ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра общей психологии и психологии развития
КУРСОВАЯ РАБОТА
По общей психологии
Тема: Структура личности в концепциях отечественных психологов
Выполнила:
студентка 1 курса СП-092
Научный руководитель:
ст. преподаватель, к.п.н.,
Будич Н. Ю
Кемерово 2010
Оглавление
1. Введение………………………………………………………………………... 3 |
1. Глава 1. Личность…………………………………………….………………5 |
1.1. 1. Понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность»………………5 |
1.1. 2. Теоретические подходы к изучению личности …………………………10 |
2.2. Глава 2. Структура личности в концепциях отечественных психологов ……………………………………………………………………....15 |
2.2. 1. Особенности структуры личности в теории Б. Г. Ананьева …………..15 |
2. 2. Особенности структуры личности в теории К. К. Платонова………….18 |
Заключение ……………………………………………………………………....23 |
Список литературы ……………………………………………………………..25 |
Введение
В психологической науке категория «личности» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и многими другими науками. Изучение данного понятия ведется с того момента, как начала бурно развиваться не только зарубежная, но и отечественная психология. Проблема изучения личности является фундаментальным вопросом, за которой последовала и изучение проблемы структуры личности.
|
На самом деле, в данный момент, нас интересует не само понятие «личности». А нас интересуют те качества, задатки к способностям, внутренняя природа и «внешняя природа» и поведение, а также черты характера самой личности, то есть то, что входит в понятие «личность», а точнее - то, что входит в ее структуру. Изложение представлений о структуре личности как целостной единой системы знаний и изучения феномена личности была и остается центральной проблемой науки психология.
Цель изучения: рассмотреть структуру личности в концепциях отечественных психологов.
Объект изучения: личность
Предмет изучения: структура личности в концепциях отечественных психологов.
В соответствии с целью изучения поставлены следующие задачи:
- определить понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность»;
- рассмотреть теоретические подходы к изучению личности;
- рассмотреть структуру личности у Б. Г. Ананьева, К. К. Платонова и раскрыть особенности структуры личности в их теориях;
- обобщить концепции Б. Г. Ананьева и К. К. Платонова и рассмотреть какова структура личности, из каких элементов и качеств состоит система организации личности.
Глава 1. Личность
1.1. Понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность»
Человека обозначают терминами «личность», «субъект», «индивид» и наконец «индивидуальность». В практической деятельности эти термины пересекаются и в любой конкретной ситуации, мы можем использовать их как синонимы. Но в науке эти понятия различаются.
|
Слово «личность» появилось в Западной Европе не ранее 17 века. В России термин личность ввел Н. В. Карамзин (1766-1826). Он полагал, что человек способен к общению, интеллектуальному и нравственному совершенствованию. Личность – это хозяин собственной судьбы, собственной жизни. Человек может стать личностью, если поставит перед собой цель. Личностью можно назвать такого человека, который весьма своеобразен, духовно развит, обладает чувством ответственности за свои поступки…
«Личность» как слово употребляется только применительно к человеку. Это ключевое, значимое слово в изучении вопроса о структуре личности в целом [9].
Имеет значение также в употреблении этого слова еще и возраст: в 2 года еще не личность, так как нет социального приобретения. Личность целостна, но в патопсихологии может быть раздвоенной. Никакой патопсихологический процесс не может привести к «раздвоению» индивида: раздвоенный, «разделенный» индивид есть бессмыслица понятия «личность», выражает целостность субъекта жизни. Личность не состоит из кусочков. Личность представляет собой целостное образование особого рода. Но, тем не менее, личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не рождаются, а личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно - исторического и онтогенетического развития человека [3], [4],[7].
Личность начинает развиваться с трехлетнего возраста. Формирование личности есть процесс прямо несовпадающий с процессом прижизненного изменения свойств индивида. Изменения врожденных свойств человека составляют предпосылку рождения личности. Личность есть специальное человеческое образование, которое не может быть выведено из его приспособления. Личность человека тоже «производится», при этом трансформируются и меняются некоторые его особенности индивида [3].
|
Обратимся к тем определениям личности, которые принадлежат известным специалистам в этой области.
