Исторические этапы российского федерализма




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СМОЛЕНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО ЭКОНОМИЧЕКИЙ КОЛЛЕДЖ

Конспект

Лекция по дисциплине Конституционное право

Тема: «Государственное устройство Российской Федерации»

Преподаватель: Самуйлова Е.В.

 

2010 г.

 

Тема: Государственное устройство Российской Федерации

Цель учебного занятия для преподавателя:

ü Научить анализировать и систематизировать знания и умения,

ü Учить студентов самостоятельно добывать знания;

ü Формировать профессиональные компетентности, развивать профессиональную речь юриста;

ü Воспитывать самостоятельность, дисциплину, аккуратность;

ü Формировать гражданскую позицию и правовую культуру юриста.

 

Цель учебного занятия для студентов:

ü Выявить основные характеристики Федерации как формы государственного устройства;

ü Выявить особенности российского федерализма;

ü Уметь давать сравнительный анализ конституционно – правового статуса субъектов РФ;

ü Уметь разграничивать компетенции федерации и субъектов федерации.

 

Инструктивная карта

Используемые технологии: активная учебная лекция

Ход занятия

Этапы Деятельность обучающегося Вид деятельности Деятельность преподавателя
  Ориентировачно-мотивационный этап Самоцелеполагание – формулирование целей предстоящего занятия Постановка проблемных вопросов. Интерактивная доска Создание доброжелательного настроя на занятие. Разработка методического материала для занятия.
  Этап актуализации опорных знаний Актуализация опорных знаний по теме, установление взаимосвязей между дисциплинами: Теория государства и права и Конституционное право Заполнение схемы с использованием интерактивной доски Экспертный контроль.
  Основной этап Самоорганизация – оформление тезисов лекции, анализ РЛ Самостоятельная индивидуальная работа, работа с РЛ Экспертный контроль
  Рефлекторно-оценочный этап Обобщение, анализ, выводы о проделанной работе. Самостоятельная работа по оценке качества проделанной работы Экспертный контроль определения освоения профессиональных компетентностей.  

Список источников и литературы:

Источники:

  1. Конституция РФ. 1993г.
  2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. 1990 г.
  3. Федеративный договор. СПС «Гарант»

Основная литература:

1. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2007

2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд. Преработ. – М.: ТК Велби 2008

3. Колесникова Е.В. Комкова Г.Н. Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. – М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

Дополнительная литература:

  1. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М.: ТК Велби, 2005
  2. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции – М.: Норма 2010

План:

Понятие и формы государственного устройства

  1. Исторические этапы российского федерализма
  2. Виды и правовой статус субъектов РФ
  3. Разграничение предметов ведения

Понятие и формы государственного устройства

 

Форма государственного устройства характеризует территориальную организацию государственной власти, деление территории государств на составные части, их правовое положение, принципы взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Различаются две основные формы государственного устройства- унитарная и федеративная.

Унитарное государство - это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью.

Федерация представляет собой юридически единое союзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.

Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства - одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра.(слайд – карта федеративных государств)

Образование федерации возможно на основании трех принципов: национального (Югославия), территориального (США, ФРГ), национально-территориального (Россия).

 

Конституционно-правовой статус РФ представляет собой совокупность юридических признаков, определяющих юридическую природу российского федерализма.

Признаки:

  1. учредительный характер государственной власти – признание и юридическое оформление важнейших социально-экономических и политических институтов общества и государства;
  2. территориальное верховенство, целостность государственной территории – см. ст. 67 Конституции РФ. Субъекты РФ не обладают правом сецессии – т.е. лишены права на выход из состава РФ;
  3. двухуровневая система законодательствафедеральная конституционно-правовая система (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, правовые акты Президента РФ, Правительства РФ) и региональная правовая система (Конституции (Уставы), Законы субъектов РФ);
  4. двухуровневая система органов государственной власти – представляет собой единый, целостный организм, функционирующий на основе общих принципов, установленных федерацией

Система региональных органов власти представлена: высшим должностным лицом субъекта РФ, законодательным (представительным) органом государственной власти, высшим исполнительным органом государственной власти, мировыми судьями, в некоторых субъектах РФ – конституционными (уставными) судами.

