Тема 31. Общее равновесие и эффективность обмена




Взаимодействие рынков. Общее равновесие (по Л. Вальрасу). Эффективность обмена. Парето-эффективность. Диаграмма (ящик) Эджворта. Эффективные точки и кривая контрактов. Экономика благосостояния.

 

Темы семинарских занятий

 

Тема 1. Введение в экономическую теорию.

1. Развитие представлений о предмете экономической теории.

2.Разделы экономической теории. Позитивная и нормативная экономическая теория.

3. Специфика предмета микроэкономики.

 

На занятии проводится вводный контроль.

 

Тема 2.Основные понятия экономической теории. Методы экономической теории.

1. Экономические агенты: домохозяйства, фирмы, государство, заграница. Экономические интересы. Рациональность поведения экономических агентов.

2.. Экономические блага. Товары. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ.

Экономические интересы.

3.. Экономические ресурсы: земля, капитал, труд, предпринимательские способности. Информация, как ресурс. Доходы на ресурсы: рента, процент, заработная плата, прибыль. Потребности.

4. Методы экономической теории: формальная логика, научная абстракция, индукция и дедукция, эмпирический метод, аналогия, метод предельного анализа, экономические модели, метод сравнительной статики.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1.Можно ли считать, что бедность и ограниченность ресурсов - это одно и то же?

2.Если родители не платят за обучение детей в общеобразовательной школе, значит ли это, что обучение является бесплатным?

Тема 3. Экономический выбор. Кривая (граница) производственных возможностей

1.Проблема выбора. Критерии выбора: неэкономический, экономический, рыночный. Альтернативная стоимость.

2. Кривая (граница) производственных возможностей.

3.Экономическая эффективность. Воспроизводство, его виды. Экономический рост.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Согласны ли Вы с утверждением, что кривая производственных возможностей – это только теоретическая модель, не отражающая суть экономической действительности?

2. В чем заключается взаимосвязь понятий эффективности и редкости? Что такое Парето – эффективность?

3. Перед вами таблица производственных возможностей выпуска обществом инвестиционных товаров (станков) и потребительских товаров (стиральных машин):

Вид продукта Производственные альтернативы
I II III IV V
Станки (сотни шт.)          
Стиральные машины (тыс. шт.)          

 

а) используя эти данные, постройте кривую производственных возможностей общества;

б) что показывают точки на кривой производственных возможностей?

в) если экономика находится в данный момент в точке, соответствующей производственной альтернативе III, то какова будет альтернативная стоимость производства дополнительной - третьей - сотни станков?

г) предположим, что экономика находится в точке, соответствующей производству 1 сотни станков и семи тысяч стиральных машин. Найдите эту точку на графике. Что она показывает?

д) обозначьте на графике точку, соответствующую выпуску семи тысяч стиральных машин и трех сотен станков. Что показывает эта точка?

е) сопоставьте выборы производственных решений в точках II и IY. Какие возможности дает каждый из них и от чего приходится отказываться?

ж) допустим, что усовершенствовалась технология производства станков, тогда, как технология изготовления стиральных машин осталась на прежнем уровне. Отобразите эту ситуацию на графике;

з) допустим, что улучшилась технология производства стиральных машин, а технология изготовления станков не изменилась. Что произойдет с кривой производственных возможностей общества?

4.Один работник в Англии может произвести 6 бутылок вина или 2 метра ткани. В Португалии один работник производит 4 бутылки вина или 1 метр ткани. Предположим, что Англия располагает 200 рабочими, а Португалия – 100. Критически оцените следующее утверждение: Англии не выгодно торговать с Португалией, так как производительность труда её рабочих выше при производстве обоих товаров. Как будет выглядеть КПВ при слиянии экономик?

5..На путешествие самолетом из Москвы в Амстердам менеджер тратит сутки с учетом сопутствующих затрат времени. Поездка в поезде займет 2 суток. Авиабилет стоит 9 000 руб., а железнодорожный билет – 5 400 руб. Во время передвижения менеджер будет лишен возможности зарабатывать. Определите, какой способ передвижения предпочтительнее для менеджера, зарабатывающего 4 500 руб. каждый день?

 

 

Темы рефератов

1. Экономический рост в условиях современной России.

2. Основные факторы экономического роста в современной экономике.

3. Информатизация современной экономики – превращение информации в экономический ресурс первостепенного значения.

4. Знания как ключевой фактор экономического роста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: