Тема 8. Реакция потребителя на изменение цен и дохода.




Учебно-методический комплекс по дисциплине

МИКРОЭКОНОМИКА

 

 

Направление: Экономика

 

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

 

 

Пермь 2012

 

 

 

Программа курса

Тема 1. Введение в экономическую теорию. Методы экономической теории. Специфика предмета микроэкономики.

Развитие представлений о предмете экономической теории. Разделы экономической теории. Позитивная и нормативная экономическая теория. Специфика предмета микроэкономики. Экономические агенты: домохозяйства (индивиды), фирмы (бизнес), государство. Экономические интересы. Экономические блага. Товар. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Экономические ресурсы: земля, капитал, труд, предпринимательские способности. Информация, как ресурс. Доходы на ресурсы: рента, процент, заработная плата, прибыль. Потребности. Методы экономической теории: формальная логика, научная абстракция, индукция и дедукция, аналогия, эмпирический метод, статистические методы, экономические модели (экономико-математическое моделирование), метод предельного анализа и предельные величины, метод сравнительной статики.

Тема 2. Экономический выбор. Граница производственных возможностей.

Проблема экономического выбора (проблема выбора оптимального решения). Рациональность поведения экономических агентов. Экономические ограничения. Неэкономические, экономические и рыночные критерии выбора. Производственные возможности. Граница производственных возможностей. Альтернативная стоимость (альтернативные издержки - издержки отвергнутых возможностей). Экономические риски и неопределенность. Затраты и результаты. Экономическая эффективность. Общественное воспроизводство. Экономический рост.

Тема З. Экономические системы: критерии классификации и типы.

Принципы классификации хозяйственных структур. Доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общество. Модели организации хозяйственной жизни. Собственность, структура прав, передача прав. Формы собственности. Координационный механизм. Формы координационного механизма. Рынок. Командная система. Смешанная экономика. Переходная экономика. Либерализация цен, приватизация, структурная перестройка экономики, инфраструктура хозяйствования

Тема 4. Рынок. Рыночные структуры (модели рынка)

Рынок. Рыночные структуры (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Тема 5. Механизм рынка. Рыночное равновесие

Условия функционирования рынка. “Правила игры”. Конкуренция, ее виды. Свобода предпринимательства. Равновесные цены. Спрос. Величина спроса. Закон спроса. Эффект дохода. Эффект замещения. Факторы спроса (неценовые детерминанты спроса). Равновесие по Л.Вальрасу и А.Маршаллу. Индивидуальный и рыночный спрос.

Предложение. Величина предложения. Факторы предложения(неценовые детерминанты предложения). Рыночное равновесие. Равновесная цена. Дефицит и перепроизводство. Излишек потребителя и излишек производителя. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Эластичность предложения по цене. Показатели эластичности. Перекрестная эластичность по цене: комплементы и субституты (взаимодополнение и взаимозамещение). Перекрестная эластичность предложения по цене. Фактор времени. Значение теории эластичности: паутинообразная модель, влияние на выручку. Учет эластичности в налогово-бюджетной политике государства.

Тема 6. Кардиналистская (количественная) теория потребительского выбора (полезности)

Потребительские предпочтения. Законы Госсена. Общая и предельная полезность. Предельная полезность и кривая спроса. Взвешенная предельная полезность. Оптимальный выбор потребителя в кардиналистской теории.

 

 

Тема 7. Ординалистская (порядковая) теория потребительского выбора (полезности)

Особенности поведения потребителя в ординалистской концепции. Аксиомы ординалистской концепции. Потребительские предпочтения и функция полезности. Кривые безразличия. Карта кривых безразличия, её свойства. Комплементы, субституты. MRS, её динамика. Бюджетное ограничение, его экономический смысл. Бюджетная линия. Уравнение бюджетной линии. Оптимум потребителя в ординалистской концепции: графическая и алгебраическая модель. Внутреннее и угловое решения.

Тема 8. Реакция потребителя на изменение цен и дохода.

Модель “цена-потребление”. Построение кривых спроса для обычных товаров и товара Гиффена. Модель “доход-потребление”. Кривые Энгеля, их интерпретация Торнквистом. Эффект дохода и эффект замещения: модель Слуцкого, модель Хикса. Эффекты дохода и замещения для инфериорных товаров и товара Гиффена. Компенсированные кривые спроса, их экономический смысл.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: