МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Лангепасское городское муниципальное
автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4 «Солнышко»
(ЛГ МАДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»)
РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ В РАВИТИИ РЕБЕНКА
Подготовил:
Учитель-дефектолог
Загорских Светлана Михайловна
Ежегодно, по данным ВОЗ, количество здоровых детей катастрофически снижается. Соответственно, происходит рост количества детей с различными отклонениями в развитии, усложнение диагнозов и заключений специалистов.
«При неблагоприятных социальных условиях, несвоевременном и недостаточном педагогическом и медицинском воздействии происходит замедление развития и отягощение дефекта в целом» (К.С. Лебединская).
Многие известные авторы в сфере здравоохранения и образования привлекают внимание к раннему возрасту ребенка, как основе его будущего здоровья, роста и развития.
«Именно первый год жизни особенно важен для становления ребёнка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок — к семи месяцам масса мозга удваивается. Ничего подобного в дальнейшем уже не повторится" (Л.Н. Павлова). В этот ответственный отрезок времени для становления ребёнка как личности, важна каждая минута его существования.
Семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Все эти факторы требуют от родителей очень внимательного, чуткого отношения к своему ребёнку. Для этого, нужно знать об особенностях развития организма ребёнка как психического, так и физического. И уже зная эти особенности на данном возрастном этапе, помочь ребёнку реализовать свои возможности.
|
Огорчает тот факт, что пробелы в развитии, упущения родителями в это время, могут существенно повлиять на дальнейшую жизнь малыша.Это в большой степени связано с недостаточной компетентностью родителей, не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия.
Сегодня мы постараемся раскрыть основные моменты, которые помогут родителям узнать нормы развития ребенка раннего возраста, и определить свои возможности для выявления и коррекции отклонений, а возможно, их предупреждения.
Ранний возраст подразделяется на 2 периода:
· Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
· Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Норма - это некий набор статистически определяемых среднихпоказателей, характеризующих «срез» психического развития в конкретный момент времени (возраст ребенка), определенный набор качественных характеристик, присущих именно данному возрасту.
Отклонение в развитии – это недостаточное развитие ребенка по сравнению со средним показателем (нормой) развития детей в данном обществе.
Причины развития отклонений:
Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.
|
Биологические (генетически обусловленные отклонения)
Физические (внутриутробные нарушения в развитии, выявленные и установленные в ходе беременности мамы; полученные в родах и последующей жизни; радиация, а также действие токов высокой частоты, ультразвука и др.)
Социальные (условия жизни ребенка и его социальное окружение)
Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т. е: от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения.
Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с генотипическими особенностями их центральной нервной системы, с различными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколько своевременно было выявлено отклонение и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.
Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.
Например, отставание психического развития у детей с задержкойречи прежде всего будет проявляться в слабости словесной памяти и мышления, а у детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.