ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Составим словарик
Термин | Определение | Математическое описание |
Частичное равновесие | – | |
Общее равновесие | – | |
Эффект обратной связи | – | |
Эффективное размещение ресурсов | ||
Предельная норма трансформации | ||
Кривая производственных возможностей | – |
ЗАДАНИЯ
113. а) Что такое эффект обратной связи? Какова его роль в рыночной экономике?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Почему благодаря эффектам обратной связи анализ общего равновесия значительно отличается от анализа частичного равновесия?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
114. Какие условия должны выполняться для того, чтобы распределение в производственном «ящике Эджворта» находилось на производственной кривой контрактов?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
115. а) На рис. 14 приведите кривую производственных возможностей.
Объясните, почему точки на кривой производственных возможностей представляют те комбинации видов выпускаемой продукции, которые достижимы только при условии, что производство удовлетворяет критерию эффективности.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рис. 14. Граница производственных возможностей.
б) Как граница производственных возможностей связана с производственной кривой контрактов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
ТЕСТЫ
Определите, верны (Да) или неверны (Нет) следующие утверждения:
1. Наклон линии производственных возможностей представляет собой предельную норму трансформации. _____________
2. Анализ общего равновесия направлен на исследование взаимосвязей между отдельными рынками. _____________
3. Под Парето-оптимальным состоянием понимается такое состояние экономики, изменение которого приводит к увеличению благосостояния всех индивидуумов. _____________
4. Состояние экономики является эффективным в производстве, если все ресурсы используются с максимальной эффективностью. _______________
5. Предельная норма трансформации двух продуктов характеризуется отношением их предельных полезностей. ________________
6. В состоянии общего равновесия изменение в цене одного ресурса влияют на изменения в ценах на все ресурсы и продукты. _______________
7. В положении равновесия отношения предельных продуктов к ценам на все товары одинаковы для всех потребителей. ________________
8. В положении равновесия отношения предельных продуктов к ценам на все ресурсы одинаковы для всех производителей. _________________
ЗАДАЧИ
116. Женя имеет 8 литров легких напитков и 2 сандвича. Борис имеет 2 литра легких напитков и 4 сандвича.
При этих начальных запасах предельная норма замещения (MRS) легких напитков сандвичами у Жени равна 3, а у Бориса MRS равна 1.
|
Нарисуйте «ящик Эджворта» и проверьте, является ли это распределение товаров эффективным. Если оно эффективно, объясните, почему. Если нет, то какие варианты обмена улучшат положение сторон?
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
117. Рыночный спрос на лечебный бальзам для волос:
Q(D)б = 500 / (2 Pш + Pб), тыс.;
где: Рб, Рш – цена бальзама и шампуня соответственно.
Предложение бальзама имеет вид:
Q(S)б = 4Pб, тыс.
Известно, что рыночный спрос и предложение шампуня задаются соответственно функциями:
Q(D)ш = 100 – 9Pш, тыс.;
Q(S)ш = 11Pш + 40, тыс.
а) определить равновесие на каждом рынке.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) то же, что и в п. (а), если предложение шампуня увеличивается:
Q(S)ш = 11Pш + 60, тыс.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
118. Предположим, что золото (G) и серебро (S) являются заменителями друг друга, поскольку оба могут служить для сдерживания инфляции.
Предположим также, что предложения и того, и другого постоянны в краткосрочном периоде на уровне QG = 50 и QS = 200.
Спрос на золото и серебро выражен следующими уравнениями:
PG = 850 – QG + 0,5PS;
PS = 540 – QS + 0,2PG.
а) Каковы равновесные цены золота и серебра?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Предположим, что открытие новых месторождений золота увеличивает его предложение до 85 единиц. Как это открытие повлияет на цены золота и серебра?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
119. Рассмотрим модель общего равновесия в случае производства. Две фирмы используют труд (L) и капитал (К) для производства товаров (Х) и (Y).
Производственная функция первой фирмы X = LxKx; производственная функция второй фирмы Y = LyKy.
Известно общее количество ресурсов Lобщ. = 10 ед.; Кобщ. = 20 ед.
Определите:
а) множество точек в коробке Эджворта, которые являются Парето – оптимальными;
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) кривую производственных возможностей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
120*. В первоначальном состоянии кривая потребительских возможностей описывается зависимостью: (l) U2А+2U2В =50, где UА — функция полезности потребителя А, UВ — функция полезности потребителя В. В силу объективных причин (изменение экономической конъюнктуры, предпочтений потребителя и т. д.) кривая потребительских возможностей приняла следуюш;ий вид: (2) 2U2А+U2В =50. В результате из состояния А(2;4;8) потребители перешли в состояние В(4;8;2).
Увеличилось ли благосостояние потребителей?
Объясните и проиллюстрируйте ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
121*. Рассмотрите экономику обмена с двумя благами – х1 и х2 и двумя потребителями – А и В. Начальные запасы благ: ω1 = 4 и ω2 = 8. Предпочтения потребителей представлены функциями полезности:
uA(x1A, x2A) = x1A + x2A и uВ(x1В, x2В) = x1В + x2В.
Охарактеризуйте все Парето-оптимальные распределения и изобразите в ящике Эджворта.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
ПРОБЛЕМЫ
122. а) Почему свободный обмен между странами выгоден потребителям обеих стран?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Как повлияет на общественное благосостояние включение страны в систему международной торговли (покажите с использованием модели)?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
123. «Так как все точки на кривой контрактов эффективны, они в любом случае желательны с общественной точки зрения».
Вы согласны с этим утверждением? Дайте пояснения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
НА ЗАМЕТКУ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПАМЯТКА ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ
Эссе (франц. essai – опыт, набросок), жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра – Мишель Монтень; в русской литературе - образцы у Ф.М. Достоевского, В.В. Розанова, В.И. Иванова)[3].
Эссе – это сочинение небольшого объема, свободно выражающее индивидуальные впечатления и размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного. Цель работы – раскрыть предложенную тему путем приведения каких-либо аргументов. Эссе не может содержать много идей. Оно отражает только один вариант размышлений и развивает его. При написании эссе старайтесь отвечать четко на поставленный вопрос и не отклоняйтесь от темы. Эссе строго индивидуальная работа и не терпит соавторства.
Написание эссе предполагает изложение самостоятельных рассуждений по теме, выбранной студентом и связанной с тематикой курса (в данном случае микроэкономической теории). Таблицы статистической информации, ксерокопии используемых периодических статей и другие дополнительные материалы оформляются в виде приложений и не ограничиваются в объеме.
Выбор темы эссе:
- в качестве рекомендуемой темы эссе предлагается осуществить анализ отдельного товара, представленного на российском рынке, с точек зрения потребителя и производителя;
- в качестве рекомендуемой темы реферата предлагается осуществить анализ отдельного рынка, на котором представлен тот товар, который был проанализирован в ходе написания эссе;
- в ходе анализа студент может выразить свое согласие (несогласие) с определенными выводами печатных изданий, обосновав свою точку зрения на основе теоретических положений микроэкономики. Также высказаться о соответствии изучаемых теоретических моделей рассматриваемой ситуации, указав на соответствие (несоответствие) определенных предпосылок, а также по возможности привести свое мнение относительно решения тех проблем, которые он обнаружил при написании работы.
Характер изложения материала:
- все приводимые суждения по возможности должны быть логически обоснованы, и опираться на изучаемые микроэкономические закономерности;
- приветствуется уместное использование графиков, диаграмм и других наглядных форм представления информации;
- все стандартные микроэкономические модели считаются известными и не требуют подробного изложения в рамках работы (за исключением случаев, когда в работе требуется внести в них какие бы то ни было изменения или дополнения);
Критерии оценки:
- самостоятельность суждений;
- обоснованность высказываемых суждений;
- полнота раскрытия темы;
- сдача работы в срок.
Оформление работы:
Работа должна иметь титульный лист. Размер шрифта – 14; межстрочные интервалы - 1,5.
Выделение важных моментов курсивом или жирным шрифтом.
Оформление графиков, таблиц, рисунков, математических формул.
Оформление сносок и цитат.
Оформление списка литературы.