Так, Б. Г. Ананьев, к примеру, считал, что личность – это прежде всего современник определенной эпохи. Иначе говоря, множество присущих ей социально-психологических свойств [1].
А. В. Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, поэтому он выделил три аспекта личности:
1) Интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту;
2) Интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми;
3) Метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей;
Эти три аспекта личности позволяют выявить ее внутреннее содержание [7].
А. Н. Леонтьев писал: «Личность ≠ индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается,… Иначе говоря, личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными качествами» [4].
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность и многогранность самого феномена личности, но каждое из определения, имеющихся в литературе заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения. Личность чаще всего определяют как человека в соответствии его социальных и приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу не относятся психические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие личности обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки [Р. С. Немов] [6].
Личность – это человек, взятый в системе таких его психических характеристик, которые обусловлены социально, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются установками, определяют нравственные поступки человека, имеющее существенное значение для него самого и окружающих [6].
Понятие субъекта является родовым. Это базовая психологическая категория. Она обозначает испытуемого. В отечественной психологии Рубинштейн С. Л. разъясняет: «Если внешние условия есть окружающий природный и социальный мир, то условие внутреннее – это и есть сам действующий субъект, т.е. субъект есть внутреннее условие деятельности. И он обладает важным качеством – активностью [11].
Дальше Леонтьев А. Н. показал, что внутреннее субъективное действует через внешнее и этим само себя изменяет. Отсюда второе свойство субъекта – его способность к изменению, преобразованию и к саморазвитию [3], [4].
Итак, Рубинштейн рассматривал субъект как внутреннее образование и складывается оно под влиянием внешнего. А. Н. Леонтьев подчеркивает, что субъективное внутреннее проявляется через внешнее [4].
Отечественные психологи Мухина В. С., Асмолов А. Г. предлагают рассматривать третье свойство субъекта, его неоднородность, множественность или полиморфность.Это свойство порождает исключительную способность субъекта к мотивационному конфликту [2], [7].
Наряду с понятием «человек», «личность» в науке нередко употребляется термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем. Если понятие «человек» включает в себя совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствует или отсутствуют они у данного конкретного человека, то положение «индивид» характеризует именно его и дополнительно включает такие психические и биологические свойства, которые наряду с личностными, также ему присущим. Кроме того, в понятие «индивид» входят как качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для него и многих других людей свойства [3], [4].
Итак, понятие «индивид» выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид как целостность – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит процесс не только дифференциации органов и функций, но также и их интеграции, их взаимного «слаживания». Процесс такого внутреннего слаживания хорошо известен, он отмечался Ч. Дарвином, описывался в терминах коррелятивного приспособления Ж. Кювье, Ж. Плате, Дж. Осборном и др. Функции вторичных коррелятивных изменений организмов, создающих целостность их организации, особенно подчеркнул в своей «гипотезе корреляции» А. Н. Северцов.
Индивид – это прежде всего генотипическое образование, т.е. наследственное, но его формирование продолжается и в онтогенезе прижизненно. В характеристику индивида входят свойства и их интеграции, которые сложились онтогенетически. Речь идет о врожденных и приобретенных реакциях, о врожденных «сплавах», об изменении предметного содержания потребностей, а также о доминантах поведения, к которым относятся первичные и вторичные индивидные свойства. Итак, чес выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, чем сложнее становятся жизненные проявления человека, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более индивиды индивидуализируются.Индивид представляет собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях. Но индивид не является простой кайкой этих условий. Индивид это продукт развития жизни. Взаимодействия со средой, а не среды взятой самой по себе. Это дает различать особенности человека как индивида и его особенности как личности. Такой подход к индивидным свойствам составляют предпосылку психологического анализа личности [3], [4].
Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей [3], [4].
