Основные импульсы послевоенного экономического развития Японии




Введение

Быстрый экономический рост Японии после окончания Второй мировой войны, получивший название японского экономического чуда, привлек внимание всего мира. Стремление объяснить глубинные причины этого феномена породило огромное количество книг и статей, опубликованных как и в самой Японии, так и в других странах.

Начиная еще с эпохи незавершенной буржуазно-демократической революции Мэйдзи (1867г.), Япония после 300-летней самоизоляции предпринимала огромные усилия по модернизации своей экономики и общества, индустриализации и становлению на путь современного экономического развития. И лишь к середине 70-х годов ХХ столетия, т.е. через 100 лет, эта цель была достигнута. Япония стала не просто державой номер два по объему производимого ВНП, но и главным соперником и конкурентом США на мировом рынке, лидером НПТ в ряде важнейших и наиболее перспективных его направлений.

После победы над Российской империей в войне 1904—1905 гг. Япония испытала манию величия, которая привела ее к формированию серьезной военной мощи, союзу с фашистской Германией и к агрессии против ряда стран, включая США. Все это окончилось ее позорным поражением во Второй мировой войне. Тем не менее страна смогла встать на новый путь в своем развитии, начать глубокие преобразования в экономике и обществе.

В данной работе я поставила себе цель изучить специфику экономического развития современной Японии. В соответствии с поставленной целью мной были решены следующие основные задачи:

- обозначены основные импульсы послевоенного экономического развития Японии;

- названы причины, обусловившие «японское экономическое чудо»;

- определены слабости японской экономики;

- установлены современные реалии.

Методы исследования: обработка и анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.

Объект исследования: экономическое развитие Японии.

Предмет исследования: сильные и слабые стороны японской экономики.

 

Основные импульсы послевоенного экономического развития Японии

Многие японские специалисты подчеркивают, что для правильного понимания тех факторов, которые Япония использовала для ускоренного роста своей экономики, важно обратиться к периоду окончания Второй мировой войны, который дал стимул процессу восхождения страны к экономическим и научно-техническим высотам сегодняшнего дня.

Испытав горечь поражения, состояние полного краха и прострации после атомных бомбардировок, Япония как страна с невысоким уровнем экономического развития должна была коренным образом изменить национальное и экономическое мышление, выбрать для себя принципиально новую стратегию развития. Эта стратегия опиралась на принципиальный отход от

прошлого, создание новой структуры экономики и новой техники, новых стимулов к труду, демократизацию общества, развитие рыночных отношений и предпринимательства. Со временем на пути развития Японии встал и более конкретный ориентир — Соединенные Штаты Америки, которые, однако, упоенные победой и своим превосходством, не ставили перед собой подобных задач. Тогда никто и не помышлял, что Япония вообще способна решать столь сложные задачи.

Капитуляция Японии произошла 2 сентября 1945 г. Страна была оккупирована американскими войсками. Ее экономика находилась в состоянии полного хаоса. Выпуск промышленной продукции сократился до 20% довоенного уровня. Как и в Германии, в стране сохранялось прямое распределение продукции. Процветала инфляция. Экономика возрождалась медленно: довоенный уровень производства был восстановлен не в 1949 г., как в Западной Европе, а только к 1953 г.

Как и в Германии, программа восстановления хозяйства Японии была разработана по инициативе оккупационной администрации, лично ее командующего — генерала Д. Макартура. Была приглашена группа американских предпринимателей и менеджеров во главе с управляющим Детройтским банком Д. Доджем, которые и разработали соответствующую программу на 1946—1952 гг. (годы оккупации). На период действия программы реформированию подверглись все стороны общественно-экономической жизни страны, включая общественный строй, хозяйственный уклад и государственное устройство. Начался активный процесс демилитаризации и демократизацииЯпонии, перехода от тотальной командной экономики с упором на административно-контрольные функции к либеральной рыночной. Значительное развитие получили предпринимательские и рыночные структуры.

Главной из демократических реформ стал роспуск в 1947—1948 гг. дзайбацу, или холдингов, державших в своих руках акции закрытых вертикальных концернов в военно-промышленном комплексе (ВПК) страны. Были разукрупнены гигантские промышленные и торговые компании, а их акции пущены в свободную продажу. Повсеместно протекал процесс формирования независимых фирм. Антимонопольным законодательством 1947 г. запрещались картельные соглашения, различные виды рыночной дискриминации и создание жестких монопольных структур. Свобода торговых сделок и доступа к источникам кредитования получила правовую защиту. Все это заложило основы для создания здоровой рыночной, конкурентной экономики.

Важной стартовой реформой вслед за демилитаризацией и антимонопольной реформой была земельная реформа, проводившаяся в 1947—1950 гг. В соответствии с реформой государство выкупало помещичьи земли с последующей их продажей крестьянам, ранее бывшим арендаторами этих земель. Размеры участков ограничивались площадью до 1 га. К 1950 г. японские

крестьяне получили 80% всей арендной земли, что позволило сформировать слой свободных мелких фермеров и ликвидировать слой феодалов. Япония получила солидный крестьянский сектор с частной собственностью на землю. В результате стали развиваться товарно-денежные отношения между городом и деревней (русское слово "смычка" часто употреблялось в Японии в те годы), росла емкость внутреннего рынка, начался широкий процесс накопления капитала для последующей индустриализации.

В 1950 г. была проведена радикальная бюджетная реформа, направленная на достижение строгой сбалансированности и бездефицитности госбюджета. Убыточным предприятиям отказывали в предоставлении субсидий, прекращали компенсационные выплаты военным заводам за конверсию, был принят единый фиксированный валютный курс (без обратимости иены), предприятиям и банкам разрешалось проводить операции за рубежом. Все это остановило инфляцию, позволило отменить контроль над ценами и в конечном счете полностью утвердить в стране рыночные отношения.

На базе конверсии военных предприятий и новых инвестиций были созданы такие новые для Японии отрасли экономики, как автомобилестроение, производство электробытовых приборов, синтетических волокон, нефтехимия, электроника и др. На новой технической основе формировался массовый выпуск практически всего известного набора отраслей обрабатывающей промышленности. Таким образом, практически к концу 1960-х годов сложилась надежная индустриальная основа для широкомасштабного конкурентоспособного экспорта к успешного вхождения Японии в систему мировой торговли. Со временем страна все больше ориентировалась на высокотехнологичные отрасли, что давало огромное положительное сальдо в ее торговом балансе.

В процессе перестройки японской экономики были довольно активно использованы рычаги государственного регулирования в интересах формирования рыночной экономики. Были приняты чрезвычайные меры по регулированию денежной массы, а на ранней ступени реформ даже были введены

временные карточки для распределения 34 видов промышленного сырья и 52 видов потребительских товаров, включая продовольственные. Государство вводило селективные налоговые и кредитные льготы, осуществляло выборочный контроль над конкурентами в отдельных отраслях.

Более того, широко применялось государственное планирование, которое, однако, носило не командный, а сугубо рыночный, индикативный характер. С 1955 г. на непрерывной основе регулярно составлялись планы, в соответствии с которыми намечались конкретные отраслевые приоритеты в развитии японской экономики. Вначале упор делался на развитие базовых отраслей (черная металлургия, химическая промышленность, энергетика, судостроение, торговый флот), а уже позднее — на развитие автомобильной и нефтеперерабатывающей промышленности. В конце 60-х годов на первое место выдвигается электроника, особенно производство домашней

электронной техники, снискавшей огромную популярность во всем мире.

В результате среднегодовые темпы экономического роста (ВНП) страны за период с 1955 по 1970 г. составили примерно 11%. Это и было "экономическим чудом". Впоследствии темпы экономического роста Японии стали снижаться и в настоящее время составляют всего лишь 1—2% в год.

Чем было обусловлено это "чудо"?

2. Причины, обусловившие "японское экономическое чудо"

Обычно принято считать, что своим успехом Япония обязана высокой норме капиталовложений, низкой оплате труда, форсированному экспорту своей продукции и отсутствию больших военных расходов. Это, несомненно, так. Достаточно сказать, что норма капвложений в начале 1970-х годов достигла в Японии небывалого для стран Запада уровня: 38—39%. Но в то же время успех экономического развития Японии зависел и от ряда других причин.

Экономическое и научно-техническое развитие Японии в послевоенный период опиралось и ориентировалось на растущий массовый спрос как внутри страны, так и за рубежом, имевший прежде всего потребительский характер. Постоянно возрастало обратное воздействие личного потребления на

производство и его эффективность. В результате японский бизнес быстро окупал свои затраты, реализовывал высокую норму прибыли, а растущее накопление немедленно направлял в производственное инвестирование. Правящие круги и бизнесмены страны хорошо понимали, что при высоких темпах экономического роста, поддерживаемых растущей нормой капвложений, существует реальная опасность вхождения хозяйства страны в порочный круг "производства ради производства", и делали все, чтобы избежать его на основе быстрой оборачиваемости оборотного и окупаемости основного капитала, высоких темпов капитального строительства и нововведенческого процесса, четкой организации производства.

В Японии очень серьезно была воспринята мысль о том, что недоплата трудовых усилий или, что еще хуже, уравнительная оценка существенно разных результатов труда, а также экономически необоснованная переплата не способствуют росту производительности труда коллектива, созданию положительного климата на производстве. Японскому капиталу удалось заинтересовать широкие массы трудящихся в производительном труде путем продуманной системы его оплаты в соответствии с количественными и качественными параметрами, с учетом конечных результатов не только отдельного

работника, но и всего кадрового состава предприятия.

Таким образом были приведены в действие общественные силы, обеспечившие быстрый экономический и технический прогресс страны. Широкое распространение получили бригадные формы организации труда и его оплаты, патернализм и другие факторы. Этой же цели служили система пожизненного найма, формирование профсоюзов не по отраслевому, а по фирменному признаку, четкая премиальная система, привязанная к результатам труда и трудовому стажу. Размер премий, стимулирующих те или иные показатели эффективности производства, мог достигать на японских предприятиях полугодовой суммы заработной платы.

Пожизненный наем означает, что работник нанимается на конкретное место работы вплоть до пенсионного возраста. В случае избытка рабочей силы руководство предприятия или фирмы ограничивает сверхурочные работы, отказывается от приема новых работников. В этих условиях возникающие на

предприятиях вакантные места замещаются за счет продвижения по службе работников самого предприятия. Стимул к труду поддерживается системой оплаты за выслугу лет. Однако зарплата все же повышается не за стаж, а за рост квалификации и профессионализма.

Средний японец оказался в итоге органически втянутым в процесс расширения и совершенствования производства, ускорения НТП. Этому способствовала созданная ранее в стране система образования, которая была расширена и усовершенствована. Ныне практически каждый японский промышленный рабочий имеет законченное среднее образование. Большой толчок в развитии получила система высшего образования с ориентацией прежде всего на инженеров и других технических специалистов. Уровень и качество образования в Японии не ниже, чем в США, а по ежегодному выпуску

инженеров в области электроники и электротехники Япония намного превзошла США. По общему выпуску инженеров Япония тоже оставила США позади себя.

Важной особенностью японского общества является стремление реализовать националистические цели и таким образом стать лучше других, превзойти развитые в промышленном отношении страны. Не случайно результаты социологического обследования, проведенного в Японии и США, показали, что для американского рабочего его завод, как правило, чужой, а

для японского — свой. Так, на американском предприятии лишь 10—12% рабочих признались, что постоянно думают об общих проблемах его развития и стремятся участвовать в этом, а на однотипном японском — 61%.

Японский рабочий, имея примерно такую же общеобразовательную подготовку, что и американский рабочий, лучше обучен профессионально. По результатам того же социологического обследования средний японец, пришедший в данную организацию, на протяжении первых 10 лет работы обучается в течение 500 дней, или 50 дней в год, 1 день в неделю. В США

этот период в 6 раз короче. Ощущая себя частью организации, где он работает, японец стремится внести рационализаторские предложения, чтобы усовершенствовать производство и принести своей фирме дополнительный доход.

Широкие массы рабочих в Японии всячески привлекаются к рационализаторской деятельности и участию в контроле качества производимой продукции. Получила широкую известность, в частности, практика японских фирм по созданию кружков контроля качества. Эти кружки, состоящие из представителей работодателя и рабочих в лице профсоюза, призваны изыскивать резервы постоянного совершенствования качества продукции в интересах повышения конкурентоспособности и престижа фирмы. Высокое качество товаров позволило Японии завоевать одно их ведущих мест в мире по конкурентоспособности производимой продукции.

Японский стиль управления американцы часто называли скрытым экономическим оружием Японии. В США его внимательно изучали, приглашали японских менеджеров и других специалистов не только для обмена опытом, но и для проведения конкретных работ по перестройке систем управления американскими корпорациями.

В Японии обращают на себя внимание так называемые социальные контракты, цель которых не допустить конфликтных ситуаций путем переговоров и вовлечения профсоюзов в систему принятия решений. Так, широко практикуется проведение консультаций между менеджерами и представителями профсоюзов по конкретным вопросам управления производством, составления планов и коллективных договоров, условий труда, премирования и т. д. Помимо этого промышленный бизнес поддерживает тесный контакт с правительственными ведомствами и банковским капиталом.

Наряду с образованием и стимулированием трудовой активности важным фактором повышения степени использования "человеческого капитала" являются затраты на НИОКР. Сегодня Япония по затратам на науку занимает второе место в капиталистическом мире после США, но темпы роста этих

затрат в Японии выше, и в настоящее время их доля в ВНП превышает 3%. По числу занятых научных работников Япония превосходит Великобританию, Францию и ФРГ, имеете взятых.

Наука в Японии тесно связана с промышленностью. Около

80% затрат на НИОКР берет на себя промышленность. Естественно, что главный упор при этом делается на прикладные исследования и разработки, в области которых Япония часто демонстрирует превосходство над США. Значительная часть теоретических исследований в университетах страны проводится по заказам промышленности. Почти все НИОКР носят невоенный, гражданский характер[1].

Разработан план создания в главных префектурах страны многочисленных технополисов — промышленных зон, где частными фирмами совместно с университетами предусматривается создание всех условий для работы предприятий современных отраслей промышленности. В этих зонах, в которых будут проживать до 200 тыс. человек, будут работать предприятия с

высоким уровнем развития техники и технологии и различные научно-исследовательские институты.

Правительственные чиновники надеются, что технополисы станут передаточным звеном в цепи создания структуры промышленности XXI в., полигоном для испытания и проверки новейших достижений научной и инженерной мысли.

Целям успешного претворения в жизнь задачи "догнать США" в научно-техническом отношении и занять передовые позиции в мире послужила политика, направленная на соединение инициативы бизнеса с государственным регулированием.

Важную роль в проведении этой политики сыграло Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), созданное в 1953 г. специально для стимулирования и обновления производства и экспорта на базе НТП. Государство оказалось настоящим катализатором экономического роста и научно-технического прогресса, хотя его участие в создании ВНП было не столь значительным по сравнению с США и странами Западной Европы. В результате возникла так называемая японская корпорация — объединение промышленных фирм, банков, профсоюзов и государства, столь грозное для американских и западноевропейских конкурентов.

Первыми отраслями, к которым была применена новая промышленная политика, были сталелитейная, угольная и электроэнергетика. По мере накопления опыта эта политика становилась все сложнее и утонченнее. Она распространилась на судостроение, автомобильную и химическую промышленность, а затем и на станкостроение и другие машиностроительные отрасли. В настоящее время главный акцент в проведении промышленной политики Япония делает на ЭВМ шестого поколения, полупроводники, робототехнику четвертого поколения, биотехнологию и новые материалы. Япония превзошла США по развитию производства сверхмощных ЭВМ и интегральных схем, роботов, видео- и фототехники, керамики и других новейших и перспективных изделий. Это прежде всего наукоемкие изделия, при производстве которых японцы стремятся как можно больше добавить к исходному сырью собственный труд, новую стоимость.

Отдел науки и техники МВТП Японии ежегодно разрабатывает постоянно обновляемый перечень исследовательских тем и изделий. В соответствии с перечнем фирмам выделялась помощь в виде льготного кредитования и налогообложения. Например, фирмам, разрабатывающим или выпускающим принципиально новую, пионерную продукцию, предоставлялись налоговые льготы в размере 25%, а по некоторым видам — до 50% объема затрат на НИОКР. Фирмам, наладившим выпуск особо важных изделий, разрешалось в первый год выпуска их на рынок повышать амортизационные отчисления в размере до 25% стоимости их продажи; 70% доходов, полученных от экспорта новейшей техники и технологии, освобождались от налогообложения.

Япония в полной мере использовала преимущества молодой страны, вбирающей опыт США. За период с начала 50-х по конец 70-х годов было зарегистрировано около 34 тыс. случаев приобретения японскими компаниями иностранной техники и технологии, платежи за использование которой составили примерно 11,1 млрд. долл. К началу 70-х годов на долю продукции, выпускаемой на основе применения иностранной техники и технологии, приходилось 10% общего объема промышленного производства страны.

Вначале заимствование Японией чужой техники и технологии имело характер простой имитации. Однако постепенно имитация переросла в серьезную переработку исходной идеи и ее технологическое воплощение. Япония стала закупать лучшие американские образцы изделий или лицензии и создавать на этой основе практически новые продукты более высокого качества. На повестку дня встал вопрос о технологической независимости страны.

Экономическая молодость Японии обусловила возраст ее предприятий и станочного парка. По сообщениям печати, средний возраст японских предприятий был меньше, чем в США и ФРГ. В Японии появилось больше промышленных роботов и гибких автоматизированных систем, чем в США.

Из-за врожденной слабости японской экономической базы (отсутствие своего сырья, узость внутреннего рынка и зависимость от внешнего рынка) и необходимости ее максимальной компенсации правящие круги и бизнес страны стали выдвигать далеко идущую программу превращения Японии в крупную и во многом независимую технологическую державу, крупного экспортера новейшей (уникальной) продукции и технологии. Всячески поощрялся экспорт наукоемкой продукции и прежде всего электронной техники. В результате страна из чистого импортера превратилась в чистого экспортера новой техники. Япония стала предлагать мировому рынку продукты, часто не

имеющие конкуренции в других странах, созданные в основном на базе собственных исследований и разработок. Японцы не делали секрета из того, что они хотят превратить свое высокоиндустриальное общество в общество, основанное на глубоких знаниях и высокой технологии.

Нельзя сбрасывать со счетов и особенности японского национального характера, национальные черты в социально-экономическом развитии страны. Как уже отмечалось, Япония показала пример эффективного заимствования иностранной техники и технологии, их быстрого освоения и распространения. Это было связано не только с гибкостью государственного вмешательства в экономику страны, но и со спецификой японской культуры, философии и национального характера. Современная японская культура и философия вобрали многие черты феодальных времен, такие, как послушание, преданность хозяину, вера в национальную самобытность и даже исключительность, умение быстро овладевать опытом и знаниями, если они могут принести пользу стране. Наряду с этими чертами успешно прививаются коллективистский менталитет (взгляд, образ мыслей), бригадные методы труда, умение быстро и сообща решать проблемы, особенно если они затрагивают интересы, честь или престиж нации, отрасли или даже отдельной фирмы.

Японский рабочий работает только хорошо, с высокой самоотдачей не потому, что опасается контроля или санкций за плохую работу. Иначе он работать не может, так как это неэтично, не отвечает привычным ему с детства нормам поведения. Нарушение общепринятых моральных устоев грозит строгим осуждением, поэтому лично для японца неприемлемо.

В Японии признают, что быстрый экономический и особенно научно-технический прогресс был бы невозможен в условиях крупномасштабных военных расходов и военного производства. Как известно, доля военных расходов в ВНП в Японии намного ниже, чем в США: до последнего времени

она не превышала 1%[2].

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что прошли те времена, когда военное производство было пионером в создании образцов новой техники. Теперь скорее наоборот: военный сектор использует и монополизирует технические новинки, созданные в гражданском секторе, мешая их коммерциализации. В США многие технические новинки, как правило, засекречивались, изымались из нормального процесса воспроизводства и использовались в ограниченных масштабах в военном производстве. Япония же делала ставку на массовое производство этих технических новинок и их скорейшую

коммерциализацию, добиваясь преимуществ на рынке и в техническом прогрессе. Именно этим можно объяснить традиционно высокий социальный статус инженера и исследователя в Японии, особенно в гражданском бизнесе. Из 10 выпускников высшей школы в Японии 9 самых сильных (инженеров)

идут в невоенный бизнес и лишь 1 (послабее) — в военное производство. В США наблюдается другая картина: из 10 выпускников 4 самых сильных идут в военное производство.

Особое место в экономике страны заняла внешняя торговля. Япония постоянно ориентировалась не только на самые передовые технические потребности в современном мире, но и на их изменчивость, диверсифицированность. Недостаточная емкость внутреннего рынка (в отличие от США) заставляла страну искать новые рынки сбыта.

Япония представляет собой яркий пример сочетания жесткого протекционизма с агрессивной экспортной политикой. Высокий протекционистский барьер не привел к изоляции японской промышленности от внешнего мира. Более того, со временем протекционизм стал служить Японии не только

средством защиты отечественных производителей, но и инструментом агрессивного экспорта, призванного завоевывать внешние рынки, но при этом лишь дозировано открывать свои рынки для иностранных товаров.

В результате выполнения Японией 8-летней программы "токийского раунда" ГАТТ (1979 г.) средний уровень ставок таможенного обложения в стране снизился к 1987 г. более чем на 25% и по основным промышленным товарам составил в среднем немногим более 3%. В рамках введенной в 1971 г. Общей системы преференций Япония предоставила льготный таможенный режим (наряду с развитыми в промышленном отношении странами) 140 развивающимся государствам и территориям[3].

Вместе с тем Япония сохраняет активное нетарифное регулирование импорта. Традиционно защищается слабое отечественное сельское хозяйство: из 77 наименований квотируемых товаров 23 приходятся на сельскохозяйственную продукцию. Широко применяется система стандартов и качественных характеристик, которая служит эффективным средством ограничения импорта.

Япония стала лидером в поставках на мировой рынок ряда высокотехнологичных продуктов — оптоволоконной связи, биотехнологии, роботов, электроники нового поколения, композиционных суперматериалов и др. Развитие ресурсо- и трудосберегающих производств позволяет снижать зависимость страны от импорта сырья и материалов. Сегодня Япония стремится

размещать производство бытовой электроники, теле- радиоаппаратуры и средств связи среднего уровня в других странах, а готовую продукцию затем ввозить к себе. В настоящее время объем импорта электронных компонентов и полуфабрикатов уже превосходит объем импорта железной руды или нефти.

Характеризуя в целом японский капитализм, следует отметить ряд национальных особенностей, отличающих его от классического капитализма Западной Европы и США. Не случайно японцы не относят свою страну к Западу. Японский капитализм менее статичен, более социализирован, несет отпечаток феодальных пережитков, получивших в новых условиях новое качество, отличается большим развитием коллективистских, кооперативных начал.

Для Японии характерны также специфические отношения между трудом и капиталом, государством и бизнесом. С феодальных времен сохранились "неиспорченность" рабочего человека, его непритязательность, жертвенность, готовность угодить хозяину и т. д. И в то же время это высококвалифицированная рабочая сила, не чуждая веры в национальную предопределенность своей страны, своего общества. Труд японского рабочего отличается большой самоотдачей и сознательностью.

Государственное вмешательство в экономику осуществлялось поначалу достаточно осторожно, селективно, но затем расширялось и усиливалось. Профсоюзы не выступали, как в США, против роботизации и других форм автоматизации.

Американцы во взаимоотношениях с японцами часто не понимали специфических особенностей японского общества и национального характера страны, поэтому порой действовали напролом и не добивались успеха. В результате резко обострилась торговая борьба между США и Японией, обе стороны прибегают к жестким протекционистским мерам. При этом администрация США открыто критикует экономическую политику Японии, заставляет ее идти на уступки, угрожая сокращением передачи новой технологии. В свою очередь, японская печать часто в весьма острых выражениях осуждает

политику США за грубость, экстремизм, непонимание японской специфики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: