Рабочая программа практики
Вид практики учебная
Направление подготовки, специальность (шифр) 080400.62 Управление персоналом
Форма обучения очная
Курс, семестр 1 курс, 2 семестр
Срок обучения нормативный
Воронеж 2014
Рабочая программа практики составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) (шифр) 080400 Управление персоналом, специализация Управление персоналом организации
Стандарт утверждён «___» __________ 20___г.
Составитель программы __________ к.э.н., Зенина Г.Д. ____________________
(подпись) (должность, учёная степень, звание, ФИО)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры Управление персоналом _
(наименование кафедры)
Протокол № _____ от «___» ____________ 20 __г.
Зав. кафедрой __________ Поваляев А.Д.
(подпись) (ФИО)
Рабочая программа практики рассмотрена и одобрена методической комиссией инженерно-экономического факультета (института)
Протокол №____ от «___»_______________ 20__г.
Председатель методической
комиссии факультета ________________ _______________
Структура рабочей программы учебной практики
1. Целью учебной практики является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении курсов: «Экономика организации», «Основы управления персоналом», «Правовые основы предпринимательской деятельности», «Психофизиология профессиональной деятельности»; развитие и накопление навыков по анализу и совершенствованию организации системы управления персоналом.
2. Задачи учебной практики состоят в следующем:
- изучение и участие в разработке организационно - методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач управления персоналом организации по месту прохождения практики;
|
- проведение анализа отдельных подсистем системы управления персоналом организации;
- сбор необходимых материалов и документов для выполнения курсовых проектов по дисциплинам: «Управление персоналом организации», «Экономика и социология труда», «Основы организации труда» в соответствии с выбранной темой.
3. Место учебной практики в структуре ООП ВПО.
Для успешного прохождения практики студент должен иметь базовую подготовку по дисциплинам: «Экономика организации», «Основы управления персоналом», «Правовые основы предпринимательской деятельности», «Психофизиология профессиональной деятельности».
Дисциплины, для которых прохождение данной практики необходимо как предшествующее: «Управление персоналом организации», «Экономика и социология труда», «Основы организации труда», «Основы менеджмента».
4. Формы проведения учебной практики.
Учебная практика проходит в организациях, учреждениях, на предприятиях.
Общее методическое руководство практикой осуществляет кафедра «Управление персоналом». Заведующий кафедрой несет ответственность за уровень организации практики и ее результаты. Непосредственное руководство практикой студентов возлагается на профессоров, доцентов и преподавателей, имеющих необходимый практический опыт, утвержденных приказом проректора на конкретный вид практики.
Руководство практикой студентов в структурном подразделении организации – базы практики возлагается на руководителей (высококвалифицированных специалистов) указанных подразделений.
|
Руководитель практики от организации осуществляет повседневное организационно-методическое руководство и контроль за ходом практики прикрепленного за ним студента и определяет ему конкретные задания, которые должны соответствовать задачам и содержанию учебной практики в целом, помогает в сборе необходимых материалов.
Основными нормативно-методическими документами, регламентирующими работу студента на практике, является программа практики и «Дневник практики студента». По окончании практики предусмотрено представление студентом отчета по практике.
5. Место и время проведения учебной практики.
В соответствии с поставленными задачами базами практики являются промышленные предприятия, научно-исследовательские и проектные институты, банки, страховые, торговые, инвестиционные и иные компании, службы по труду и занятости, кадровые рекрутинговые агентства и другие организации, имеющие в своем составе службы управления персоналом или подразделения, выполняющие функции по управлению персоналом: отдел кадров, отдел управления персоналом, отдел обучения, отдел развития персонала, отдел организации труда и заработной платы, отдел мотивации и оплаты труда, отдел социального развития.
При выборе рабочего места для студентов необходимо руководствоваться тем, что они должны получить определенные практические навыки выполнения конкретной работы по управлению персоналом организации.
|
На период прохождения практики для студентов устанавливается режим работы, обязательный для тех структурных подразделений организации, вкоторых студенты проходят практику.
Каждый студент обязан максимально использовать отведенное для практики время, обеспечить качественное выполнение всех заданий, предусмотренных программой практики.
В каждой группе студентов, проходящих практику на одной базе, назначается староста. Он ведет учет посещаемости практикантами рабочих мест, перемещения студентов по подразделениям объекта практики.
При прохождении практики студент обязан:
• полностью выполнять задания, предусмотренные программой;
• подчиняться действующим в организации правилам внутреннего трудового распорядка;
• изучать и строго соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
• нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками.
Контроль за выполнением студентами программы практики обеспечивается проверкой собранных материалов руководителями практики от базы практики и от университета.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики.
ОК-10 | Знание и умение использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности |
ОК-13 | Осознание социально-экономической значимости будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности |
ОК-14 | Способность диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации |
ОК-17 | Наличие представления о роли и значении информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний |
ОК-19 | Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и корпоративных информационных системах |
ПК- 26 | Знание Гражданского кодекса РФ в части, относящейся к деятельности кадровой службы |
ПК-40 | Владение навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в т.ч. производительность труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению |
ПК-41 | Владение навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала |
В результате прохождения данной практики обучающийся должен
6.1 | Знать: |
6.1.1 | нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права |
6.1.2 | роль и значение информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний |
6.1.3 | место и роль предприятия (организации) в структуре национальной экономики РФ |
6.1.4 | производственную структуру предприятия и функциональные взаимосвязи его подразделений |
6.1.5 | типы организационных структур управления |
6.2 | Уметь: |
6.2.1 | диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации |
6.2.2 | проводить анализ общих технико-экономических, коммерческих, финансовых показателей деятельности предприятия |
6.2.3 | дать характеристику эколого-экономического состояния предприятия |
6.2.4 | анализировать условия охраны труда и безопасной жизнедеятельности работающих |
6.2.5 | проводить анализ качественного и количественного состава работников |
6.3 | Владеть: |
6.3.1 | навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в т.ч. производительность труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению |
6.3.2 | навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала |
6.3.3 | навыками разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках) |
7. Структура и содержание учебной практики.
Общая трудоёмкость учебной практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
Лекции | Практ. заня тия | СРС | Всего | |||
Цели и задачи практики (установка) | - | - | ||||
Задание 1. Получить общие сведения и провести анализ состояния организации | - | - | дневник студента по практике | |||
Задание 2.Изучить исходные данные и провести анализ численности персонала, его структуры, динамики, использования рабочего времени | - | - | ||||
Оформление отчета | - | - | отчет | |||
Итого | Отчет по практике |
Задание 1. Получить общие сведения и провести анализ состояния организации:
1.1 Наименование организации, цель создания, краткая историческая справка.
1.2 Основное содержание устава организации (законодательная основа, функции, права, ответственность).
1.3 Место и роль предприятия (организации) в структуре национальной экономики России (мирового хозяйства). Экономическая и социальная значимость, полезность деятельности.
1.4 Номенклатура и объем производства (оказываемых услуг) за 1-2 года. Производственная структура. Функциональные взаимосвязи подразделений.
1.5 Организация управления. Схема организационной структуры управления. Функциональные взаимосвязи подразделений и служб.
1.6 Соответствие экологическим стандартам. Планирование, финансирование осуществляемых мероприятий по охране окружающей среды и анализ их влияния на деятельность предприятия (организации).
1.7 Обеспечение условий охраны труда и безопасной жизнедеятельности работающих. Включение в коллективный договор (трудовое соглашение) информации о гарантированных условиях и охране труда на рабочем месте; о возможном риске повреждения здоровья; полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях, льготах.
Для выполнения «Задания 1» следует использовать устав организации, бизнес-план, годовые отчеты организации о производственно-хозяйственной деятельности: финансовый план (отчет), бухгалтерский баланс; отчет организации по труду (ф. № 2-Т); отчет о финансовых результатах и другие плановые и отчетные формы и документы.
Задание 2. Изучить исходные данные и провести анализ численности персонала, его структуры, динамики, использования рабочего времени:
2.1 Нормативно-правовые документы службы управления персоналом.
2.2 Численность персонала по категориям, удельного веса отдельных категорий, качественного состава работников по образованию, профессиям, полу, возрасту, стажу работы.
2.3 Использование рабочего времени в организации: баланс рабочего времени; среднюю продолжительность рабочего дня; величину и причины потерь рабочего времени за счет целодневных и внутрисменных простоев и невыходов на работу. Проанализировать изменение этих показателей за ряд лет (2 – 3 года) или по кварталам в течение года.
2.4 Динамику численного состава кадров организации: процент текучести в целом и по отдельным категориям персонала; процент принятых на работу и процент выбывших за год; основные причины текучести; процесс высвобождения работников в связи с ухудшением деятельности организации.
2.5 Функции службы управления персоналом по трудоустройству высвобождаемых работников; взаимодействия со службами занятости и биржами труда через передаваемые и получаемые документы и информацию.
Для выполнения «Задания 2» следует использовать отчеты по труду, справки, планы мероприятий и другие документы службы управления персоналом.
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые учебной практикой.
Используются такие научно-исследовательские технологии, как систематизация фактического материала, группировки информации организационного характера, в том числе по численности и структуре персонала, методы динамического и факторного анализа, проведение социологических исследований с последующим обобщением полученной информации, анкетирование, опросы, наблюдения и др.; встречи с руководителями компаний, посещение научных конференций, диспутов по проблемам менеджмента и управления персоналом.