Таким образом, существует много трактовок к определению понятия «личность». В науке личность выступает как индивид, и она является продуктом интеграции процессов, которые осуществляют жизненные отношения человека как субъекта и человека как личности. Природа общественных отношений, в которые вступает человек, также многообразна, и человек в них вступает в свою предметную деятельность, при этом обязательно присутствует сознательное регулирование общественных отношений, предметной деятельности. Чтобы стать личностью, человеку надо включиться в систему общественных отношений. Личность создается самодвижением деятельности в системе общественных отношений, то есть личность формируется в процессе прохождения ее собственной жизненной пути и осуществлении деятельности в любой сфере общественных отношений.
1.2. Теоретические подходы к изучению личности
Среди общенаучных принципов познания мира, выходящих за рамки построения картины действительности в конкретных дисциплинах, в том числе и в разных областях человекознания, все большее значение приобретает системный подход. Он как средство познания многокачественных целостных явлений природы и общества надежно используется во многих науках.
С особой отчетливостью системные идеи выступили в различных концепциях личности в отечественной психологии. Начиная с 20-х гг. термин «система» прочно обосновался в психологии личности и с тех пор не покидал ее никогда. Большинство исследователей личности солидаризировались в том, что адекватное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности. Трудно также отыскать таких представителей психологии личности, которые были бы полностью равнодушны к изучению вопроса о взаимодействии индивида с внешней средой.В целом ряде подходов к исследованию личности, прежде всего в психоанализе З.Фрейда, было выдвинуто положение об иерархической уровневой структуре личности. Отличительная черта системного подхода в отечественной науке состоит в том, что объектом системного анализа, прежде всего, являются развивающиеся системы [7].
В 40-х гг. ХХ в. системный подход, прежде всего под влиянием общей теории систем Л. фон Берталанфи, выделился как особого рода метатеория, стал общенаучной методологией познания специальных дисциплин, изучающих именно развитие человека в системе общественных отношений.
Некоторые представители специальных дисциплин, в том числе и психологи, не видят особой необходимости в обращении к методологии системного подхода. Причина этого порой заключается в том, что системный подход подменяется общей теорией систем, которая, как правило, оставляет за занавесью своих разработок принципы развития и историзма и ограничивается уже достигнутым в специальных дисциплинах «моносистемным» видением действительности. Иными словами, представители биологических, социологических и психологических наук придерживаются мнения, что человек, личность и общество – это своего рода целостные системы. В отличие от них полисистемное знаниенацелено на раскрытие системности самого мира, т.е. изучение действительности как многосистемной, а отдельного предмета – как «элемента» многих разнопорядковых реальностей (систем) данной природной и общественной среды. Именно использование полисистемного знания, рассматривающего человека как «элемент», который живет одновременно многими мирами – миром семьи, миром этноса, миром класса, миром природы и общества, - присуще системному подходу. Такого рода системный подход прорывает границы специальных дисциплин и открывает новые возможности для развития современного человекознания, разработки представлений о закономерностях исторической эволюции человека в природе и обществе [2].
В качестве конкретно-научной методологии изучения личности различные общепсихологические направления принимают принципы деятельностного подхода, в том числе и получивший свое конкретное воплощение в ряде исследований этого подхода принцип системности. В психологии понятие «деятельностный подход» чаще всего употребляется в двух значениях [3], [4], [11].
В более широком смысле под деятельностным подходом понимается методологическое направление исследований, в основу которого положена категория предметной деятельности. Это направление развивается в исследованиях большинства психологов, придерживающихся философской методологии марксизма. К их числу относятся основатели советской (отечественной) психологической науки Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн и др. Особенно большой вклад в разработку деятельностного подхода внесен А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Деятельностный подход также нашел свое выражение в исследованиях зарубежных психологов [2].
В более узком смысле «деятельностный подход» есть теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре психического отражения в процессах деятельности индивидов (А.Н. Леонтьев) [4].
При всех различиях в трактовке категории «деятельность», подавляющая часть современных советских психологов признает тот факт, что без обращения к этой категории путь к конкретному изучению развития и формированию личности – вопросов о соотношении биологического и социального в жизни личности, механизмов регуляции социального поведения личности, ее творчества, способностей, характера, воспитания, коррекции отклонений личности и т.д. - будет закрыт. Разработка психологии личности в контексте методологии деятельностного подхода позволяет реализовать те требования к изучению человека, которые сформулированы на уровнях философской и общенаучной системной методологии, преодолеть антропоцентризм при исследовании личности. Введение категории деятельности в психологию меняет точку отсчета, с которой начинается построение общей теории и конкретных методов анализа развития и динамики поведения личности [2].
В контексте деятельностного подхода к изучению психических явлений и личности человека предлагается следующее определение категории «деятельность»: деятельность представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредствованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности. В деятельностном подходе раскрывается положение о том, что анализ системы деятельностей, реализующих жизнь
человека в обществе, приводит к раскрытию такого многоуровневого системного образования, как личность [2].
Использование категории деятельности в психологии является тем методологическим средством, которое дает психологам возможность приступить к чтению книги человеческих сущностных сил, предметного бытия промышленности, культуры, общества, а тем самым и сущности личности человека. Деятельностный подход, опирающийся на философскую марксистскую методологию и общенаучную системную методологию, не отбрасывает принципы анализа психических явлений в других течениях психологической науки, а сохраняет и перерабатывает все ценное, найденное в разных направлениях развития психологической мысли. К числу принципов деятельностного подхода в психологии относятся принципы предметности, активности, неадаптивной природы деятельности субъекта, опосредствования, интериоризации (экстериоризации), а также принципы зависимости психического отражения от места отражаемого явления в структуре деятельности субъекта, развития и историзма [2].
Итак, деятельностный подход как конкретно-научная методология изучения человека в психологии позволяет вписать через категорию «деятельность» предмет психологии в различные науки, изучающие человека. При помощи понятия «особенная» деятельность, важного уровня в схеме «единиц» анализа (деятельность, действие, операция, психофизиологические реализаторы деятельности), психология сотрудничает с философской методологией, а также с комплексом общественных наук - социологией, историей, этнографией, археологией и т.п. Одна за другой проявляются пограничные дисциплины – социальная психология, этнопсихология, историческая психология, палеопсихология и т.д. Через такие единицы, как «операция» и «психофизиологические реализаторы», удается построить мост с естественными науками о человеке - биологией, нейрофизиологией и т.п. [2],[8], [9].
Как конкретно-научная методология деятельностный подход выступает как основа для изучения познания и личности человека в общей психологии. Деятельностный подход также выступает в функции методологии для ряда направлений в специальных отраслях психологии - возрастной, социальной, инженерной, медицинской психологии и.т.д. Выполняя методологическую функцию в этих отраслях, он приводит к построению предметов их исследования. В свою очередь через психологические дисциплины деятельностный подход связан с прикладными отраслями - педагогикой, криминологией, психиатрией и т.п. Некоторые представители этих отраслей человекознания опираются в своей работе на методологию деятельностного подхода к изучению человека в психологии [2].
Корнем изучения психологической природы личности в деятельностном подходе, опирающемся на философскую и общенаучную методологию человекознания, становятся те «… конкретные формы общественно-исторической деятельности, которые никогда не рассматривались классической психологией как имеющие основное значение…» [3], [5].
Таким образом, как научные методологии, оба подхода выступают как основа для изучения и познания личности человека в общей психологии. Являясь конкретными и научными методологиями, они также выполняют огромную роль в вопросе изучения личности как целостной системы, как субъекта, выполняющего социальные роли в системе общественных отношений и осуществляющего деятельность. Эти подходы дают понять, что развитие человека вне социальных отношений и осуществления деятельности невозможно.
Глава 2. Структура личности в концепциях отечественных психологов
2.1. Особенности структуры личности в теории Б. Г. Ананьева
Представление о проблеме личности, сформировавшееся в рамках санкт-петербургской психологической школы, наиболее ярко представлено в работах Б. Г. Ананьева.
Первой отличительной чертой подхода Ананьева к рассмотрению проблемы психологии личности является то, что в отличие от представителей московской психологической школы, рассматривающих три уровня организации человека «индивид – личность – индивидуальность», он выделяет следующие уровни: «индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность». В этом заключается основное различие в подходах, которое в значительной степени связано с различными взглядами на соотношение биологического и социального и их влияние на процесс психического развития человека и развития человека как личности. По мнению Ананьева, личность – это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т.е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом понимается человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. Следовательно, обе психологические школы в понятие «личность» включают социальные характеристики человека. В этом заключается единство позиций в отечественной психологии в отношении проблемы личности человека. Различие взглядов между данными школами обнаруживается при рассмотрении структуры личности [1].
