Загорских Светлана Михайловна




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Лангепасское городское муниципальное

автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Солнышко»

(ЛГ МАДОУ «Детский сад №4 «Солнышко»)

 

 

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ В РАВИТИИ РЕБЕНКА

Подготовил:

Учитель-дефектолог

Загорских Светлана Михайловна

 

Ежегодно, по данным ВОЗ, количество здоровых детей катастрофически снижается. Соответственно, происходит рост количества детей с различными отклонениями в развитии, усложнение диагнозов и заключений специалистов.

«При неблагоприятных социальных условиях, несвоевременном и недостаточном педагогическом и медицинском воздействии происходит замедление развития и отягощение дефекта в целом» (К.С. Лебединская).

Многие известные авторы в сфере здравоохранения и образования привлекают внимание к раннему возрасту ребенка, как основе его будущего здоровья, роста и развития.

«Именно первый год жизни особенно важен для становления ребёнка. В этот период центральная нервная система делает феноменальный рывок — к семи месяцам масса мозга удваивается. Ничего подобного в дальнейшем уже не повторится" (Л.Н. Павлова). В этот ответственный отрезок времени для становления ребёнка как личности, важна каждая минута его существования.

Семейное воспитание является оптимальным для маленького ребенка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребенка и его хорошего эмоционального самочувствия. Все эти факторы требуют от родителей очень внимательного, чуткого отношения к своему ребёнку. Для этого, нужно знать об особенностях развития организма ребёнка как психического, так и физического. И уже зная эти особенности на данном возрастном этапе, помочь ребёнку реализовать свои возможности.

Огорчает тот факт, что пробелы в развитии, упущения родителями в это время, могут существенно повлиять на дальнейшую жизнь малыша.Это в большой степени связано с недостаточной компетентностью родителей, не все родители понимают возрастные особенности детей до 3 лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия.

Сегодня мы постараемся раскрыть основные моменты, которые помогут родителям узнать нормы развития ребенка раннего возраста, и определить свои возможности для выявления и коррекции отклонений, а возможно, их предупреждения.

Ранний возраст подразделяется на 2 периода:

· Младенческий возраст (от рождения до 1 года)

· Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)

 

 

Норма - это некий набор статистически определяемых среднихпоказателей, характеризующих «срез» психического развития в конкретный момент времени (возраст ребенка), определенный набор качественных характеристик, присущих именно данному возрасту.

Отклонение в развитии – это недостаточное развитие ребенка по сравнению со средним показателем (нормой) развития детей в данном обществе.

Причины развития отклонений:

Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.

Биологические (генетически обусловленные отклонения)

Физические (внутриутробные нарушения в развитии, выявленные и установленные в ходе беременности мамы; полученные в родах и последующей жизни; радиация, а также действие токов высокой частоты, ультразвука и др.)

Социальные (условия жизни ребенка и его социальное окружение)

Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т. е: от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения.

Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с генотипическими особенностями их центральной нервной системы, с различными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколько своевременно было выявлено отклонение и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.

Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.

Например, отставание психического развития у детей с задержкойречи прежде всего будет проявляться в слабости словесной памяти и мышления, а у детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.


Факторы Действие Последствия
Биологические Через специальные структуры половых клеток родителей — хромосомы — передается информация о признаках аномалий развития. Хромосомные болезни, как правило, отличаются сложным или осложненным дефектом. - В половине случаев имеет место умственная отсталость, которая часто сочетается с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи. - Синдром Дауна
Физические Это — инфекции, интоксикации, травмы.Внутриутробные интоксикации могут возникать при применении матерью во время беременности лекарственных средств, алкоголя, наркотических препаратов, курении. Пренатальная патология- воздействие в период внутриутробного развития, который часто сопровождается повреждением нервной системы ребенка в родах. Иммунологическая несовместимость между матерью и плодом по резус-фактору и антигенам крови. Различные инфекционные, особенно вирусные, заболевания беременной женщины. катальная патология (тяжелые роды, повреждения в родах). Гипоксия, асфиксия новорожденного постнатальная патология(неблагоприятные воздействия после рождения). К причинам органического характера относятся прежде всего различные нейроинфекции — энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также вторичные воспалительные заболевания мозга, возникающие как осложнения при различных инфекционных детских заболеваниях (кори, скарлатине, ветряной оспе и др.). - При преимущественно внутриутробных поражениях мозга возникают наиболее тяжелые отклонения в развитии, включающие умственную отсталость, недоразвитие речи, дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. - Эти сложные дефекты могут сочетаться с пороками развития внутренних органов. - Наиболее тяжелое поражение плода возникает при заболевании матери в первом триместре беременности. Зачастую повреждения в родах – это следствие отклоняющегося внутриутробного развития, или неправильного течения родовой деятельности, связанной с особенностями женского организма.     - отклонения в психомоторном развитии, которые проявляются в виде двигательных и речевых расстройств, нарушений памяти, внимания, умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Кроме того, иногда наблюдаются головные боли и судорожные припадки.
Социальные социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация (недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослым), главным образом в первые годы жизни. Известно, что неблагоприятные условия воспитания, особенно в младенческом и раннем возрасте, замедляют развитие коммуникативно-познавательной активности детей.   В отличие от остальных факторов, более поддающаяся коррекции, при условии своевременного выявления и включения ребенка в благополучные социальные условия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: