Общие положения
Изучение дисциплины «Инновационный менеджмент» проходит в двух семестрах и предусматривает следующую форму отчетности:
– зачет по первой части дисциплины (первый семестр изучения);
– экзамен по дисциплине в целом (второй семестр изучения).
Студенты заочной формы обучения для получения допуска к сдаче зачета представляют контрольные работы.
Студенты очной формы обучения для получения допуска к сдаче экзамена представляют и защищают рефераты.
Выбор темы контрольной работы и реферата студенты осуществляют самостоятельно по согласованию с руководителем.
Вопросы к зачету
По дисциплине «Инновационный менеджмент»
1. Основные понятия инновационного менеджмента.
2. Становление научной концепции инновационного менеджмента.
3. Внешние и внутренние предпосылки инновационной деятельности.
4. Классификация инноваций по степени рыночной новизны.
5. Классификация инноваций по объекту проведения.
6. Классификация инноваций по причинам проведения.
7. Инновации и повышение конкурентоспособности современных компаний.
8. Основные причины привлекательности фактора новизны продукта или услуги.
9. Понятие нового товара в инновационном маркетинге.
10. Технология управления жизненным циклом товара: усовершенствование продукта, модификация рынка, репозиционирование.
11. Понятие и методы репозиционирования в инновационном маркетинге.
12. Основные этапы реализации инновационного проекта, их основное содержание.
13. Причины неудач инноваций.
14. Стратегическое управление и инновационная стратегия, их роль и значение.
15. Основные виды активных инновационных стратегий, их характеристика.
|
16. Имитационные инновационные стратегии.
17. Адаптивные маркетинговые инновационные стратегии.
18. Понятие и виды диверсификации деятельности компании.
19. Матрица оптимизации диверсификационных стратегий.
20. Стратегическое планирование как функция инновационного менеджмента.
21. Этапы принятия стратегических решений.
22. Бизнес-план инновационного проекта, его назначение и основные разделы.
23. Внешние источники финансирования инновационных проектов.
24. Внутренние источники финансирования инновационных проектов.
25. Оценка эффективности инновационной деятельности.
Вопросы к экзамену
по дисциплине «Инновационный менеджмент»*
1. Основные понятия инновационного менеджмента.
2. Становление научной концепции инновационного менеджмента.
3. Внешние и внутренние предпосылки инновационной деятельности.
4. Классификация инноваций по степени рыночной новизны.
5. Классификация инноваций по объекту проведения.
6. Классификация инноваций по причинам проведения.
7. Инновации и повышение конкурентоспособности современных компаний.
8. Основные причины привлекательности фактора новизны продукта или услуги.
9. Понятие нового товара в инновационном маркетинге.
10. Технология управления жизненным циклом товара: усовершенствование продукта, модификация рынка, репозиционирование.
11. Понятие и методы репозиционирования в инновационном маркетинге.
12. Основные этапы реализации инновационного проекта, их основное содержание.
13. Причины неудач инноваций.
14. Стратегическое управление и инновационная стратегия, их роль и значение.
|
15. Основные виды активных инновационных стратегий, их характеристика.
16. Имитационные инновационные стратегии.
17. Адаптивные маркетинговые инновационные стратегии.
18. Понятие и виды диверсификации деятельности компании.
19. Стратегическое планирование как функция инновационного менеджмента.
20. Этапы принятия стратегических решений.
21. Бизнес-план инновационного проекта, его назначение и основные разделы.
22. Внешние источники финансирования инновационных проектов.
23. Внутренние источники финансирования инновационных проектов.
24. Оценка эффективности инновационной деятельности.
25. Формы организации инновационной деятельности: последовательная, параллельная, интегральная.
26. Особенности современных форм организации инновационной деятельности.
27. Трансфер технологий.
28. Организационные формы трансферта технологий.
29. Основные формы научно-технической кооперации фирм как метод саморегулирования инновационной деятельности.
30. Венчурные подразделения в организационной структуре фирм.
31. Государственное регулирование инновационной деятельности фирм.
32. Финансовые методы государственного регулирования инновационной деятельности фирм. Виды финансовых льгот.
33. Законодательное регулирование инновационной деятельности фирм.
34. Государственное финансирование инновационных проектов.
35. Интеллектуальная собственность: виды, объекты, правовая охрана, понятие исключительного права.
36. Интеллектуальная собственность: исключительное право и распоряжение исключительным правом.
|
37. Современное понятие эффективного руководителя-новатора.
38. Основные формы участия низового звена управления и служащих в повышении эффективности инновационных процессов.
39. Нейтрализация внешних факторов сопротивления инновационным процессам на фирме.
40. Понятие «инновативной» внутрифирменной культуры.
*Курсивом из экзаменационных вопросов выделены вопросы по I-й части изучения дисциплины – вопросы к зачету.
Рекомендуемая литература и информационное обеспечение дисциплины
а) Основная литература:
библиотечный фонд БАТиП:
1. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Барышева. – 2-е изд. – М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 384 с.
2. Инновационный менеджмент: Учебник для бакалавров / Ю.М. Беляев. – М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К», 2013. – 220 с. (Гриф УМО).
3. Инновационный менеджмент и экономика организаций (предприятий): Практикум / Под ред. д.э.н. Б.Н. Чернышева и к.э.н. Г.Г. Попадюк. – М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник, 2012. – 240 с. (Гриф УМО).
4. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 295 с. (Гриф УМО).
5. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 368 с. (Гриф УМО).
б) Дополнительная литература:
6. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 392 с.
7. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. Барышевой. — М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 384 с.
8. Козловская Э.А, Демиденко Д.С, Яковлева Е. А., Гаджи М. М. Экономика и управление инновациями: Учебник. — М.:Экономика, 2012. — 360 с.
9. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями: Учебник. — М.: Юрайт, 2012. — 720 с.
10. Балдин К. В., Передеряев И. И., Голов Р. С. Инвестиции в инновации: Учеб. пособие. – М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 512 с.
11. Карпенко Е.М., Комков С.К., Карпенко В.М. Инновационный менеджмент: Ответы на экзаменационные вопросы. — М.: Тетра Системе, 2012. — 224 с.
в) Нормативные и справочные материалы:
12. Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
13. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
14. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая, раздел 7. "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации".
15. Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 316-ФЗ "О патентных поверенных".
16. Федеральный закон от 27.12.2012 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
17. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
18. Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
19. Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
г) Информационное обеспечение дисциплины:
20. Электронная библиотека экономической и деловой литературы https://www.aup.ru/library/
21. Курс лекций «Инновационный менеджмент» https://www.seun.ru/content/learning/
22. Учебник для вузов https://www.edu.ru/db/portal/e-library
23. https://www.e-xecutive.r
24. https://www.e-reading.club/bookreader.php
25. https://www.aup.ru/books
Методические указания по подготовке контрольных работ
Контрольная работа представляет собой самостоятельное исследование, в котором на основе полученных знаний по дисциплине «Инновационный менеджмент» выдвигается, обосновывается и отстаивается собственная позиция по той или иной проблеме, имеющей теоретическое, методическое или практическое значение.
Контрольная работа представляется в виде реферата объемом 10-15 страниц машинописного текста (через 1,5 интервала, бумага формата А4, шрифт 14) и должна включать: введение; основную часть, заключение и список использованной литературы.