В нее обычно включаются способности, темпераменты, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, цели, установки – эти качества также входят в структуру личности [1].
Б. Г. Ананьев считал, что далеко не все психофизиологические функции, психические процессы и состояния входят в структуру личности. Он считал, что из всех этих множеств социальных ролей, установок, ценностных ориентаций лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти и некоторые свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к характеристикам организма человека (например, подвижность или инертность нервной системы). Следовательно, как полагал Ананьев, структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизни и поведения комплексов органических свойств [1].
В любом из факторов, определяющих структуру личности, обнаруживаются корреляционные плеяды, сложноветвящиеся цепи связей между отношениями и свойствами личности, интеллектуальными и другими психическими функциями, соматическими и нейродинамическими особенностями человека. Иначе говоря, целостный человек как социальное и психофизическое единство выступает в любом из параметров, характеризующих структуру личности [1].
В своей теории Ананьев выделял в качестве основных структурных особенностей личности соотношения социальных и индивидуальных тенденций в синтезе свойств личности. В ней единство личности характеризуется направленностью, уровнем развития, динамикой темперамента структурой личности, связывается именно мера и своеобразие ее целостности со структурными особенностями в целом [1], [5].
Однако определяющим ведущим началом в этой структуре являются социальные качества, сформированные на базе статуса и комплекса социальных функций человека, характеристики основной его деятельности в обществе. При этом Ананьев показал, что личность изменяется как в процессе истории человека, так и в процессе индивидуального развития.
Именно процесс становления человека как личности определяет его дальнейшее развитие, а плотное взаимодействие с обществом также может стать предпосылкой для динамичного развития личности [1], [5].
А также в теории Ананьева рассматривались статус, социальные роли человека как личности. Рассмотрение статуса, социальных функций и ролей, целей деятельности и ценностных ориентаций личности позволяет понять как зависимость ее от конкретных социальных структур, так и активность самой личности в общем процессе функционирования тех или иных социальных образований. Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет организацию личностных свойств и ее внутренний мир [5].
Таким образом, все четыре основные стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Доминирующее влияние, однако, всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами. Несомненно, верна также мысль Платонова о том, что далеко не все стороны одновременно взаимосвязаны друг с другом, но и наиболее общей связью является взаимодействие социальных свойств с другими (например, с биологическими).
Такая взаимосвязь обеспечивает хорошо понять, как устроена личность в целом, и как она формируется в процессе своего исторического развития или становления. По теории Ананьева так же, как и в теории Платонова личность формируется прежде всего в условиях «социального пути», в процессе социализации.
2.2. Особенности структуры личности в теории К. К. Платонова
Существует в психологической науке два рода структур личности: статическая и динамическая. Любая структура динамична, и ее изменения определяются временным параметром под влиянием не только внешних воздействий, но и внутренней ее закономерности. И она также статична с позиций времен исторического и геологического [10].
Известна концепция динамической структуры личности, которую предложил К. К. Платонов. Эта структура образуется взаимодействием четырех сторон (или подструктур), а именно: 1) социально обусловленных качеств личности (направленность в ее различных формах, отношения, моральные качества личности и т.д.); 2) уровня ее подготовленности (опыта личности); 3) особенностей ее отдельных психических процессов; 4) биологически обусловленных особенностей личности [10].
Первая подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Черты (элементы) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она может быть названа более коротко и направленностью личности [10].
Вторая подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше кратко называть опытом. Активность опыта проявляется через волевые навыки [8], [9], [10].
Третья подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения [9],[10].
Четвертая подструктура личности объединяет свойства темперамента, или, типологические свойства личности. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые «органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру, путем тренировки. Эту группу особенностей или подструктур К. К. Платонов назвал биологически обусловленными. К ним он также относил тип нервной системы, физические недостатки, болезненные отклонения и задатки [10].
О задатках сказано специально: «К биологической стороне личности относятся ее задатки. Нигде так отчетливо не видна вся сложность сочетания биологической стороны личности с другими ее сторонами, как в развитии задатков, т.е. наследственно обусловленных свойств личности». Примером этого может быть роль музыкального слуха, наследственного и приобретенного, в эстетическом развитии личности и т.п. [8], [9].
Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи. Например, хотя убежденность в основном относится к первой подструктуре, в ее структуру входят в качестве элементов воля и соответствующие знания, и умственные навыки [9].
Наиболее поздним является образование отношений формирующегося человека к самому себе. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношениями к ситуации, предмету и средствам деятельности, другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Внутренний план и программа поведения личности, отношение к самому себе в обществе не исчерпываются установками и другими формами мотивации. Исследование социального статуса и социальных ролей личности, т.е. ее объективных характеристик, выявляет активное участие самой личности в изменении статуса и социальных функций. Сложный и долговременный характер активности субъекта является показателем наличия не только приспособленных к отдельным ситуациям тактик поведения, но и стратегии достижения посредством этих тактик далеких целей, общих идей и принципов мировоззрения. Именно стратегическая организация поведения включает интеллект и волю в структуру личности, соединяя их с потребностями, интересами, всей мотивацией поведения личности [5], [8], [9].
Такова характеристика естественного, природного («биологического») в динамической структуре личности. Платонов подчеркивает, что «личность» изменяется как в процессе истории человечества, так и в процессе индивидуального развития. Человек родится биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза, путем усвоения общественно-исторического опыта всего человечества.
Итак, в итоге можно сказать, что эти четыре основные подструктуры личности включают в себя все известные свойства личности и их уже достаточно хорошо изученные обобщения. Иерархия различных свойств этих подструктур (соотношение в каждой из них роли социального и биологического, особенностей активности, специфических видов формирования и уровней изучения) выявляет их закономерные совпадения. А это подтверждается и уточняется при специальном рассмотрении социального и биологического в личности и ее формировании.
Таким образом, структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно:
1) субординационному, или иерархическому принципу,при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные частные социальные и психофизиологические свойства;
2) координационному принципу,при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т.е. относительную автономию каждого из них. Рассмотренные выше явления развиваются именно по координационному типу, подобно системе ценностных ориентаций, социальных установок, форм поведения, представленной в структуре личности сложным комплексом свойств [4].
Таким образом, структура личности выступает как сложноорганизованная система, которая включает в себя все особенности и качества человека, и определяет формирование его как личности. Особенности и качества могут быть и биологическими, и социальными. Биологические особенности – во многом влияют на поведение, психическое развитие, могут также влиять на процесс развития человека как личности. А социальные особенности обеспечивают само становление личности. Именно в социальной среде, в ходе истории самого человека образуется «личность». Вне социальных связей личность не может развиваться как надо, он будет нуждаться в общении, и вне социума он не может развиваться как личность.
Поэтому так важно, чтоб каждый человек рос и развивался в кругу своих друзей, семьи, коллег, то есть в кругу общества.
С другой стороны структура личности лишь выступает в роли выражения индивидуальности каждого человека как личности. От того и все люди бывают разными, проявляют свое «Я» в различных формах психической жизни. Поэтому у них разные интересы, желания, убеждения, влечения, стремления и задатки, и у каждого своя цель в жизни т.д. И благодаря своим качествам человек вполне «независим» от других, он индивидуален и индивидуализируется в процессе своего развития.
Однако в современной психологии нет общепринятого, однозначного подхода к оценке значения структуры личности. Вопрос о значении структуры личности решается различными направлениями психологической науки.
Заключение
Категория личности занимает центральное место в психологической науке и в работах отечественных психологов. В теории развития личности важную роль сыграло обоснование подхода к изучению качеств, особенностей и способностей личности, рассматриваемых как совокупность относительно стойких, хотя и изменяющихся под влиянием воспитания, черт личности, и они образовали такую динамическую структуру, такую целостную и такую единую.