Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ является одним из конституционных принципов российского федерализма
Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, предметы совместного ведения и полномочия органов Федерации и ее субъектов, закрепленные в 14 пунктах ст. 72 Конституции РФ их можно условно разделить на несколько групп.
Группы полномочий | Предметы ведения и полномочия органов Федерации | Предметы совместного ведения и полномочия органов Федерации и ее субъектов, |
1. Вопросы государственного строительства: | • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением; • федеративное устройство и территория Федерации; • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств; • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти; • федеральная государственная служба. | • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; • защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режим пограничных зон; • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; • установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. |
2. Вопросы регулирования экономики и социального развития: | • федеральная государственная собственность и управление ею; • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Федерации; • установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; • федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе. | • разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; • природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры; • общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; • координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение; • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; • установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. |
3. Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности: | • внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира; • внешнеэкономические отношения Российской Федерации. | |
4. Вопросы обороны и охраны границы: | • оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; • определение статуса и защита Государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. | |
5. Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы: | • судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности; • федеральное коллизионное право. | • кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат; • административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. |
6. Вопросы метеорологии, статистической отчетности и т. д.: | • метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименование географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет. | |
7. Государственные награды и почетные звания Российской Федерации. |
|
|
|
Т,О.
1) только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.;
2) на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности;
3) только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развития путей сообщения и деятельности в космосе;
4) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир;
5) Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные формирования;
6) судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять об амнистии и помиловании.
То. На сегодняшний день Россия сформировалась как федеративное государство, для которого характерно:
- Сочетание национального и территориального принципа формирования государства;
- Соблюдение конституционного принципа разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами;
- Верховенство Конституции на всей территории федерации
- Реализация принципов федеративного государства