Гришкалаускене Елена Петровна
заслуженный работник культуры РК,
руководитель кружка
«Активисты школьного музея»
Пряжа
Введение
Цель работы – воссоздать образ Марии Мелентьевой в изобразительном искусстве и скульптуре, собрав воедино весь материал по этой теме. Это статьи из книг, краеведческая периодика, материалы, переданные из Дома – музея М.Мелентьевой в наш школьный Музей боевой Славы, запись воспоминаний ветеранов и деятелей искусства – знатоков этой темы.
Глава 1
Образ Марии Мелентьевой в скульптуре
«Много душевных сил…»
(история создания памятника М. В. Мелентьевой в Пряже)
Устремилась от онежской сини
Улица в бессмертие свое –
Светлая, как образ героини,
Чистая, как молодость её.
Шелестят задумчиво березы.
К памятнику тихо подхожу.
Глядя на лицо ее из бронзы,
В нем черты живые нахожу
Смотрит на прохожих, улыбаясь.
По душевной сути всем близка
Кажется, что жилка голубая
Дрогнет и забьется у виска.
Кажется, ей все в округе слышно –
Плески волн и песни детворы
Словно за село родное вышла
В платьице сиреневой поры
Только в бронзе ей еще труднее
Слава предъявляет строгий счет
И рекой бессмертия пред нею
Улица ее шумит, течет…
Облик героини, юн и светел,
Не померкнет в памяти живых
И свистит у плит гранитных ветер
Словно ветер будней фронтовых.
Иван Костин.
Памятник – это погрудный скульптурный портрет героини на высоком постаменте. Скульптор изобразил Марийку в летнем сарафанчике, подчеркнув ее юность и женственность, и одновременно волю и целеустремленность. Бюст отлит в бронзе по модели народного художника России Лео Ланкинена. Особую торжественность и значительность обращения к этой теме придает юбилейный год Л.Ф. Ланкинена. В этом году 13 июня ему исполнилось 80 лет со дня рождения. Л. Ланкинен – Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный художник России, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, член – корреспондент Российской Академии художеств (кстати, пока единственный в Карелии). Мастеру мы посвящаем свои поиски и находки в архивах.
|
В архиве музея я нашла ряд интересных документов, по которым попыталась восстановить историю создания памятника и реконструировать день открытия памятника в Пряже 28 июня 1964года. В первую очередь это «Приглашение на торжественное открытие памятника» сестре Марии Владимировны – Валентине Владимировне и две фотографии, сделанные в день открытия памятника. Нам удалось отыскать Зинаиду Константиновну Ермолаеву, которая подписала приглашение, и устроить с ней встречу. Вот, что она нам рассказала:
«Мы работали на общественных началах и в один из комсомольских субботников, мы решили собрать деньги для того, чтобы в Пряже установили памятник М. В. Мелентьевой. Деньги мы собирали за счет сбора золы, концертов, на которых мы выступали и многих других вещей. Наш девиз, под которым мы жили, был такой «Раньше думай о родине, потом о себе». Незадолго до открытия памятника в марте 1964 года я была избрана зам. секретаря Прионежского сельского производственного комитете ВЛКСМ. 28 ноября 1964 был солнечный день, по случаю открытия памятника Марии Владимировны Мелентьевой и Дня молодежи в Пряже состоялся большой митинг. Вместо сцены у нас была машина полуторка с откидными бортами, на которой после открытия памятника выступали сестры Марийки – Валентина Владимировна и Александра Владимировна, а потом состоялся большой концерт».
|
С помощью Зинаиды Константиновны удалось установить людей, заснятых на фотографии. Ее воспоминания дополняют газетные материалы из альбома нашей школьной библиотеки «Памятник Марийке». Вот, что писала газета «Комсомолец» в 1964 году в заметке «Герои не умирают»: «Пряжа праздновала. Жители этого старинного карельского села отмечали сразу два праздника. Первый радостный и светлый – двадцатилетие со дня освобождения, а второй. … В этот день в торжественной обстановке здесь, в Пряже, был открыт памятник героине карельского народа храброй партизанке комсомолке Марие Мелентьевой».
Еще один интересный документ есть в этом альбоме - это письмо петрозаводчанки Николаевой Людмилы Васильевны, которая позировала Л. Ф. Ланкинену, когда он работал над скульптурным портретом Марийки. Вот, что она рассказала:
«С Лео Ланкинен я познакомилась очень давно – 40 лет назад. В июне 1961года ко мне подошел молодой мужчина (мне было 20 лет, а ему 36). Заметил он меня в транспорте, в котором мы ехали вместе, и вышел за мной на остановке. Он обратился ко мне с просьбой позировать, естественно предварительно представился, что он скульптор и что его имя Лео Ланкинен. Я знала, что это известный скульптор и согласилась. Его мастерская была в доме, где кафе «Петрозаводск» (вход со двора в полуподвальном помещении). Я приходила в мастерскую раз в неделю, в выходной на несколько часов. О том, что он работает над памятником Марии Мелентьевой, мне он не говорил. Портрет лепил из глины. А на стене в мастерской был нарисован мой портрет в профиль …. Это продолжалось около двух месяцев – июль и частично август 1961 года. Узнала я себя в памятнике Марии Мелентьевой. Он открылся где- то в 1962-1963 годах в Пряже. Позже, посмотрев на портрет Марии Мелентьевой, я тоже нашла внешнее сходство с ней. Вот такая история».
|
Людмила Васильевна была найдена после того, как ученица нашей школы Cеппянен Наташа представила в республике свой реферат «Из истории создания памятников Великой Отечественной войны на территории Пряжинского района». Уникальный документ важен не только для пряженцев, но и для всей республики.