  1. федеральное гражданство – согласно п. «в» ст. 71 Конституции РФ гражданство в РФ относится к исключительному ведению РФ.
  2. федеральная государственная собственность, единая экономическая система;
  3. национальные вооруженные силы;
  4. официальный статус государственного языка – Русский язык соединяет в себе функции Государственного языка РФ и национального языка русского народа;
  5. наличие государственных символов

Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства - конфедерацию, которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя, по сути, они давно превратились в федерации.

Исторические этапы российского федерализма

 

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

1) создание основ социалистического федерализма (1918— 1936);

2) утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937—1985);

3) реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 г.

В результате Октябрьской революции была провозглашена Российская Советская Республика в границах дореволюционной царской России. Было провозглашено право наций на самоопределение, и уже в конце 1917 г. этим правом воспользовалась Финляндия

Постепенно происходит усложнение формы государственного единства от унитарного к федеративной. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. провозгласила Россию федерацией. Т.о. устанавливалось новое государственное устройство. Первой автономной частью России стала Советская Латвия (дек. 1917 г.)

На территории российской социалистической республики начинается процесс создания автономных областей. Параллельно идет процесс создания трудовых коммун, в конце 1918 г. была образована Трудовая коммуна Немцев Поволжья, впоследствии ставшей автономной республикой.

В 1919 г. в составе РСФСР была образована Башкирская АССР, 1920-21 гг. – Киргизская АССР, Татарская, Дагестанская, Горская автономные республики и другие субъекты.

Высшей формой автономии была автономная республика, которая являлась государством, имеющим свой государственный механизм, свою конституцию. В отличии от автономной республики автономные трудовые коммуны не имели атрибутов государственности так же как и автономные области.

Период Гражданской войны породил тенденции к самоопределению многих республик, так РФ признает полную государственную самостоятельность Эстонии, Латвии, Литвы (дек. 1918), Белоруссии (янв. 1919), Украины (янв-февр.1919). В 1920 образовались Азербайджанская и Армянская Советские республики, в начале 1921 г. Грузинская Советская республика.

Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Считалось, что субъекты федерации являются национальными по форме и социалистическими по содержанию,

Ко времени принятия Конституций СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство по своей сути становиться унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались.

Автономные республики стали рассматриваться как несуверенные государства, их конституции, например, подлежали утверждению Верховным Советом РСФСР.

В отношении некоторых народов были предприняты массовые депортации. В 1941 г. в отношении немцев Поволжья, в 1943 г. - калмыков и карачаевцев, в 1944 г. - чеченцев, ингушей и балкарцев. С мест проживания были принудительно выселены крымские татары, турки-месхетинцы, корейцы, греки, курды и др. В послесталинский период (в конце 1950-х гг.) автономии некоторых из этих народов были восстановлены, но только в 1991 г. Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» эти акции были объявлены преступными, а народы реабилитированы.

Конституция РСФСР 1978 года вновь зафиксировала суверенный статус РСФСР и ее право свободного выхода и СССР. В соответствии с Конституцией в составе РФ находились 16 автономных республик, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

Становление демократического государства породило и решение вопросов относительно автономных республик. Важным моментом явилось принятие Декларации «О государственном суверенитете РСФСР» (12.06.1990 г.) В 1990—1991 гг. большинство из республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В ряде республик (Чечня, Татарстан и др.) сепаратистские силы стали требовать выхода из состава Федерации. На IV Съезде народных депутатов РСФСР было принято решение об исключении из названия республик термина «автономная», они приобрели конституционный статус «республика в составе Российской Федерации».

В условиях центробежных тенденций, создававших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора. Федеративный договор - совокупное название трех договоров, заключенных между Российской Федерацией в лице ее Президента Б. Н. Ельцина и органами государственной власти субъектов РФ в лице их высших должностных лиц или глав администраций (президентов, губернаторов). По сути, договоры касались разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации.

Все три договора были одобрены Съездом народных депутатов РФ и стали рассматриваться как составная часть действовавшей тогда Конституции. Договоры дали некоторые основания, по мнению М.В. Баглая для ошибочного представления о Российской Федерации как о договорной федерации, в то время как Россия десятилетиями развивалась как конституционная федерация.

Конституция 1993 г. закрепила федеративное устройство в составе 89 субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: