Взаимодействие рынков. Общее равновесие (по Л. Вальрасу). Эффективность обмена. Парето-эффективность. Диаграмма (ящик) Эджворта. Эффективные точки и кривая контрактов. Экономика благосостояния.
Темы семинарских занятий
Тема 1. Введение в экономическую теорию.
1. Развитие представлений о предмете экономической теории.
2.Разделы экономической теории. Позитивная и нормативная экономическая теория.
3. Специфика предмета микроэкономики.
На занятии проводится вводный контроль.
Тема 2.Основные понятия экономической теории. Методы экономической теории.
1. Экономические агенты: домохозяйства, фирмы, государство, заграница. Экономические интересы. Рациональность поведения экономических агентов.
2.. Экономические блага. Товары. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ.
Экономические интересы.
3.. Экономические ресурсы: земля, капитал, труд, предпринимательские способности. Информация, как ресурс. Доходы на ресурсы: рента, процент, заработная плата, прибыль. Потребности.
4. Методы экономической теории: формальная логика, научная абстракция, индукция и дедукция, эмпирический метод, аналогия, метод предельного анализа, экономические модели, метод сравнительной статики.
Задания для самостоятельной работы
1.Можно ли считать, что бедность и ограниченность ресурсов - это одно и то же?
2.Если родители не платят за обучение детей в общеобразовательной школе, значит ли это, что обучение является бесплатным?
Тема 3. Экономический выбор. Кривая (граница) производственных возможностей
1.Проблема выбора. Критерии выбора: неэкономический, экономический, рыночный. Альтернативная стоимость.
|
2. Кривая (граница) производственных возможностей.
3.Экономическая эффективность. Воспроизводство, его виды. Экономический рост.
Задания для самостоятельной работы
1. Согласны ли Вы с утверждением, что кривая производственных возможностей – это только теоретическая модель, не отражающая суть экономической действительности?
2. В чем заключается взаимосвязь понятий эффективности и редкости? Что такое Парето – эффективность?
3. Перед вами таблица производственных возможностей выпуска обществом инвестиционных товаров (станков) и потребительских товаров (стиральных машин):
Вид продукта | Производственные альтернативы | ||||
I | II | III | IV | V | |
Станки (сотни шт.) | |||||
Стиральные машины (тыс. шт.) |
а) используя эти данные, постройте кривую производственных возможностей общества;
б) что показывают точки на кривой производственных возможностей?
в) если экономика находится в данный момент в точке, соответствующей производственной альтернативе III, то какова будет альтернативная стоимость производства дополнительной - третьей - сотни станков?
г) предположим, что экономика находится в точке, соответствующей производству 1 сотни станков и семи тысяч стиральных машин. Найдите эту точку на графике. Что она показывает?
д) обозначьте на графике точку, соответствующую выпуску семи тысяч стиральных машин и трех сотен станков. Что показывает эта точка?
е) сопоставьте выборы производственных решений в точках II и IY. Какие возможности дает каждый из них и от чего приходится отказываться?
|
ж) допустим, что усовершенствовалась технология производства станков, тогда, как технология изготовления стиральных машин осталась на прежнем уровне. Отобразите эту ситуацию на графике;
з) допустим, что улучшилась технология производства стиральных машин, а технология изготовления станков не изменилась. Что произойдет с кривой производственных возможностей общества?
4.Один работник в Англии может произвести 6 бутылок вина или 2 метра ткани. В Португалии один работник производит 4 бутылки вина или 1 метр ткани. Предположим, что Англия располагает 200 рабочими, а Португалия – 100. Критически оцените следующее утверждение: Англии не выгодно торговать с Португалией, так как производительность труда её рабочих выше при производстве обоих товаров. Как будет выглядеть КПВ при слиянии экономик?
5..На путешествие самолетом из Москвы в Амстердам менеджер тратит сутки с учетом сопутствующих затрат времени. Поездка в поезде займет 2 суток. Авиабилет стоит 9 000 руб., а железнодорожный билет – 5 400 руб. Во время передвижения менеджер будет лишен возможности зарабатывать. Определите, какой способ передвижения предпочтительнее для менеджера, зарабатывающего 4 500 руб. каждый день?
Темы рефератов
1. Экономический рост в условиях современной России.
2. Основные факторы экономического роста в современной экономике.
3. Информатизация современной экономики – превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения.
4. Знания как ключевой фактор экономического роста.