С того времени, когда был открыт памятник, появились интересные традиции, связанные с празднованием у памятника Марийки торжественных дат – это митинги и почетный караул у памятника 24 января в день рождения М.В. Мелентьевой, День Победы 9 Мая, 28 июня в день освобождения Пряжи. В архиве школы накопилось немало фотографий, которые помогают восстановить хронологию этих событий.
Об одной дате хочется сказать особо. Это 15 лет открытия памятника. Районная газета «Наша жизнь» к пятнадцатилетию открытия памятника поместила стихотворение Эмилии Константиновны Галашевой. Она была подругой легендарной Марийки. Эмилия Константиновна потеряла зрение, но, стремясь быть полезной людям, стала заниматься литературным трудом.
Я хочу закончить свою главу о скульпторе отрывком из новой книги – альбома «Лео Ланкинен»: «Много душевных и физических сил отдал Л.Ф. Ланкинен работе над скульптурным памятником Марии Мелентьевой».
В Петрозаводске на улице Мелентьевой в 1978 году установлен вариант памятника Марийке.
«Полвека творчества»
(ленинградский скульптор С. П. Богаткина и ее работы, посвященные М. Мелентьевой)
Сарра Петровна Богаткина – ленинградский скульптор. Она автор двух скульптурных работ, посвященных Марийке. Это скульптурный портрет Марии Мелентьевой и композиция «С боевым заданием через реку Свирь».
С. П. Богаткина родилась в 1904 г. в городе Шумиха Курганской области и уже в раннем детстве увлекалась рисованием и лепкой. В 1923 г. она приехала в Петроград и поступила в Академию художеств. Ее первой самостоятельной работой был барельеф «Свирьстрой»
Война.… Через две недели после ее начала С. П. Богаткина сопровождает эшелон эвакуированных детей художников. Затем она становится швеей в мастерской, которая обеспечивала обмундированием действующей армии.
В 1944 году Государственная инспекция по охране памятников Ленинграда просит Челябинский исполком срочно откомандировать Сарру Петровну для восстановления скульптурных интерьеров Павловского дворца. В военном эшелоне прибывает она в Ленинград. Первоочередными объектами становятся Павловский дворец, затем фасад Нахимовского училища и символическая фигура «Нева» на Ростральной колонне. Одновременно она выполняет с натуры портрет летчика – штурмана Краснознаменного Балтийского флота дважды Героя Советского Союза А. Е. Мазуренко. Выполненный в бронзе, памятник – бюст установлен на его родине, в деревне Ленинка Николаевской области, установлен он и в Центральном музее Военно-Морского Флота в Ленинграде.
В последующие годы она раскрывает тему партизанской борьбы периода Великой Отечественной войны в Карелии. Это мраморные бюсты героически погибших партизанок – разведчиц Героев Советского Союза Марии Мелентьевой и Анны Лисицыной (1947 г.), композиция «С боевым заданием через реку Свирь» (1960 г.)
Чугунная скульптура «С боевым заданием через Свирь» созданная в 1960 году, изображает Марийку в тот момент, когда она только что вышла из ледяной воды Свири и настороженно оглядывается по сторонам. Когда С.П. Богаткина закончила эту работу, к ней в студию приехали отец Марии Мелентьевой и представители петрозаводского музея и общественности. В студии находилась и известный скульптор В.И. Мухина. Отец Марии отметил портретное сходство, а скульптор Мухина одобрила общую концепцию. Впервые скульптура выставлялась в 1962 году на Всесоюзной художественной выставке в Москве. Однако широкой публике это изваяние было неизвестно. Даже специалисты знали его лишь по фотооткрытке, выпущенной дирекцией выставки. Сейчас скульптура находится в Краеведческом музее города Подпорожье Ленинградской области.
Скульптурный портрет Марии Мелентьевой тоже ее работа, он был подарен пряжинцам Государственным краеведческим музеем при открытии Дома-музея в Пряже. Сейчас он снова находится в Краеведческом музее РК.
Лично с Сарой Петровной Богаткиной была знакома одна из создателей Дома – музея Р. Э. Кальске. С Саррой Петровной она поддерживала связь несколько лет. Писали ей и ребята санаторной школы – интерната № 17, дружина которой носила имя Героя Советского Союза Анны Лисицыной.
Более пятидесяти лет своей жизни отдала Сарра Петровна скульптуре.
Глава 2