Денежное обращение.
Порядок расчетов в наличной денежной форме.
Безналичные расчеты между предприятиями
Порядок расчетов в наличной денежной форме.
Между наличным и безналичным обращением существует тесная и взаимная зависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, меняя форму наличных денежных знаков на депозит в банке, и наоборот. Поступление безналичных средств на счета в банке – непременное условие для выдачи наличных денег. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, в котором циркулируют единые деньги одного наименования.
Налично-денежный оборот страны – это часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный период времени. Налично-денежное обращение – это движение наличных денег, обслуживающих в основном розничный товарооборот.
Налично-денежный оборот отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.
Наличное обращение в РФ регулируется рядом норм, содержащихся в различных правовых актах, ограничивающих наличные расчеты хозяйствующих субъектов.
Положение ЦБ РФ от 05.01.98г. «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» предусматривает, что денежные средства предприятий, как собственные, так и заемные, подлежат обязательному хранению в банках за исключением выручки, расходование которой разрешено в установленном порядке обслуживающим банком. Лимит остатка наличных денег в кассе предприятия устанавливается банком ежегодно, исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей его деятельности. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющего расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформления разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу». Если такой расчет не предоставляется ни в один из обслуживающих банков, то лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность – сверхлимитной. Наличные деньги сверх установленных лимитов могут храниться только для выдачи заработной платы, выплат социального характера не более 3 рабочих дней.
|
Поступающую в кассу денежную выручку предприятия по согласованию с банком могут расходовать только на цели, предусмотренные законом.
Важное значение имеет согласование предприятиями с обслуживающими банками сроков выдачи денежной наличности. Для равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдачи наличных средств в учреждениях банков ежегодно составляется календарь выдач наличных денежных средств на основании кассовых планов предприятий. Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) и в срок до 29 марта и 29 сентября посылают Банку России для свода в целом по РФ.
Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России устанавливают для каждой кредитной организации сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.
|
Учреждения банков, обслуживающие предприятия, не реже одного раза в два года проверяют соблюдение порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В свою очередь, территориальные учреждения Банка России контролируют работу банков по организации наличного денежного оборота.
Прием и выдачу наличных денег осуществляют расчетно-кассовые центры (РКЦ) при территориальных главных управлениях Банка России, которые формируют для этой цели оборотную кассу, а также резервные фонды. Резервные фонды банкнот и монет представляют собой запас не выпущенных в обращение денежных знаков для регулирования кассовых ресурсов.
Для определения потребности в наличных деньгах в целом по РФ по регионам и по учреждениям банков и для разработки мероприятий по стабилизации денежного обращения в РФ составляются прогнозы кассовых оборотов. В них отражаются объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление их выдачи предприятиям, учреждениям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т.е. сумма выпуска или изъятия из обращения. Прогнозные расчеты эмиссии денег территориальные учреждения Банка России учитывают при разработке мер по организации налично-денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров.
|
Наличные деньги выпускаются в обращение Банком России на основе эмиссионного разрешения — документа, дающего право БР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением БР в пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.
В РФ на наличное денежное обращение наложены следующие основные ограничения:
1.Наличные расчеты между ЮЛ ограничены пределом в 60 тыс. руб.
2.ЮЛ обязаны вносить на банковский счет остатки наличных денежных средств (кроме лимита остатка наличных денежных средств в кассе).
3.В кассах ЮЛ (кроме кредитных организаций) запрещено хранить наличные денежные средства сверх установленного обслуживающим банком лимита.
4.ЮЛ запрещено вносить наличные денежные средства на банковские счета других физических или юридических лиц.
5.ЮЛ, имеющим задолженность по налогам и сборам, запрещено расходовать денежную выручку, поступающую в их кассы.
6.Наличные расчеты при реализации населению товаров, работ и услуг производятся с применением контрольно-кассовых машин.
Агентами контроля налично-денежного обращения являются кредитные организации (банки), осуществляющие обслуживание расчетных счетов ЮЛ (агенты контроля – это организации, не являющиеся органами власти, но на которые органы власти возложили обязанность и полномочия по осуществлению контроля а какой-либо сфере).
Не реже одного раза в два года банки проводят проверки:
-полноты оприходования денежной наличности, полученной в банке;
-полноты сдачи денег в кассу банка;
-соблюдения согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступающей в кассу предприятия;
-соблюдения установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между ЮЛ;
-соблюдения установленного банком лимита остатка наличных денег в кассе предприятия;
-ведения кассовой книги и оформления кассовых документов.
О выявленных нарушениях банки сообщают в органы ФНС по месту нахождения предприятия.