Модуль 2. Историческая типология культур




Тема 2.1 Ранние стадии культурной эволюции

Основные теории антропогенеза и культурогенеза: орудийно-трудовая (К. Маркс, Ф. Энгельс), психоаналитическая (З. Фрейд), Игровая (Й. Хёйзинга), символическая (Э. Кассирера), социально-нормативная (К. Лоренц). Особенности первобытной культуры (культурная и социальная однородность, традиционализм, табуирование деятельности). Проблема «специфики первобытного мышления». Культурный синкретизм. Ранние формы религиозных верований. Тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Полифункциональность магического обряда. Назначение и функции первобытного искусства

Методические рекомендации по изучению темы.

Для освоения этой темы необходимо познакомиться с постановкой вопроса об антропогенезе представителей философской антропологии и сопоставить её с концепцией «начала человеческой истории» Б.Ф. Поршнева. Обратите внимание на современные концепции происхождения человека и проблемы генезиса культуры. Выделите особенности первобытной культуры (культурная и социальная однородность, традиционализм, табуирование деятельности). При изучении темы следует обратить внимание на концепцию «первичного монотеизма» архаической культуры, уяснить взгляды различных авторов на роль магии и религии, на характер переживания «священного» и «мирского» пространства в архаических ритуалах (М. Элиаде). Важно понять также роль имени, возрастных инициаций, отношение к рождению и смерти в этой культуре, своеобразие «первобытного мышления». Дайте определение культурного синкретизма. Ранние формы религиозных верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Опишите полифункциональность магического обряда. Выделите особенности первобытного искусства.

В результате изучения темы необходимо:

знать: современные концепции происхождения человека и проблема генезиса культуры. Особенности первобытной культуры, ранние формы религиозных верований;

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме.

Вопросы для самопроверки

1. Современные концепции происхождения человека и культуры.

2. Объясните понятие «нерасчленённость первобытной культуры».

3. Ранние формы религиозных верований.

4. Концепция первобытной культуры Э. Тайлора.

5. Концепции формирования мифологического мышления. Основные мифические сюжеты.

6. Охарактеризуйте особенности первобытного искусства.

7. Чем, на Ваш взгляд, объясняется большой научный интерес в ХХ веке к первобытной культуре.

8. Какие культурные универсалии восходят к первобытной культуре?

Первоисточники:

Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994 (введение, гл.1); Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980. Гл. 4,5; Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. Гл. 3.

 

Тема 2.2. Культура Древнего Востока Древний Восток: единство и многообразие. ДревнийЕгипет. Роль Нила и значение ирригационной системы земледелия в развитии египетской культуры. Культ фараона, политическая деспотия, сакрализация власти. Жречество. Влияние заупокойного культа в развитии духовной культуры общества. Искусство Древнего Египта. Сакральный характер письменности. Научные достижения египтян. Древний Китай. Древнекитайская картина мира. Рациональный характер, социально ориентированная этика, традиционализм, церемониальность. Основные идеи конфуцианства: идеал совершенного человека, принцип семейно-государственного соподчинения, ритуал как условие человеческого общежития. Картина мироздания в даосизме. Идея недеяния как принцип отношения к миру. Воздействие на китайскую культуру буддизма. Отражение особенностей миросозерцания в китайской художественной культуре. Китайская пейзажная живопись. Иероглиф в китайской художественной традиции. Культурные традиции Китая и современность Индия. Принцип «единства в многообразии». Основные виды религиозных и религиозно-философских представлений. Основные виды религиозных и религиозно-философских представлений. Брахманизм. Индуизм. Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение. Человек и мир в буддизме. Джайнизм. Индо-мусульманский синтез. Эстетический идеал индийской культуры. Эпос. Художественная культура Индии.

Методические рекомендации по изучению темы. Ознакомившись с литературой по теме, необходимо уяснить, что такое «неолитическая революция» и каковы основные особенности первых «речных» цивилизаций Древнего Востока: сословно-кастовая структура общества, сакральный характер власти, мифологическая картина мира. Необходимо обратить внимание на отношения «учитель-ученик» как основной способ трансляции культуры.

В результате изучения темы необходимо:

знать: особенности мировоззрения, характерного для восточных традиционных культур; ведущие религиозно-философские учения; особенности художественной культуры.

уметь: пользоваться понятийным аппаратом по теме.

Вопросы для самопроверки

Древний Египет

1. Роль Нила и значение ирригационной системы земледелия в развитии египетской культуры.

2. Культ фараона, политическая деспотия, сакрализация власти. Жречество.

3. Мифология и религия Древнего Египта

4. Влияние заупокойного культа в развитии духовной культуры общества.

5. Реформа Эхнатона

6. Искусство Древнего Египта. Сакральный характер письменности.

7. Научные достижения египтян

Древний Китай.

1. Древнекитайская картина мира. Рациональный характер, социально ориентированная этика, традиционализм, церемониальность.

2. Основные идеи конфуцианства: идеал совершенного человека, принцип семейно-государственного соподчинения, ритуал как условие человеческого общежития.

3. Картина мироздания в даосизме.

4. Воздействие на китайскую культуру буддизма.

5. Отражение особенностей миросозерцания в китайской художественной культуре.

6. Китайская пейзажная живопись.

7. Иероглиф в китайской художественной традиции.

8. Культурные традиции Китая и современность

Древняя Индия.

1. Принцип «единства в многообразии».

2. Основные виды религиозных и религиозно-философских представлений. Брахманизм. Индуизм.

3. Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение.

4. Человек и мир в буддизме. Джайнизм.

5. Индо-мусульманский синтез.

6. Эстетический идеал индийской культуры. Эпос.

7. Художественная культура Индии.

Источники: Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991. (с. 21-128); Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995. Ч.2. Гл. 1-2;

Тема 2.3. Античность как тип культуры.

Культура античной Греции как исток европейской культуры. Полис и его влияние на культуру Средиземноморья: Афины и Спарта – два типа полисной организации. Полисная система ценностей. Агональный характер греческой культуры. Человек в античном мире. Культурный идеал античной Греции и его проявления в искусстве. Античный космологизм. Античная мифология и религия; появление и развитие философии. Особенности римской культуры. Культура и искусство Рима: заимствование и новаторство. Сравнение римского культурного идеала с идеалом античной Греции. Греция и Рим: проблема преемственности культур. Кризис античного мировоззрения. Возникновение христианства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: