Этапы развития психологии
Психические явления человека
Блоки | Название блока | Составляющие блока |
I | Психические процессы | Познавательные процессы, чувства, воля |
II | Психические состояния | Состояния бодрости, подавленности, усталости, работоспособности и др. |
III | Психические свойства | Темперамент, характер, способности |
IV | Психические образования | Знания, умения, навыки, привычки |
Задачи психологии
.
4. Особенности психического отражения
5. Основные формы проявления психического
Формы проявления | Характеристика |
Тропизмы | изменения направления движения растения под влиянием биологически значимых раздражителей |
Такситы | врожденные механизмы двигательной активности в сторону благоприятных (положительных) или неблагоприятных (отрицательных) условий среды |
Инстинкты | закрепленные в генотипе формы поведения животных и психического отражения (животное способно адаптироваться к окружающему благодаря готовым от рождения штампам при реакции на пищевые, защитные, воспроизводительные, миграционные раздражители; инстинкты постоянны) |
Навыки | автоматизированные действия, приобретенные в результате обучения и повторения, умение решать задачу (это индивидуально приобретенная форма поведения животных; без подкрепления он угасает) |
Научение | основанный на опыте процесс последовательного изменения поведения или жизненного потенциала животного и человека (нельзя идентифицировать с сознанием человека) |
Этапы развития педагогики
.
2. Основные категории педагогики
Категории | Определение |
Воспитание | целенаправленная деятельность, призванная формировать систему качеств личности |
Самовоспитание | деятельность человека с целью совершенствования своих качеств и преодоления недостатков |
Обучение | упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели |
Образование | система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления |
Формирование | процесс становления человека под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды |
Развитие | процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации |
Педагогический процесс | реализация целей воспитания и образования |
3. Функции педагогического процесса
Функция | Характеристика |
Образовательная | реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей |
Воспитывающая | заключаются в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения |
Развивающая | представляют собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей |
Социализирующая | проявляются в приобретении опыта совместной деятельности, овладении системой общественных отношений и социально приемлемого поведения |
4. Основополагающие принципы дидактики