Феодальная раздробленность. Начало создания национального государства




ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФРАНЦИИ

Франция – классическое средневековое государство

Периодизация:

1. Феодальная раздробленность (9-13 вв.)

2. Сословно-представительная монархия (14-15 вв.)

3. Абсолютная монархия (16-18 вв.)

Феодальная раздробленность. Начало создания национального государства

В 843 г. внуки Карла Великого приняли решение окончательно разделить франкское королевство на 3 части. Они полагали, что каждый из них станет полновластным правителем в своей части, но этого не случилось. В каждой из этих частей процесс дробления прошел дальше.

Франция сформировалась на той части, которая по Верденскому договору досталась Карлу Лысому. Там утвердилась такая форма как феод.

Феод – земельное держание, которое предоставляется на основе несения службы. В отличие от бенефиции феод передавался по наследству и предоставлял его держателю значительные права.

Утверждение феодов и стало причиной дальнейшего дробления государства. Предоставляя землю, короли давали наряду с землей специальные грамоты, которые предоставляли права администрации и суда на данной земельной территории. Поэтому распространение феодов привело к тому, что наряду с королем и его доменов появилось значительное количество других земельных дарений. В результате на территории будущей Франции образовалось множество графств и герцогств. Это ослабляло власть короля, таким образом власть короля реальной была только на территории его доменов, а на других территориях был чисто формальный характер.

На основе феода во Франции сложилась вассально – венная система, которая имела децентрализованный характер. Поэтому утвердился принцип: «Вассал моего вассала – не мой вассал »

Суперфеодация – феод частично или полностью передавался другому лицу.

Короли из Каролингской династии правили до 10 в. В 987 г. Каролингская династия прекращается и королем избирается Гуго Капет – один из герцогов крупного феода.

Принцип выборности королей сохранялся до 12 в. Т. к. власть была выборной, сильной она быть не могла.

Был также общегосударственный орган – королевская курия, которая включала в себя королевским вассалов и созывалась королем для решения наиболее важных вопросов.

Назначение королевской власти в раздробленном государстве

· Наличие единого монархического центра символизировало этническое и политическое единство страны

· Наличие единого монархического центра обеспечивало решение некоторых важных общегосударственных функций (оборона, захватнические походы, верховный суд)

С 12 в. меняется положение в стране. Происходит образование единого государства.

С середины 12 в. начинается концентрация политической власти в королевском домене и королевский двор стал превращаться в высший государственный орган Франции. Опорой королей в этом процессе становятся:

1) Города (оказывают и финансовую, и военную помощь, т.к. в условиях раздробленного государства не было единой системы мер весов, единой монеты, существовало множество пошлин, что препятствовало развитию торговли; это обосновывает заинтересованность городов в создании единой экономической зоны и объединении государства). Сначала образовывали союзы, затем оказывали поддержку королю.

2) Духовенство (церковь всегда была стройной системой, раздробленность сказывалась на разрушении этого единства, поэтому большинство духовенства были сторонниками создания единого государства)

3) Мелкие и средние светские феодалы (с одной стороны терпели давление со стороны крупных магнатов, с другой стороны терпели крестьянские восстания)

Опираясь на эти 3 группы населения король постепенно укрепляется свою власть. Во второй половине 12 в. ленные отношения постепенно заменялись непосредственной зависимостью всего населения от короля. Поэтому принцип «Вассал моего вассала – не мой вассал» прекращает свое существование

С 12 века утверждаются те обязательные платежи, которые вассалы должны делать королю:

1) При выкупе короля из плена

2) При посвящение в рыцари старшего сына короля

3) При выдаче замуж дочери короля

4) При организации крестового похода

5) Должны были платить рельеф (налог) при переходе феода по наследству

Пути централизации государства (создания единого государства):

1. За счет расширения королевского домена (заключение брачных союзов, завоевание силой, право на возврат

2. Создание общегосударственного аппарата управления

Поэтому постепенно происходила замена службы по вассальным обязательствам службой, оплачиваемой государством. На государственную службу приходят легисты, которые создают аппарат со знанием дела

12-13 вв. в Парижских университетах большой популярность пользуется римское публичное право. По его принципам легисты создают образцовое государство.

 

Другим важным шагом становится реформаторская деятельность Людовика 9 (Святого) (1226 – 1270 гг.).

1. В 1247 г. Людовик 9 назначил ревизоров, которым было предписано принимать и разбирать жалобы на местную администрацию, такие ревизии стали проводиться ежегодно

2. В 1254 - 1256 гг. были изданы указы об обязанностях сенешалов, бальи, привол (местная администрация). Продолжается централизация управления

3. Финансовая реформа: в королевском домене была введена единая монетная система, королевская монета получила право хождения по всему государству наряду с монетами сеньоров (королевская монета отличалась повышенным содержанием золота и серебра). Поэтому постепенно местные монеты вышли из обращения и на территории всего государства установилась единая монетная система.

4. Военная реформа: было создано наемное войско и была учреждена городская стража (городская милиция)

5. Судебная реформа: был сформирован королевский суд, который стал общегосударственным учреждением, всю систему королевских судов возглавлял Парижский Парламент, на местах органы назывались просто Парламентом. На решения любого суда можно было подать апелляцию в королевский суд. Королевский суд рассматривал наиболее важные дела. Были запрещены судебные поединки как средство разрешение спора. На территории королевского домена были запрещены частные воины. Были установлены 40 дней короля: тот срок, в течение которого сеньоры должны были обратиться в королевский суд для разрешения спора. Если в течение этого времени спор не был разрешен, разрешалась война.

Все названные мероприятия привели к тому, что в 13 в. ко ролевская власть во Франции становится суверенной и возрастает престиж Франции на международной арене, она становится одним из ведущих держав.

Наступает новая эпоха – эпоха сословно-представительной монархии.

Сословно-представительная монархия – такая форма правления, при которой наиболее важные вопросы выносятся на рассмотрение периодически созываемого монархами сословно-представительного органа (во Франции – Генеральные штаты)

Основания для утверждения сословно-представительной монархии:

1. Централизация страны и укрепление королевской власти

2. Окончательное оформление сословий и рост их политической активности

Сформировались следующие сословия:

1. Духовенство

2. Светские феодалы

3. Горожане

В начале возникли провинциальные штаты, как органы, объединяющие сословия на местном уровне.

В 1302 г. впервые созываются Генеральные Штаты (сословно-представительный орган в рамках всего государства). Причина созыва: борьба Филиппа 4 с Папой Римским (борьба между светской и духовной властью, из-за того, что король ограничил имущественные права церкви, а Папа Римский запретил взимать налоги с духовенства, а король запретил вывоз золота и серебра духовенством)

Генеральные Штаты состояли из 3х палат:

1. Прелаты Церкви – высшее духовенство

2. Выборные представители от среднего и мелкого дворянства

3. Горожане (с конца 13 в. утверждается термин – «третье сословие», помимо горожан сюда воли свободные крестьяне)

Привилегии: 1ые 2 палаты – освобождены от уплаты налогов

Голосование сословий: 3 голоса

Начинаются противоречия между привилегированными и непривилегированными сословиями

1357 г. – Столетняя война между Францией и Англией. Французский король попадает в плен

1357 г. – Великий мартовский ордонанс (был созван после того, как король попал в плен)

Основные положения:

· Сессии Генеральных штатов должны проводиться 2 раза в год независимо от воли короля)

· Без согласия Ген. штатов не могли быть введены новые налоги

· Могли контролировать расходы правительства

· Только с их согласия можно было заключить мир и объявить войну

· Необходимо провести реформы по упорядочиванию суда и администрации

Затем ситуация стабилизировалась, Ген. штаты были распущены, все мероприятия свернуты

В 1439 г. Ген. штаты приняли налог на содержание армии (налог был постоянным), поэтому они решили свою судьбу: больше они королю были не нужны.

Далее начинается новый период – эпоха абсолютизма (16-18 вв.)

Характеристики абсолютизма:

· Неограниченное личное правление монарха

· Отказ от сословно-представительных органов

· Опора на бюрократической аппарат

· Наличие регулярной армии

· Более совершенная финансовая система

· Преодолен дуализм светской духовной власти (церковная организация включается в государственную систему)

· Провозглашается божественная природа власти правителя

Поэтому начинает складываться абсолютизм, появляется Большой совет, Деловой совет, Частный совет, при этом Генеральные штаты ни разу не собираются.

При Франциске 1 появляется формула «ибо таково наше соизволение »

Указ 1536 г. наделил королевские органы власти на местах разнообразными административными полномочиями. Численность чиновников увеличилась более, чем на 100 %. Была создана специальная казна, куда поступали деньги о продажи должностей.

При Франциске 1 назначение на высшие должности превратилось в королевские пожалования.

Все это проходило в борьбе высших сословий за сохранение своей независимости.

В результате реформации образуется Гугенотская организация.

В 1629 г. министром становится Ришелье, который проводит ряд реформ, направленных на улучшение государственной власти.

· В 1626 г. издается декларация о снесении замков

· Запрещаются дуэли, как выражение политической самостоятельности дворянства

· В 1629 г. издается Эдикт Милости, который подтвердил свободу вероисповедания, но лишил гугенотов военных крепостей

Большое внимание уделялось государственному совету: укреплялось звание и должность статс-секретарей, которые стояли во главе ведомств. Продаж должностей по-прежнему сохранялась, а если должность покупалась, то после смерти купившего она передавалось по наследству. Вместе с тем Ришелье большое внимание уделяет созданию государственного аппарата на основе службы за вознаграждение. Вводится должность интенданта (вернее, она укрепляется, впервые были введены Генрихом 4). Вся страна была поделена на 34 интендантских округа, они проводили ревизии на местах и были проводниками политики центра на местах

Эдикт 1641 г. – ограничивал право Парижского парламента вмешиваться в государственные дела



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: