от однообразия, застоя. Она (целостность) обеспечивается через многообразие субкультур, в её недрах формируются и развиваются новые элементы, а вместе с этим возникают и существенные различия, которые могут привести к противоречиям, конфликтам. Целостность культуры достигается не автоматически, а предполагает усилия, обеспечивающие синтез общечеловеческого, общенационального и специфического начала, поиск компромиссов ценностей в рамках единой культуры, преодоление конфликтов. Западники как сто лет назад, так и сегодня «воюют» со славянофилами, коммунисты - с либералами и т.д. В наличии конфликта ценностей ничего сверхъестественного и необычного нет. Но сегодня в нашей стране, находящейся в стадии фактического обновления системы ценностей - самого сложного, драматичного (и даже подчас трагичного) социального процесса - резко увеличивается конфликтность общества.

В массовом сознании населения складывается стереотипное восприятие беспризорности и безнадзорности, которое ограничивает проблему пространством только самой неблагополучной семьи, где есть такие дети, тогда как остальное общество выводится из контекста этой проблемы. Это, в свою очередь, формирует основы для равнодушного отношения людей к проблеме беспризорных и безнадзорных детей, позволяя идентифицировать ее как «чужую» проблему, не затрагивающую интересы остальных людей.

Стараясь отгородиться от проблемы детской беспризорности и безнадзорности жители округа выстраивают и свое поведение в отношении таких детей. В типичной ситуации - сталкиваясь на улицах, в транспорте, магазинах с детьми-попрошайками - чаще всего респонденты «откупаются» от них небольшими подаяниями (26,2%) либо просто проходят мимо (17%), стараются избежать с ним общения (9,5%).

В то же время, среди жителей округа есть и те, кто понимает, что проблема беспризорных и безнадзорных детей не может быть решена только лишь в рамках самих неблагополучных семей и только силами государства, что детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, необходима поддержка всего общества, просто неравнодушных людей. Представляется, что именно на этих людей следует делать «ставку» при вовлечении населения в решение проблемы детской беспризорности и безнадзорности. Важно при этом правильно оценивать реальный потенциал гражданского участия в этом вопросе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: