Методические рекомендации по изучению темы




Изучение данной темы целесообразно начать с осмысления понятия «греческое чудо» и связанных с этим культурологических проблем (опираясь на гипотезу М.К. Петрова). При чтении рекомендуемой литературы необходимо обратить внимание на такие понятия, как «полис», «номос», «космос», «пайдейя», «агон», «мимесис», калокагатия», «гармония», «мера», а также постараться понять, как А.Ф. Лосев трактует роль рабства в истории античной культуры. Освоение данной темы требует изучения вопросов: формирование греческой культуры; основные периоды культуры Древней Греции; основные ценности греческой культуры; мифология и религия Античности; формирование и этапы развития римской культуры и цивилизации; система ценностей римской культуры и цивилизации; кризис античного мировоззрения, возникновение христианства; искусство Античности; римское культурное наследие. В заключение важно рассмотреть типологические сопоставления античной и ближневосточной культуры С.С. Аверинцевым, учитывая представления об «игровом» начале античной культуры, о роли авторства и «запрета на плагиат», об идеале мудреца.

По данной теме необходимо:

знать: характерные черты античного типа культуры

уметь: определять типологические черты культуры; пользоваться понятийным аппаратом данной темы

Вопросы для самопроверки

1. Основные периоды складывания античной культуры.

2. Охарактеризуйте историко-культурную обстановку перехода от мифологической культуры мира к «царству логоса»

3. Расскажите о социально-государственном устройстве Греции. Охарактеризуйте особенности античного полиса.

4. Назовите элементы полисной системы ценностей, общие для древнегреческой и древнеримской культур.

5. Определите значение принципа состязательности для развития древнегреческой культуры.

6. Как формируется «универсальная» личность в бассейне Эгейского моря, как возникает «запрет на плагиат»?

7. Космоцентризм как характеристика мировоззрения

8. Расскажите о происхождении Олимпийских игр и их судьбе.

9. Истоки и начало римской культуры и цивилизации.

10. Постарайтесь сформулировать основные различия в психологии личности человека Востока и античной культуры.

11. Назовите особенности и систему ценностей римской культуры и цивилизации.

Источники: Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963. Т. 1. (Ранняя классика), гл 1; Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Типология и взаимосвязи литератур Древнего мира. М., 1971; Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991. (с. 145-179).

 

Тема 2.4 Средневековый тип культуры

Культура Японии. Синтоизм. Буддизм в Японии. Личность и общество. Эстетическое как основание культурной картины мира. Самурайский кодекс поведения и его современные проявления. Модернизация на национальной основе.

Культура Византии. Особенности развития Восточноримской империи. Православная церковь и идея императорской власти. Христологические споры. Имперский мессианизм. Иконоборчество: идейно-политические и философские аспекты противостояния. Византия и Русь. Паламизм. Византия и Рим. Флорентийская уния. Историософское значение турецкого завоевания для средневекового сознания.

Средневековая Европа. Основные черты и категории средневековой культуры. Господство христианского мировоззрения. Основные идеи христианства и формирование нового типа личности. Античное наследие и «варварская» традиция в культуре средневековой Европы.

Историко-культурные границы средневековья. Социальный состав средневекового общества. Корпоративный характер культуры и сословная личность. Картина мира средневекового человека. Символизм средневекового мировоззрения. Разнообразие культурной жизни средневековья. Философия и теология в средние века (византийские, арабские, западноевропейские мыслители). Особенности художественной культуры средневековья. Христианский идеал и формирование новых эстетических ценностей. Романский и готический стили в европейском искусстве.

Культура арабо-мусульманских стран. Ислам: вероучение и культ. Суннизм и шиизм в истории ислама. Человек в контексте исламской культуры. Политические идеалы. Правовая система. Соотношение веры и разума. Философия и наука. Роль знания и учёных в мусульманской культуре. Особенности художественной культуры. Суфизм. Ислам и современный

Средневековая европейская культура

Методические рекомендации по изучению темы. В данной теме следует обратить внимание на процессы становления сословно-иерархической структуры общества и церкви, - и символики, соответствующей этой структуре. Важно понять, как происходило наложение «варварской» и «христианской» картины мира в средневековой культуре (по А.Я. Гуревичу). Следует разобраться в том, как соотносятся циклическое и эсхатологическое время, какую роль в средневековой культуре играли университеты и схоластика, ранние «энциклопедии». Важно иметь представление также об иконе и «обратной перспективе», о роли ритуала и жеста, об официальной, «куртуазной» и народной карнавальной культуре. Определите характерные черты романского и готического стиля в искусстве.

Источники: Аверинцев С.С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976; Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1996. (с. 5-100); Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Гл.1.

 

Культура западноевропейского средневековья

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какие черты древневосточной и античной культуры были усвоены средневековой христианской культурой?

2. Дайте общую характеристику христианской и варварской картины мира Европы средних веков. Как реализуется синтез этих картин мира в средневековых представлениях о времени и пространстве?

3. Назовите важнейшие особенности средневекового искусства.

4. Основные черты и категории средневековой культуры

5. Историко-культурные границы средневековья. Социальный состав средневекового общества

6. Картина мира средневекового человека. Формирование нового типа личности

7. Народная культура средневековья. Карнавал. Мистерия.фольклор

8. Художественная культура. Романский и готические стили в европейском искусстве

 

Культура Византии

Вопросы и задания для самопроверки

 

1. Особенности византийской культуры

2. Византия – «второй Рим»

3. Оформление христианской идеологии. Церковь и государство

4. Византийское искусство – сплав античной гармонии и христианского спиритуализма

 

Культура Японии

Вопросы и задания для самопроверки

 

1. Особенности религиозной жизни Японии. Синтоизм. Буддизм. Амидаизм. Дзэн-буддизм

2. Япония: утончённость и символика традиций

3. Художественная культура Японии. Искусство скульптуры. Японская живопись. Искусство гравюры. Расцвет искусства японских садов.

4. Роль пейзажа как среды жизнедеятельности людей

5. Классический японский театр. ТикамацуМондзаэмон

6. Традиции военных искусств: сумо, нандзя, дзю-до,айки-до, каратэ.

 

Культура арабо-мусульманских стран

Вопросы и задания для самопроверки

 

1. Историческое значение арабской культуры в развитии Европы и Азии

2. Общее и особенное в национальном характере, традициях и этикете арабских стран

3. Происхождение мусульманской религии, её социальные и идейные истоки. Личность Мухаммеда

4. Коран, его состав и содержание. Принципы вероучения и культа

5. Ислам: образ жизни и стиль мышления

6. Мусульманская философия и наука средневековья

7. Семиотика изобразительного искусства ислама

8. Ислам и современный мир

Культура России X-XVII вв.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: